Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация преступного поведения

Мотивация — совокупность побуждений. Но мотивация это более сложное понятие, это система побуждений.

большинство определений строится через указание на функции, которые выполняет мотив человеческого поведения.

Мотив является реальным компонентом процесса, приводящего к осуществлению целенаправленной действий.

Разные исследователи акцентируют внимание на различных функциях: например, побудительные, отражающие, смыслообразующие, регулятивные, контролирующие.

Побудительная функция — сам термин "мотив" указывает на эту функцию. Исследователи истории категории "мотив" и психологии утверждают, что значение мотива в психологической жизни предопределено тем, что он придает импульс поведению и поддерживает энергетическую напряженность поведения на всем пути стремления к цели.

Волков: Мотив- это внутреннее побуждение, которым руководствуется личность, совершая преступление.

Лунеев: Мотив- это побуждение, субъективное, внутреннее, идеальное.

Если обобщить различные определения мотивов, то можно сделать вывод, что на данную функцию указывают такие термины - побудитель, движущая сила, побуждающая сила и т.д.

В качестве отдельных побуждений действуют потребности, эмоции, идеалы, убеждения.

В 70-х годах была дискуссия, суть которой заключается в том, что исследователи включали различное содержание в понятие "потребность". Под потребностью можно понимать внутреннее состояние, отражающее реально существующие отношения' между субъектом и средой. В результате многократного повторения, активности, направленности на разрешение того или иного потребностного состояния, формируется потребность как устойчивое психическое отношение субъекта к реальной жизни.

2-ая и 3-я группа авторов сужают это понятие и исходят из биологической потребности, но биологические потребности направляют лишь поведение малолетнего ребенка.

Однако в ходе развития личности, усвоение социального опыта, связанного с разнообразием предмета удовлетворения потребностей, формируются новые потребности, в том числе такие, какие не имеют аналогов у животных. (Формируются потребности, которые отвязаны от биологических потребностей организма, т.е. речь идет о духовных и социальных потребностях). Такого рода потребности субъективно осознаются человеком в форме интересов, убеждений, чувств, идеалов.

В целом любые потребностные состояния субъекта субъективно осознаются в форме биологических желаний, эмоций.

Фрейд: Потребности — физиологические аспекты инстинкта.

Для человека в качестве непосредственных побудителей его поведения выступают различные детерминанты, которые актуализируются я форме мотива и выступают побудительной функцией.

В основе этих детерминант лежат те или иные потребности, т.е. внутренние необходимые условия, это источник активности. Потребности мотивируют поведение человека опосредовано.

Эмоции являются непосредственными побудителями при совершении преступлений.

Эмоции - это оценка и регулирование поведения субъекта, переживание. С одной стороны- потребности субъекта, с другой- ситуация
удовлетворения этой потребности, отрицательность эмоций возникает при низкой вероятности удовлетворения потребностей. Интенсивность потребностей определяется не только силой потребностей, но и степенью удовлетворения. Это состояния фрустрации и аффекта.

При совершении преступления имеет место перемещенные и замещающие действия.

Перемещающие действия - когда потребность возникла, возникла негативная эмоция, она перешла на другое.

Отражательная функция- психика устроена т.о., что вне предметного содержания потребность не существует. Следовательно, для рассмотрения этой функции необходимо разобраться с предметностью деятельности.

Леонтьев: предметность деятельности означает стиль поведения человека, подчиненного окружающей среде, т.е. направленность поведения на что-то.

Под предметом необходимо понимать очень широкое состояние окружающего мира. Предмет, явление, событие должны способствовать удовлетворению определенных потребностей. Потребность здесь - предметная составляющая. Только такого рода предметы, явления, события способны отражаться в психике субъекта и закрепляться в его памяти.

Потребностное состояние не может направлять и регулировать деятельность, оно может вызвать ненаправленные поисковые движения. Потребностные состояния становятся способными регулировать поведение лишь после встречи с предметом, явлением, событием, которые связаны с удовлетворением этой потребности. Т.о., потребности становятся опредмеченными.

Будучи опредмеченной, потребность закрепляется в ассоциативной связи с предметом в памяти субъекта. В дальнейшем при актуализации подобного потребностного состояния данный предмет вспоминается.

Соответствующее переживание направляет и регулирует активность по отношению к этому предмету. Данные переживания, имеющие предметную направленность, и есть мотив.

Неслучайно Леонтьев определяет мотив как предмет направленности, предмет деятельности.

Отражающая функция мотива реализуется при формировании как результат психического отражения внешних факторов. Психическое отражение всегда субъективно.

Мотивы не только побуждают и направляют поведение субъекта, но и сами формируют поведение и деятельность субъекта. В результате повторений этой деятельности в личности формируется не просто совокупность побуждений, а мотивационная сфера личности. При этом данная сфера характеризуется отношениями иерархии мотивов, т.е. главные, доминирующие, подчиняющие себе другие.

Качество всей системы нетождественно совокупности качеств ее отдельных элементов.

Направленность личности — характеристика основных, доминирующих мотивов личности.

Форма психического отражения криминогенных влияний среды - мотив.

Лунеев: Мотив — это субъективное отражение объективных причин преступления.

Влиянию субъективных факторов на формирование мотивов нельзя не учитывать. При отражении в мотивации внешних причин преступления действует принцип: внешнее действует через внутреннее.

Смыслообразующая функция — это функция связывается с понятием личностный смысл, выдвинутым Леонтьевым. Сознание индивида, определяемое общественным сознанием, общественное значение отраженных предметов, явлений, событий определенной деятельности приобретают личное значение.

Внутреннее отражение к фактам определенной деятельности формируется мотивом субъекта. Функция мотивов, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы оценивают жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий и придают им личный смысл, который прямо не совпадает с общественным значением данных обстоятельств и действий.

Смыслообразующие мотивы: направленность личности проявляется именно в смыслообразующих мотивах. Для криминалистики имеет значение тот факт, что мотивы придают поведению субъекта индивидуальное личностное значение, т.к. содержание мотивационной сферы личности всегда индивидуально. Но нельзя смешивать понятия мотив и цель. Осознание какой-либо цели всегда связано с желанием хотения ее достижения, т.е. с мотивом.

Леонтьев: В отличие от цели, мотивы не осознаются субъектом. Цель — это ближайший результат, мотивы могут не осознаваться.

Мотивировка — это сознательное объяснение субъекта.

В наше время рад исследователей обратились к основной концепции (психоаналитической): в основе мотивационной сферы личности всегда можно выявить глубинные бессознательные элементы, т.н. область бессознательных влечений (интеллектуально-личностного смысла).

Сам субъект не может осознавать эти мотивы влечения; согласно положению Фрейда, объектом сознания может быть не само влечение, а представление о должном влечении, отражающее в сознании. Представление о влечении является искаженным действием механизма психолог, защита, осознанной проекцией. Представление о мотиве выражается через мотивировку, цель планируемого действия.

Действие механизма психолог, защиты необходимо всегда учитывать должным образом, т.е. никогда нельзя доверять тому, что сказал допрашиваемый о своих мотивах, даже если у него нет умысла на обман. Фрейд: Не существует безмотивированных действий.

Этот вывод свидетельствует о том, что безмотивных преступлений не бывает. Конфликты взрослого человека могут быть обусловлены психическими травмами прошлого.

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие динамического стереотипа и установки разграничение понятий «знание», «умение», «навыки» | Признаки малых групп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.