Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Ф. Энгельса

Фридрих Энгельс на протяжении 40 лет был другом и соратником Маркса. В соавторстве с ним он написал целый ряд работ. Если Маркс уделял большее внимание социально-философским проблемам и вопросам теоретической экономики, то для Энгельса центральными были проблемы естествознания. Под влиянием позитивизма и эволюционной теории Дарвина Энгельс применяет диалектику исследования природы. Именно диалектика, по его мнению, дает естествознанию понимание законов природы и ее общих связей. Энгельс выделяет три закона: 1) закон перехода количества в качество; 2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) закон отрицания, согласно которому пролетариат, отрицая буржуазию, порождает новое общество.

Материя в диалектико-материалистической философии пребывает в вечном и непрерывном движении. Именно движение является основным признаком материи. Энгельс выделяет несколько форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную, что в полной мере соответствовало современного ему уровню развития наук. Сейчас же существует несколько новых классификаций форм движения материи, например, более широкое деление на неорганическую, органическую и социальную.

Одним из основных проявлений движения материи является ее развитие, представляющее собой выход за пределы того или иного состояния и, соответственно, появление нового. Данное утверждение относится как к вещам, так и к явлениям и процессам материального мира. Возникновение жизни на земле, появление человека и человеческого общества, его последующее развитие и являются как раз примерами этой теории.

Основной вопрос философии — соотношение бытия и сознания —является одним из центральных и в марксизме. В марксизме сознание интерпретируется как свойство людей отражать и, следовательно, осмысливать окружающий их мир материальных и духовных феноменов. Маркс и Энгельс указывают на естественные (способность человеческого мозга как высокоорганизованной материи отражать явления действительности) и социальные (человеческая предметно-практическая деятельность и речь) предпосылки возникновения и генезиса сознания. В процессе деятельности имеет место диалектическое взаимодействие мыслящего субъекта и различного рода объектов, вовлеченных в его деятельность и на которые он воздействует. При этом объективное содержание деятельности и ее субъективное осмысление представляют собой две стороны одного и того же процесса. Преобразовывая мир, человек одновременно и осмысливает его как результат развития его сознания и речи.

Одним из сущностных признаков сознания является отражение, характеризующееся как всеобщее свойство материи. Говоря о человеке, одной из функций мозга которого и является отражение, имеется в виду осознание им предметов внешнего мира. При этом последнее способно происходить как на уровне эмоций, чувств, интеллекта, так и на уровне инстинктов и интуиции.

Процесс познания в марксизме трактуется как деятельность людей, которая направлена на постижение свойств явлений и предметов объективной и субъективной реальности. Таким образом, познавательная и мыслительная деятельности неразрывно связаны между собой, постоянно переходя друг в друга.

Если сознание — это способность практически действующих и взаимодействующих между собой индивидов отражать мир, познавая его и размышляя о нем, то познание — это непосредственный процесс отражения мира и воспроизведение его посредством человеческих ощущений, восприятий, представлений, понятий и т. д.

Согласно марксистской гносеологии познание - это сложный и противоречивый процесс, в котором выделяются две ступени познания: 1) чувственная (познание через ощущения, восприятия, представления); 2) рациональная (познание с помощью понятийного мышления, суждений и умозаключений). При этом обе “ступени познания” диалектически взаимосвязаны.

Если чувственная ступень познания характеризуется как низшая, поскольку на ней человек отражает объективный мир посредством органов чувств, то рациональная степень определяется как высшая, т. к. на ней под влиянием логического мышления совершенствуется процесс чувственного отражения объективного мира.

Несмотря на многие недостатки марксистской философии, особенно ее социально-философской концепции, в которой Маркс пытается предсказать ход истории (своего рода научный провиденциализм), в его лице мы видим ученого не только философа, но и социолога, экономиста, пытающегося найти объективные законы исторического развития и осмыслить окружающий мир в целом. Без философского наследия Маркса немыслима западная философия XX в. Он оказал решающее влияние на развитие социальной теории Франкфуртской школы (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе), неофрейдизм Э. Фромма, фрейдомарксизм В. Райха и социально-философские концепции постструктуралистов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия К. Маркса | О. Конт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.