КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные исторические типы мировоззрения
♦ Миф - необходимая категория сознания и бытия вообще, сфера «энергийного самоутверждения личности» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово». Для архаичной культуры миф - не только способ мышления, но и средство консолидации первобытной общины, «практическое руководство первобытных верований и поведения» (Б. Малиновский). Миф - это рассказ о событиях, о которых зависело само существование древних людей, продукт воображения, но нечистой фантазии. Носителем мифа на первом этапе человеческой истории является общество в целом, которое осуществляет регуляцию поведения членов рода через "'запреты и регламентацию. В последующем миф приобретает художественную и эстетическую ценность, сохраняя свою социальную роль и воспроизводясь в становлении психического мира индивида. Миф неоднократно становился предметом философского осмысления. Философия осознает себя как попытку разгадать тайну мифа (Лосев А.Ф.). В философии романтизма и психоаналитической концепции К.Г. Юнга миф – носитель истины, недоступной рациональному объяснению, голос прошлого, «коллективного бессознательного», хранящий прообразы жизни единого человечества. Миф стремится постичь смысл мира для того, чтобы жить так, как живет мир, то есть постоянно обновляясь. Для Ф. Ницше миф - жизненное условие любой культуры. Для К. Леви-Стросса миф - это своеобразная логическая модель для рационального освоения мира, основа неолитической революции. Миф символизирует отношения между объектами и лицами, развертывание мифа непрерывно в противоположность прерывности его структуры. В философии ХХ в. существуют две основные тенденции в трактовке мифа. С точки зрения сциентистски-ориентированного сознания, мифом является все, что нельзя верифицировать посредством методически осуществляемого опыта, миф - это игра фантазии или грубая форма философской спекуляции, не являющаяся истинным способом познания. С точки зрения гуманитарного мышления, миф - это универсальное прозрение, охраняющее жизнь от удушающих объятий технократизма и прагматизма, обладающее разумностью и истиной. В философии ХХ в., особенно в философии структурализма, были выяснены особенности мифологического мышления как своеобразного моделирования мира, позволяющего фиксировать и передавать опыт поколений. Закон сопричастности как закон мифологического мышления, описанный Л. Леви-Брюлем, выражает чувство непосредственного единства члена племени со своей социальной группой и с определенным животным или растительным видом. Закон пралогической причинности, при сущий мифологическому мышлению, утверждает непосредственную связь следствия с причиной. Причем причиной того или иного события считается все, что угодно, когда и где угодно. «То, что волнует» равнозначно для мифологического сознания «тому, что существует». Однако причины положительных событий-следствий всегда находятся внутри данной социальной группы или исходят от духа предков, а причины негативных следствий сосредоточены во враждебных социальных группах или связаны с нарушением табу. Склонность к тонким различениям и классификациям, присущая мифологическому мышлению, объясняется глубоким убеждением в фундаментальном всеединстве жизни и эмоционально-ассоциативным способом освоения мира. Мир явлений для мифологического мышления не безликое «оно», а уникальный непредсказуемый и всегда одушевленный мир отношения «я – ты». Миф есть оправдание человека смыслом, весь доступный мир рассматривается как целое и сопричастное человеку. Если представить мифологическое мышление в философских категориях, то здесь отсутствует различение естественного и сверхъестественного, необходимого и случайного, отдельного и общего, объективного и субъективного, духовного и телесного. Значение мифологического мышления в культуре ХХ в. не только не уменьшается, но увеличивается. Так, известный методолог науки П. Фейерабенд считает достижения мифа более значительным, чем научные достижения, которые лишь меняют культуру, основанную мифом, и не всегда в лучшую сторону.
♦ Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, воссоединение). В самом широком смысле религия есть вид мировоззрения и образ действий, которые определяются поклонением высшему началу, стремлением соединиться с ним, служить восходящим к нему идеалам. В более узком и общепринятом понимании религия («историческая», «позитивная») есть социально-организованная вера в священное и основанный на ней способ общественной и личной жизни. Священное (сакральное) – высшая «чудесная», сверхъестественная, потусторонняя, трансцендентная реальность. Это особый мир, содержащий смыслы, образцы, силы, абсолютно значимые для мирской (профанной) - обыденной, посюсторонней реальности. Развернутый образ сакрального мира дается в основном в виде мифа. В качестве средоточия сил священного обычно представляется божество. В отношении к священной реальности верующие испытывают страх, трепет и восхищение. Ей поклоняются, ее почитают, чувствуют зависимость от нее, обязательства перед ней, с нею связывают надежды на высшее счастье, на спасение. Согласно П.А. Флоренскому, «если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменологически религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение», понимаемое как «равновесие душевной жизни». «А водворяя мир в душе, она умиротворяет и целое общество, и всю природу». В религии приобщение человека к высшим ценностям достигается через отношение к Абсолюту-святыне. Это отношение включает в себя устранение раздробленности, отчужденности существования - собор, означающий единение в любви и вере, обретение целостности отдельным человеком, общностью, историей, природой, - и всем сущим. С позиций атеизма, религиозное преодоление отчуждения человека от наиболее ценного для него объявляется иллюзорным и предлагаются альтернативные решения проблемы. Так, Фейербах полагает, что религия коренится в противоречивой сущности человека. Он есть единство индивида и рода, конечного и бесконечного, «Я» и «Ты». Человек, не сознавая этой двойственности, отчуждает свою сущность, представляет ее в виде Бога, удваивает мир. Этика любви Фейербаха должна вернуть любовь, обращенную к Богу, тому, кому она, по сути, предназначена, - человеку. Отчуждение исчезнет, когда люди будут следовать, принципу «человек человеку Бог», Марксисты полагают, что религия как форма общественного сознания производна от общественного бытия. «Всякая религия, - писал Энгельс, - является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных», Религия, по словам Маркса, есть «всеобщее основание утешения и оправдания» «превратного мира», «опиум народа», «Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного счастья», Оно будет выполнено, когда в бытии исчезнет источник отчуждения, то есть когда придет конец господству частной собственности на основные средства производства. Поскольку религия предлагает индивиду и обществу мировоззрение с ценностными ориентациями, претендующими на абсолютный характер, а также соответствующий образ жизни, она может выступать как культурно-интегрирующая духовная сила. Истоки многих специализированных сфер культуры - искусства, права, философии и т.д. лежат в едином мифо-религиозном комплексе. В некоторые эпохи, как, например, в христианском средневековье, религия является ведущей парадигмой культуры. В развитом виде историческая религия включает в себя в качестве основных компонентов соответствующие виды сознания, деятельности, отношений, учреждений. Религиозному сознанию – мировоззрению, ядром которого является вера в священное, принадлежит определяющее положение в религии. Религиозное сознание ценностно и эмоционально насыщено, чувственно наглядно, символично, диалогично. В религиозной деятельности различается культовая и внекультовая (теоретическая, пропагандистская, политико-организационная и т. п.) составляющие. Важнейшее дело религиозной жизни- культ - проходящее в форме ритуала взаимодействие со священной реальностью, в котором актуализируются ее символы и события (миф). Религиозные отношения включают в себя отношения к явлениям сакрального мира, а также - профанного, поскольку они соприкасаются с сакральным (например, в повседневном обращении к нормам религиозной морали). Религиозные учреждения в своей совокупности образуют церковь (в широком смысле слова), основной организационной единицей которой является религиозная община. Типичным для церкви является строго иерархическое устройство, специализация, разделение верующих на клир и мирян. Основные способы действия (функции) религии, как вытекает из приведенных выше ее характеристик, следующие. Религия, во-первых, дает ценностные мировоззренческие ориентиры, связывающие частное бытие с абсолютным началом и компенсирующие горести существования. Во-вторых, освящает определенные установления, порядки, критерии, утверждая их безусловную легитимность (законность). В-третьих, регулирует формы поведения и общения, организует социальное время и пространство, соотнося их с явлениями священной реальности. В-четвертых, интегрирует достижения различных областей деятельности, способствует сохранению и, в определенной степени, развитию культуры. Религиозный способ утверждения жизненных устоев и культурного строительства имеет свои границы, обусловленные тем, что приверженцы тех или иных вероучений склонны придавать исключительную, сакральную ценность именно их канонам; не отвечающие им установления обесцениваются, делегитимизируются. Главные факторы человеческого существования, поддерживающие религиозность, распределяются по трем большим разрядам. Первое - личностно-экзистенциальные факторы: конечность индивидуальной жизни, ответственность за свою судьбу, за ценностный выбор; стремление к самоутверждению, к идеалу; одиночество, потребность в общении и т. д. Второе - явления природного и социального порядка: разрушительная и созидательная сила природы, ее красота; отчуждение в обществе; значимость социальных норм, мнений, настроений, традиций и т. п. Третье - гносеологические причины: ограниченность чувственного и рационального познания; ценностный характер знания; интуиция, воображение, образность и диалогизм мышления, абстрагирование и олицетворение и т. д. По весьма спорному вопросу о происхождении религии имеются две крайние противоположные позиции. Согласно первой, теистической, утверждается прамонотеизм, то есть изначальное существование веры в единого Бога-творца. Сторонники второй, атеистической позиции полагают, что в человеческой истории был длительный дорелигиозный период. В свете современных научных данных представляется наиболее вероятным, что религия возникает вместе с человеком и на первых порах существует в виде первобытных верований. Их главные формы: магия (представления и практика, исходящие из веры в таинственные силы, которые можно использовать в целях воздействия на людей и явления); фетишизм (основан на представлении о способности определенных предметов после обращения к ним, положительно или отрицательно влиять на человека); анимизм (вера в существование душ и духов); тотемизм (предполагает наличие родственной связи между общностью людей и определённым животным и растением). Из первоначальных верований образуются племенные религии, потом возникают национально-государственные и мировые. К традиционным мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам.
♦ Философия - форма мировоззрения, и как таковая, имеющая тот же предмет (всеобщее в системе мир - человек) и в основном тот же круг проблем, что и другие формы мировоззрения. Исходной проблемой в ней является проблема смысла жизни. Отличие философии от мифологической, религиозной и обыденной форм мировоззрения – в глубокой связи с наукой, а отличие от натуралистской формы, тоже входящей в науку как сферу культуры - опирающейся в решении мировоззренческих проблем на понятия и принципы какой-либо частной науки - в широком базисе, включающем не только весь комплекс частных (естественных, общественных и гуманитарных наук), но и опыт художественного освоения действительности, повседневный опыт людей, вообще весь исторический опыт человечества. Философия обобщает эту информацию во всеобщих категориях. Философия может рассматриваться вид науки, а также вид идеологии, род художественного знания (искусства), род трансцендирующего знания с его медитацией и верой. Наконец, философия есть и разновидность обыденного знания с его здравым смыслом и мудростью. Все эти аспекты философского знания взаимосвязаны между собой в философии как форме общественного сознания и духовной культуры. Однако в конкретных системах они во взаимосвязанном виде редко когда представлены; чаще всего в этих системах превалирует то идеологическая, то научная, то художественная или какая-либо иная сторона. Многоаспектность философского знания есть одна из причин несходства и конфликтов между отдельными философскими концепциями. Несмотря на это, философия интегральна. В ней представлены все сферы духовной культуры, и в этом отношении она выступает эффективным фактором интеграции этой культуры. М. М. Бахтин отмечал: философию «можно определить как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)» («Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 384). Философия имеет своеобразные функции: мировоззренческие и общеметодологические, которые, в свою очередь, включают в себя целый ряд функций.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |