Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфуцианство

Даосизм.

Философский даосизм представлен творчеством Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.), Ян Чжу (ок. 440—334 гг. до н. э.), Ле-цзы (VI в. до н. э.), Чжуан-цзы (ок. 369—286 гг. до н. э.). Основоположником даосизма является Лао-цзы, автор трактата “Дао дэ цзин”.

Даосизм обращается к родовому прошлому, в котором усматривает природно-социальный идеал. В центр Дао даосизм выдвигает своего ставленника — совершенно мудрого человека. В его задачу входит умозрительное считывание (видение) в архетипе Дао естественных принципов жизни и ретрансляция их в человеческую Поднебесную.

Лао-цзы отрицательно оценивает настоящее и квалифицирует его состояние как всеобщий хаос. Причина усматривается им в некогда совершенном цивилизацией нарушении естественного космогенеза Дао. В пределе своих космических истоков Дао — есть вселенская пустота с “перпендикулярной” натяженностью силами инь и ян. Свою задачу Лао-цзы видит в том, чтобы вывести Поднебесную из трагических границ цивилизации, вернуть ее по инволюционному маршруту к пустоте — Дао и оттуда уже вновь пройти вместе с ней путь естественной генерации без цивилизационных помех.

Лао-цзы не приемлет борьбы, т. к. это есть способ существования цивилизации и движущий мотив ее развития. Он вводит принцип естественности (“цзы жань”), посредством которого снимает цивилизационные атрибуты с общества. Гармония Дао достигается не через цивилизацию и не вопреки ей, а вне ее. Поэтому все вытекающие из естественности принципы звучат с отрицанием “не”: недеяние, недвижение, неслужение, неучение, неговорение, неименование, неборение, ненасилие, незнание и т. д. Человек обращается к естеству, и естество приходит само.

 

Одно из наиболее влиятельных течений китайской философии, оказавшее влияние на общественное сознание современных китайцев. Основателем этого направления является Конфуций (551—479 гг. до н.э.). Главное его произведение — книга “Лунь юй” (“Беседы и рассуждения).

Небо Конфуций рассматривает в связи с человеком, а не природой, именно человек является главным предметом его философии, которая обладает ярковыраженной антропоцентрической направленностью.

Видя разложение общества и падение нравов, Конфуций главное внимание уделяет вопросам воспитания идеального человека, которое должно осуществлять в духе уважения к окружающим людям и обществу. Такое воспитание должно включать в себя выработку правил поведения и обязательность исполнения каждым человеком своих функций.

В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания у Конфуция лежит религиозный ритуал. Основа мудрости — соблюдение ритуалов, а философия способствует его правильному объяснению и пониманию.

Для понимания того, в чем состоит сущность воспитания идеального человека, следует прояснить значение категории “жэнь”, которая переводится по-разному: высшая добродетель, доброта, гуманность и т. д. В самом общем виде можно сказать, что “жэнь” — это прежде всего человечность, основное требование, предъявляемое к человеку. Основой “жэнь” выступает “сяо”, означающее сыновнюю почтительность, уважение к родителям и старшим. Это одновременно и самый эффективный метод управления страной, которая является по сути большой семьей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Буддизм | Историко-культурные предпосылки формирования философии в Древней Греции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.