КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лайнус Полинг, 1962
Чаще всего те, кто обладает властью, убеждают себя и других, что они заслужили то, что получают. Мужчины, например, могут воспринимать низкие зарплаты женщин как вполне справедливые, приписывая вкладу женщин меньшую ценность. А как реагируют эксплуатируемые? Элайн Хатфилд, Уильям Уолстер и Эллен Бершайд выделяют три возможности. 1. Люди могут принимать и одобрять свое приниженное положение («Мы бедны; это все, чего мы стоим, но мы счастливые»). 2. Они могут требовать компенсации, возможно, стыдить, изводить и даже обманывать своих эксплуататоров. 3. Если ничего не помогает, они могут попытаться восстановить справедливость с помощью возмездия. Одно интересное следствие теории баланса, подтвержденное экспериментально, состоит в том, что чем более компетентными и полезными ощущают себя люди (чем выше они оценивают свой вклад), тем сильнее их чувство обделённости и, соответственно, стремление к компенсации. Мощные социальные протесты обычно исходит из тех социальных слоев, которые считают, что они заслуживают больше, чем получают. С 1970 года возможности выбора профессии для женщин значительно возросли. Парадоксальным – хотя и понятным для специалистов по теории баланса – образом точно как же возросло и ощущение неравенства в положении женщин. До тех пор пока женщина сравнивает свое положение и зарплату с тем, что имеется у других женщин, она в целом чувствует себя удовлетворённой – даже несмотря на непропорциональные обязанности в работе по дому. Ныне женщины склонны рассматривать себя как равных с мужчинами, и их чувство сравнительной ущемлённости возросло. Критики возражают, что баланс вклада и дохода не единственно приемлемое определение справедливости. По словам Эдуарда Сампсона, приверженцы теории баланса ложно предполагают, что экономические принципы капиталистических западных стран универсальны. В некоторых некапиталистических культурах справедливость определяют как уравниловку или даже удовлетворение потребностей: «От каждого по способностям, каждому по потребностям» (Карл Маркс). Когда вознаграждения распределяются внутри какой-то группы, люди, социализированные в рамках коллективистской культуры, скажем китайской или индийской, благосклоннее относятся к уравнительному распределению или распределению по потребностям, чем в индивидуалистической Америке. В коллективисткой, уважающей старость Японии зарплаты редко основаны на производительности, а чаще – на старшинстве. В индивидуалистической Америке за оплату по труду высказываются 53 % опрошенных, в Британии – только 32 %, а в Испании – 26 %. А следует ли правительству уменьшить дифференциацию доходов или гарантировать минимальный доход? Да, отвечают 39 % американцев, 48 % канадцев и 65 % британцев. И даже в индивидуалистических культурах справедливость иногда определяют на основе иных критериев, нежели баланс вклада-дохода. В семье или в альтруистических организациях критерием может быть потребность. В дружеских отношениях это может быть уравнивание. При конкуренции победитель может забирать все. Итак, насколько же универсальна тенденция определять справедливость через баланс вклада-дохода? И на основе чего следует распределять вознаграждение? Потребностей? Равенства? Вклада? Некоторой их комбинации? Политический философ Джон Ролз предложил нам рассмотреть будущее, в котором наше собственное положение на экономической лестнице было бы неизвестно. Какой принцип справедливости мы бы предпочли? Грегори Митчелл и его коллеги сообщают, что студенты американского университета предпочитают отдавать должное уравниловке, чтобы гарантировать себе прожиточный минимум, если они окажутся на социальном дне, но также приветствуют некоторые премии за производительность. В Трудовом кодексе РФ предусмотрены следующие принципы оплаты труда: 1. Оплата по труду (статья 132). 2. Равная оплата за труд равной ценности (статья 22). Аристотель считал справедливость главной добродетелью (хорошим качеством) человека. Вначале он полагал, что принцип справедливости – это равенство. Всем – поровну. Когда стало понятно, что поровну – не значит по справедливости, ввёл дополнительный принцип справедливости – принцип пропорционального равенства. Много потрудился – много получишь, мало потрудился – мало получишь. В межличностных отношениях принцип справедливости трансформировался в принцип равноценности обмена (принцип взаимности) М1 + И1 + Э1 = М2 + И2 + Э2,
где М1, И1, Э1 и М2, И2, Э2 – соответственно материальное, информационное и эмоциональное содержание обмена между первым и вторым партнёрами по взаимодействию и общению. Но существует ещё принцип, корректирующий принцип равноценности обмена: принцип социальной ответственности. И наряду с принципом равноценности обмена (принципом взаимности) поведение людей регулируется принципом социальной ответственности. Это означает, что мы должны помогать тем членам общества, которые по объективным причинам не могут сами о себе позаботиться – малым, старым, больным, жертвам военных конфликтов, катастроф – землетрясений, пожаров, взрывов, беженцам, переселенцам. Социально ответственная организация берет шефство над школами, детскими домами, помогает своим (хотя бы) пенсионерам, больницам, хосписам, домам престарелых, культуре, образованию, армии, животным и т. д.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |