Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Николай Кузанский

Томмазо Кампанелла.

Томас Мор.

Томас Мор в своем главном произведении “Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства на острове Утопия” рассматривает целый ряд социальных и политических проблем своего времени. Корень многих социальных бед он видел в частной собственности. Но, с его точки зрения, изменить общественные отношения нельзя исключительно законодательным путем. Свой идеал совершенного государственного устройства он продемонстрировал на примере острова Утопия, где мы находим общественную собственность, высокоорганизованное производство, справедливое, в смысле равное, распределение общественных благ. Все люди на острове не только имеют право, но и обязаны работать.

На острове Утопия все граждане равны, вместе с имущественным равенством отсутствуют различия и в социальном статусе. Работают граждане Утопии не весь день, как это было во времена Мора, а по 6 часов в день, для того чтобы оставалось время для развлечений. Наиболее тяжелую работу выполняют преступники.

Политическое устройство Утопии основано на принципах выборности и старшинства. Семья организована не столько на родственных, сколько на производственных началах.

 

Томмазо Кампанелла разрабатывает концепцию идеального общества в работе “Город Солнца”. Он высказывает мысль о необходимости коренных социальных преобразований, направленных на реализацию Царства Божьего на земле, призывая к ликвидации частной собственности и эксплуатации, не соответствующих христианской совести и добродетели.

Государственное устройство идеального города он рисует как теократическую систему, во главе которой стоит жрец. Политическая, светская власти сращиваются с церковной, духовной, а религия граждан города Солнца сливается с философией природы. В идеальном обществе Кампанеллы упразднены собственность и семья. Дети воспитываются государством, которое уделяет огромное внимание развитию науки и просвещению.

 

Лекция № 12.

Тема: Натурфилософское направление.

 

Не менее значимыми предстают натурфилософские воззрения мыслителей эпохи Возрождения. Наиболее последовательно стремление к разработке философских учений о природе нашло свое отражение в творчестве Николая Кузанского (1401—1464), Джордано Бруно (1548—1600), Бернардино Телезио (1509—1583), Леонардо да Винчи (1452—1519) и др.

 

В качестве главной проблемы Николай Кузанский ставит перед собой отношение Бога и мира. Несмотря на то, что он понимает эту проблему теоцентрически, тем не менее он не дублирует средневековое схоластическое богословие. Исходя из своей концепции “ученого незнания”, он считал, что познание вещей возможно на основе чувств, разума и интеллекта. Чувственное восприятие всегда положительно, или утвердительно. Рациональное, т. е. дискурсивное познание подтверждает или отрицает согласно принципу различения противоположностей и согласно принципу непротиворечия. Интеллект же, напротив, превосходит любое рациональное утверждение и отрицание, схватывает принцип совпадения противоположностей в интуиции, познавательном акте более высокого порядка. Однако знания о конечных вещах всегда выходят за свои пределы. Отсюда основой познания, с его точки зрения, должна быть противоположность обыденного конечного постоянно преодолеваемому знанию, т. е. чему-то абсолютному, определенному и безусловному, а следовательно, “незнанию, неведению об этом безусловном”. Знания о безусловном возможно достичь лишь символически на основе математических символов. В то время как разум подчиняется закону противоположностей, ученое “незнание” приближается к бесконечному, где все противоположности сливаются. Никакие рациональные потуги философии не могут уяснить сущность бесконечного Бога, в котором сливаются все противоположности.

В философии Кузанского Бог находится не вне мира, а в единстве с ним, охватывая все сущее, содержит мир в себе. Именно это трактование соотношения мира и Бога дает возможность охарактеризовать философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — “все”, theos — “бог”), в котором безличное божественное начало максимально приближено к природе.

Мир поглощен Богом и не способен существовать самостоятельно. Эта зависимость мира от божественного начала приводит к безграничности, т. к. центром всего является Бог. Мир не бесконечен, однако “его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут”.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Никколо Макиавелли | Бернардино Телезио
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.