Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие социологии, как фундаментальной научной дисциплины

Становление социологии как фундаментальной научной дисциплины, характеризуется развитием собственной научной методологии, оформлением знания в систему, развитием собственной системы методов познания и области приложений. Начиная с этого этапа социология развивает себя на собственной основе. Вместе с тем характеризуя современный нам этап развития социологии необходимо отметить, что в социологии пока нет сколько-нибудь общепринятой общей теории общества.

К одной из ведущих теоретических доктрин современного периода относят структурный функционализм. Его основоположниками считают Т. Парсонаса, Р. Мэртона, У. Мура, Дж. Хоуманса, Н. Смелзера.

Талкотт Парсонс (1902-1979) -”Социальная система” “Социологическая теория и современное общество”. Главный тезис Парсонса заключается в том, что общество представляет собой сложную систему социальных элементов (групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное происхождение. Парсонс полагал, что источники социального самодвижения необходимо искать во внеэкономических факторах, господствующим среди которых является мораль. Именно система моральных ценностей, разделяемых людьми, позволяет интегрироваться им в общество, которое на следующем этапе оказывается представленным во взаимодействии социальных институтов, при этом производственная деятельность выступает лишь как частный аспект этого взаимодействия.

Отношения структурных единиц строится на основе функций, обеспечивающих выживание общества как целого. Парсонс выделил 4 вида таких функций: адаптация (проблема рациональной организации и распределения ресурсов), целеориентация (проблема определения целей), интеграция (проблема сохранения внутреннего единства системы - обязательных норм, правил и т.д.), поддержание образца (проблема мотивации и согласования личных мотивов с целями и ценностями общества). Каждой функции соответствует своя подсистема (экономика, политика, институты социального контроля, социализация) и социальные институты (заводы, банки, - партии, государство, -семья, школа, религия)

Другим важнейшим направлением является развитие конфликтологической теории, в которой конфликт представлен как универсальный механизм социального прогресса и регулирования, представителями которой являются Р.Дарендорф, Л.Козер, К.Болдинг.

Льюис Козер (1913-) определил конфликт как явление, которое обнаруживает себя в борьбе за власть, перераспределение доходов и переоценку ценностей. Открытое общество реализует себя через баланс конфликтов, устанавливающего правила социального взаимодействия. Каждый раз конфликт не исчезает, а лишь меняет форму и масштаб действия. Конфликт сплачивает социальные группы, способствуя социальной интеграции и развития группового самосознания. Основными путями разрешения конфликтов является консенсус и конвергенция институтов, групп и ценностей в обществе.

Третье направление в развитии современной социологической теории - леворадикальная социология. Ее основой является идея об исчерпании движущих сил развития индустриального общества и необходимости радикальных перемен. Леворадикальная социология представлена Франкфуртской школой, одним из лидеров которой является Г. Маркузе (Фрейдо-марксизм)

Герберт Маркузе (1898-1979) “Одномерный человек” - полагал, что в результате действия государства и стоящих за ним господствующих классов через средства массовой информации намеренно формируется одномерное видение мира: ориентация на абсолютную эффективность производства, ориентация на искусственное создание развращающих людей потребностей, представление о тождественности технологического и духовного развития общества. В результате пролетариат перестал быть революционным классом, интегрировавшись в привычную систему ценностей, а общество утратило возможности развития. Тотальное отрицание индустриального общества возможно путем “революции в сознании”, составной частью которой является сексуальная революция. Носителями революции сознания являются те, кто обладает двумерным мышлением: интеллигенция, служащие, опирающиеся на нищие массы третьего мира, национальные и религиозные меньшинства.

Социометрия (микросоциология) – теоретическое и прикладное направление социологической науки, изучающее социо-психологические взаимоотношения личностей в малых группах.

Эмигрировший из Румынии в США ученик з. Фрейда, психиатр и социолог Джекоб Морено (1892-1974 гг.).

Сам Морено определял созданную им дисциплину следующим образом: «Математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода».

В качестве трех важнейших базисных понятий социометрии он называл: «социус» – товарищ; «метрум» – измерение; «драма» – действие.

Исследования и их интерпретация подтолкнули Морено к обобщениям. Одним из них стал так называемый «универсальный микрозакон», согласно которому социальные конфликты и напряжение увеличиваются прямо пропорционально социодинамической разнице между микро- (социметрической матрицей) и макроструктурой (официальным обществом). Из этого «закона» уже чисто логически вытекало положение о том, что основным путем для ликвидации конфликтов в обществе является приведение в соответствие микро- и макроструктур.

 

Концепция социального обмена – яркое выражение синтеза философии и психологии бихевиоризма, с одной стороны, и социологии, с другой, выступающая зачастую как конгломерат функциональной антропологии, психологии поведения и утилитарной экономики.

Наиболее известные представители этого направления – американские социологи Джордж Хоманс (р. 1910) и Питер Блау (р. 1918).

По мнению Хоманса, институты и человеческое общество складываются только из действий человека, они могут поэтому анализироваться в терминах индивидуальных действий и могут быть объяснены на основе принципов индивидуального поведения.

«Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (как материальными, так и нематериальными, например знаками одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получить много и от них, и люди, которые получают многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы последние могли получить многое от первых. Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами».

 

Так, в теории, получившей название символический интеракционизм (Джордж Мид (1863-1931), Г. Блумер), одним из ключевых является поня­тие «определение ситуации». Ее сторонники делают акцент на смысле, который вкладывают в свои действия вступающие во вза­имодействие (интеракцию) индивиды. Чтобы действие, например вступительный экзамен в вуз, стало возможным, необходимо, чтобы и абитуриент, и члены приемной комиссии сходным об­разом воспринимали и определяли данное действие именно как экзамен, а не как разговор по душам, допрос или дружескую бе­седу. Без общих определений ситуации был бы невозможен не только нормальный контакт между людьми, но и социальная жизнь в целом.

 

Теоретическая концепция, получившая название этнометодологии (Г. Гарфинкель), исходит из того, что социальная жизнь ба­зируется на неосознаваемых правилах. Задача социолога — выявить неосознаваемые схемы или сценарии поведения, которые в силу привычности, усвоенности стали само собой разумеющимися и благодаря этому обеспечивают устойчивость, прогнозируемость со­циальной жизни. Например, в своих экспериментах Гарфинкель предлагал добровольцам в течение некоторого времени вести себя дома как в гостях, или в ответ на ритуальное «Привет, как дела» подробно рассказывать о своих делах. Во всех случаях человек, столкнувшийся с неожиданным поведением (с нарушением пра­вил); переживал сильнейшее психологическое напряжение, про­являющееся в раздражении или вспышке агрессии.

 

В так называемой драматургической концепции (Э. Гофман), разрабатываемой в рамках понимающей социологии, базовой яв­ляется метафора театра, социальной сыгранности людей, общество представлено как огромный театр. Мы пытаемся произвести впе­чатление друг на друга. Чаще это происходит неосознанно, однако все театральные атрибуты—сцену, декорации, костюмы, партне­ров, помогающих нам сыграть роль, язык, соответствующий ситуации, — большинство из нас использует достаточно эффективно. Если вновь обратиться к примеру с экзаменом в вуз, то, согласно драматургической концепции, для того чтобы взаимодействие аби­туриента и экзаменатора было эффективным, каждый из них дол­жен быть точен в своей роли—от костюма до манеры улыбаться. Человеческая сыгранность, по мнению Гофмана, проявляется как одна большая символическая совместная акция, а общество — как ряд ситуаций, в которых люди взаимодействуют, производят впе­чатление и объясняют себя себе и другим.

Проиллюстрируем особенности способов объяснения, которые используют социологи разных направлений, на примере анализа поведения душевнобольных (эта тема занимала представителей всех направлений). Социологи структурного направления доказы­вают связь психической болезни с социальным статусом (люди с низким статусом более подвержены душевным заболеваниям) или со средой (наиболее высока доля больных в районах, где прожи­вают бедные слои населения), функционалисты обращают внима­ние на то, что выделение душевнобольных в особую группу может служить, с одной стороны, групповой сплоченности тех, кто вос­принимают себя душевно здоровыми (нормальными), а с другой — позволяет выработать в обществе представление о норме социаль­ного поведения, что необходимо для успешной социализации чле­нов общества.

Исследователи, разделяющие принципы конфликтного направ­ления, объясняют происхождение душевной болезни, в частности, возможным внутриролевым конфликтом личности. Сторонники понимающей социологии, например символического интеракционизма, причины болезни могут связать с восприятием другими людьми данного человека— человек болен тогда, когда его таковым считают окружающие, когда ему поставлен диагноз. На диагноз может влиять финансовое положение психиатра, его политическая позиция, идеологические взгляды. Следовательно, утверждают они;

поведение человека—это реакция на то, что говорится о нем, и на действия, направленные в его адрес.

Рассмотренные теоретические модели по-разному интерпрети­руют социальные действия и социальные отношения. Тем самым социология предстает как полипарадигмальная наука. Это означа­ет, что современная социология предлагает множество объяснений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Научный этап развития социологии | Тема 2-2. Возникновение и развитие отечественной социологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.