Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирический уровень научного познания

Наука начинается с непосредственных наблюдений отдельных событий, фактов, которые фиксируются высказываниями. Эмпи­рическими высказываниями являются, например, следующие суж­дения: «Этот камень падает к земле», «Вода в этой кастрюле при нагревании закипела», «Наша кошка родила пятерых котят». А вот выражение «Все тела, выпущенные из рук, падают на землю» уже не является эмпирическим, поскольку невозможно проверить в экс­перименте поведение всех тел.

Для ученого очень важно обнаружить некоторую регулярность, ибо обнаруженная регулярность позволяет объяснять и предсказывать явления. Например, врач-онколог обнаружил, что куря­щие чаще заболевают раком легких, чем некурящие. Отсюда он делает вывод: тот, кто курит, рискует заболеть раком легкого. Заядлому курильщику он посоветует меньше курить или вооб­ще перестать курить. При анализе эмпирических фактов надо учи­тывать все обстоятельства. Древние греки, веря своим глазам, счи­тали, что тяжелые тела падают на землю с большей скоростью, чем легкие. В XVII веке Галилей установил, что ускорение сво­бодного падения тел на землю (g=9,8м/с2) не зависит от их мас­сы. Греки не знали, что воздушная среда искажает картину па­дения тел существеннейшим образом.

Знания о явлениях уточняются благодаря измерениям, различного рода подсчетам. Одно дело знать явление только каче­ственно, другое - иметь количественные сведения. Без количе­ственных данных невозможно построить, например, сколько-ни­будь сложное техническое устройство.

Основа эмпирического исследования - эксперимент (от лат. экспериментум - проба, опыт). Эксперимент и есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых услови­ях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, побочные обстоятельства должны быть устране­ны. Недопустимо, например, и ясно почему, проводить химиче­ские эксперименты в грязных халатах. Упомянутое выше паде­ние тел сначала изучают в безвоздушной среде, положим в тру­бе, из которой выкачан воздух, а затем уже в воздушной среде, регулируя давление воздуха. При этом должно учитываться зна­чение каждой составляющей эксперимента. В этой связи особое значение имеют приборы.

Длительное время считалось, что особенности приборов не вли­яют на изучаемые явления. Например, каким бы термометром не измеряли температуру атмосферы, водным или ртутным, по­лучаем один и тот же результат. Однако эксперименты с элемен­тарными частицами показали, что поведение последних зависит от типа прибора. В итоге это сказывается на результатах экспе­римента. Тем более неодинаково реагируют на условия экспери­мента участвующие в нем животные и люди. Все это означает, что приходится широко варьировать условия эксперимента, ис­пользовать различные приборные возможности.

Среди методов эмпирического познания часто называют на­блюдение. Имеется в виду наблюдение не как этап любого экс­перимента, а самостоятельный способ изучения явлений. Так, ас­троном наблюдает за звездами, у него отсутствует возможность затащить их в лабораторию. Соответственно наблюдение широ­ко распространено в биологических и социальных науках. Ин­терпретация наблюдаемых состояний в принципе не отличает­ся от понимания результатов экспериментов. Наблюдение мож­но считать своеобразным экспериментом.

Интересной возможностью развития метода экспериментиро­вания является так называемое модельное экспериментирование. В этом случае экспериментируют не с оригиналом, а с его моде­лью, образцом, похожим на оригинал. Оригинал ведет себя не так чисто, образцово, как модель. Модель может иметь физическую, математическую, биологическую или иную природу. Важно, чтобы манипуляции с нею давали возможность переносить по­лучаемые сведения на оригинал. В наши дни широко использу­ется компьютерное моделирование.

Модельное экспериментирование особенно уместно там, где изучаемый объект недоступен прямому эксперименту. Так, ги­дростроители не станут возводить плотину через бурную реку для того, чтобы с нею поэкспериментировать. Прежде чем возвести плотину, они произведут модельный эксперимент в родном ин­ституте (с «маленькой» плотиной и «маленькой» рекой).

Важнейшим экспериментальным методом является измере­ние, позволяющее получить количественные данные. Измере­ние А и В предполагает: 1) установление качественной одина­ковости А и В; 2) введение единицы измерения (секунда, метр, килограмм, рубль, балл); 3) сопоставление А и В с показанием прибора, который обладает той же качественной характеристи­кой, что А и В; 4) считывание показаний прибора. В случае из­мерения физических, химических, технических характеристик приборы являются вполне конкретным устройством. В случае же измерения социальных процессов дело обстоит сложнее. Мы это видели на примере измерения ценностей. Показателен в этом отношении товарно-денежный механизм. Товарам при­писывают цены в денежных единицах (рубль, доллар, франк), но нет прибора, который бы позволял измерить цену товара. Це­на товара определяется на рынке, в процессе экономической ин­терпретации.

Без теории эксперимент слеп.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Происхождение и сущность глобальных проблем человечества | Теоретический уровень научного исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.