Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная мобильность

Теории классов и страт

Понятие «класс» вошло в научный оборот в XVIII в. Но подлинным инструментом научного анализа категория стала, начиная с работ К. Маркса (1818–1883). Он рассматривал класс как социальную группу, характеризующуюся сущностью отношений собственности. Именно эти отношения признавались главными в развитии производства.

Основой общественного процесса К. Маркс считал развитие материального производства. В зависимости от того, какое производство обеспечивает основные потребности и развитие общества в нем, выделяются основные и неосновные классы.

Так, в рабовладельческом обществе именно рабский труд обеспечивал удовлетворение потребностей, основными классами были рабовладельцы и рабы. В феодальном обществе прогресс обеспечивался земледельческим трудом крестьян, возделывающих угодья, принадлежавшие феодалам. Они – феодалы и крестьяне – были основными классами. Помимо основных классов существовали и другие – неосновные, те, чей труд дополнял развитие главного производства: ремесленники, учителя, актеры, медики, торговцы и т.п. То есть классы – экономически детерминированные и генетически конфликтные социальные группы.

В каждом обществе производятся излишки ресурсов, когда их начинает присваивать некоторая часть членов этого общества, – появляются собственность и неравенство.

Исходя из факта владения и невладения в обществе формируются классы.

Отношения между ними предполагают эксплуатацию одного класса другим в зависимости от участия в собственности. Такие отношения постоянно воспроизводят конфликт, который является основой социальных изменений.

Существуют объективные признаки класса. Субъективные появляются не сразу, только с осознанием общих классовых интересов и оформлением классовых целей.

Определение классам как специфическим социальным группам дал В. И. Ленин (1870–1924), выделявший с позиции экономического детерминизма их признаки. Классами называются исторически сложившиеся большие группы людей, отличающиеся по их месту и роли в системе общественного производства, отношению к средствам производства и характеризующиеся специфическим способом и долей получаемого дохода.

В промышленном обществе основными антагонистическими классами является буржуазия и наемные рабочие. Самоорганизация таких классов приводит к наличию постоянного противостояния, толкающего одних к стремлению сгладить, разрешить остроту конфликтов ради сохранения своих позиций, других – добиться изменения своего положения.

При таком методологическом подходе к анализу структуры общества до того, как развернулась НТР, обеспечивался добротный анализ социальной структуры, прогноз перспектив общественного развития.

Но со второй половины XX в. в индустриальных обществах поляризация по экономическим признакам постепенно смягчается, т.к. широко распространяется акционирование собственности. Меняется и сам ее характер. К известным историческим формам (рабы, вода, земля, капитал) добавилась информация.

К этому времени обнаружились недостатки ленинского подхода –преувеличение роли экономических факторов при одновременной недооценке национализма и этнической лояльности, престижа отдельных видов деятельности и наличия политических действий, не зависимых от экономики, недооценке роли профсоюзных организаций, акционерных обществ, ограниченности удовлетворенности средних классов. Конечно, очевидность этого стала возможна только при развитии социальной функции государств в индустриальных обществах.

Современный исследователь Р. Даррендорф (р. 1929), признавая ценность марксистского подхода, считает, что в настоящих условиях посткапиталистическое общество нужно модернизировать. Он выделяет следующие черты посткапитализма, изменяющие классовую структуру общества:

1) деконцентрация капитала. Собственниками становятся владельцы, менеджеры и работники, причем владельцы представлены и двумя последними;

2) дифференциация труда. Современное производство предъявляет высокие квалификационные требования к работникам. Разнообразие групп ослабляет классовую идентификацию, увеличивает разрыв в характере труда и вознаграждение за него, что приводит к размыванию классового сознания;

3) рост нового среднего класса. Он рекрутируется из разных социальных групп, имеющих близкие размеры доходов, дающие возможность поддерживать схожий образ жизни и потребления;

4) рост социальной мобильности. Особенно сильно межпоколенное самовоспроизводство сохраняется только на социальных полюсах, сохранивших традиционные исторические особенности в элите и аутсайдерах;

5) усиление равенства за счет широкомасштабной социальной политики, введения перераспределения доходов, гарантированного минимума через высокие налоги на доходы.

При таких переменах носителями противоречивых интересов стали более мелкие социальные группы. Конфликты институциализировались и сместились во властные отношения.

В продолжение Даррендорфу высказывается Фрэнк Пэркин: в современных обществах «угнетенные» не восстают против «привилегированных» из-за наличия тонких механизмов социального манипулирования (социальной мобильности, низкого уровня запросов, решений и т.д.).

Альтернативную марксистской теорию классов предложил М. Вебер (1864–1920), выделивший другие факторы, формирующие неравенство. Главным признаком класса он считал престиж. Класс – группа людей со сходными возможностями продвижения и карьеры. Базовыми в статусном распределении в обществе он тоже считал отношения собственности, но большое значение придавал различиям внутри основных классов. Так, класс собственников делится на торговый класс, фабричный класс и т.п., исходя из возможностей повышения статуса их представителей. Как особый класс М. Вебер рассматривал бюрократию. Он впервые ввел такие критерии в анализ классовой структуры: доход, власть, образование и престиж.

Начиная с М. Вебера и П. Сорокина, в науке оформился другой подход к анализу социального неравенства и социальной структуры – теория социальной стратификации.

Стратификация – общая черта всех обществ. Это система разного уровня благ, власти и престижа. Общество мотивирует людей выполнять определенную роль и занимать определенные позиции посредством санкционируемой системы неравномерного распределения благ и поощрений в зависимости от разделения труда. То есть социальное неравенство является функциональным источником стратификации общества.

Социальная страта – совокупность семей и индивидов, занимающих определенный социальный уровень по доходу, благосостоянию, власти, образованию и престижу.

Принадлежность к страте измеряется субъективными и объективными показателями. Субъективны ощущения причастности к данной группе, идентификация с ней. Объективны уже упоминавшийся доход, власть, образование и престиж. Важное значение имеет религиозная принадлежность и так называемые «жизненные шансы»: здоровье, время жизни, способность и удачливость, бизнес, минимум риска, образовательные возможности для детей.

Понятие «стратификация» (от латинского stratum – слой, facio – делаю) пришло в социологию из геологии, где оно означает расположение однородных пластов различных пород по вертикали. В обществе также страта включает людей, имеющих 4 одинаковых показателя.

Эти показатели – круг социальных благ, к которым стремятся люди, точнее, не сами блага, а каналы доступа к ним.

Если вслед за П.А. Сорокиным представлять себе социальное пространство с неравными расстояниями по вертикали и горизонтали, то социальные статусы будут точками в пространстве. Расстояние между ними будет очень неодинаковым.

Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки или оси координат.

Доход – измеряется в денежном выражении, получаемом индивидом или семьей в течение определенного периода времени.

Образование – измеряется числом мест обучения в государственных или частных учреждениях (школы, вузы).

Власть – измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое индивидом решение (власть, возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Эти три шкалы стратификации имеют вполне объективные единицы измерения, а следующая – нет.

Престиж – уважение статуса, сложившегося в общественном мнении. Этот субъективный показатель исторически постоянно изменяется.

В соответствии с этими шкалами в социологии выделяют три базисных вида стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Существует еще множество небазисных (например, возрастная, культурно-речевая, по хобби и т.д.).

Социальная стратификация ранжируется: верхние слои всегда находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои. Верхние слои значительно меньше по количеству входящих в них членов общества.

Характерной чертой XX в. является наличие в стратификации среднего класса. Его не было на протяжении всей истории человечества. Этот класс выполняет в обществе стабилизирующую функцию. Он состоит из тех, кто сделал свое положение собственными усилиями, поэтому заинтересован в сохранении того порядка, при котором достиг успеха, который предоставил ему такие возможности.

Средний класс разводит два полюса (бедных и богатых): чем он больше, тем они дальше друг от друга. Средний класс в индустриально развитых странах составляет большинство население (60-80 %). Это самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. В средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, достаточным профессионализмом. Изучение феномена среднего класса связано с созданной по результатам исследований в 30-х гг. моделью У. Уотсона.

Обнаружилось, что традиционная трехзвенная система классового разделения общества – высший класс, средний класс и низший класс – имеет внутренние промежуточные слои.

Модель стратификации современного общества содержит шесть слоев и имеет ромбовую форму (в отличие от пирамидальной формы трехзвенной модели):

  1)высший–высший класс; 2) низший–высший класс; 3) высший–средний класс; 4) низший–средний класс; 5) высший–низший класс; 6) низший–низший класс.  
Рис. 1  

 

Средний класс в социальной структуре в современном обществе является самым многочисленным и очень неоднороден и по профессиональным, и по идеологическим, и по политическим показателям; главное сходство – по доходам, позволяющим вести сходный образ жизни; главные отличия – в характере труда, статусных устремлениях, разных ценностях. Представители разных групп среднего класса поэтому социально не смешиваются.

Американский исследователь Б. Барбер считает, что к четырем названным критериям стратификации нужно добавить еще два: ранжирование по этническим и родственным группам, где в первую очередь воспроизводится потомство, происходит социализация детей, обеспечивается психологическая поддержка; ранжирование по религиозной и ритуальной чистоте – категориях функционально значимых идей, господствующих в том или ином обществе, люди могут в большей или меньшей степени обладать высоко ценимыми качествами.

Французский социолог А. Турен утверждает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит по доступу к информации, ранжирование по отношению к собственности, власти, этносу и престижу уже не срабатывает. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. В современном обществе сохраняется социальное неравенство, поэтому социальная дифференциация происходит постоянно и требует глубокого анализа. Существует два принципиальных подхода к нему:

1) классовый, где при анализе социального ранжирования вскрываются его причины и истоки, но не поддается анализу многообразие;

2) стратификационный, где анализируется многообразие социальной дифференциации, но не исследуются ее истоки. В совокупности они компенсируют слабости друг друга и дают добротный анализ социальной структуры общества.

 

Общество находится в постоянном развитии. Оно сопровождается постоянным перемещением людей в социальном пространстве – социальной мобильностью.

Анализ и изучение общих закономерностей и специфических особенностей, изменения и совершенствования социальной структуры общества является необходимым условием управления социальной системой и социального прогнозирования.

Понятие «социальная мобильность» является родовым и по отношению к таким понятиям, как социальное перемещение, социальный рост, миграция, текучесть кадров, профмобильность и т.д. Все они отражают близкие, но не тождественные социальные процессы, каждое из них – ту или иную сторону, форму, вид общего процесса социальной мобильности.

Термин был введен в социологию П.А. Сорокиным (1889–1968) в 1927 г., понимавшим под социальной мобильностью любое перемещение индивида, семьи от одной социальной позиции к другой. Он выделил два типа соцмобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная – переход индивида или социального объекта от одной позиции к другой, лежащей на одном уровне, не ведущей к смене социального слоя и социального статуса.

Вертикальная – совокупность перемещений индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую мобильность.

Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых слоев рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы.

Причинами социальной мобильности может выступать: реорганизация профессиональной структуры и новая система стратификации.

Реорганизация профессиональной структуры. К социальным перемещениям приводят создание новых и закрытие старых рабочих мест, в разных секторах общественной жизни. Например, в США сельхозрабочих в начале XX в. было 33 %, а с 70 г. – 3 %,госслужащих – 1 и 15 %.

В обществах меняется структура экономики, состоящая из трех крупных секторов: первичная индустрия – преобладание машиностроения; вторичная –производство товаров потребления; третичная индустрия – преобладание производства услуг и эксплуатации автоматов. Доля и значение этих секторов в экономике постоянно изменяется. В 1900 г. в 1 секторе было занято от 38 % работников,

во 2-м – 36 % и в 3-м – 26 %, в 1950 г. соответственно 12, 40 и 48 %, а в 1975 г. – 4,5, 33, 62,5 %. Перемещение из одного сектора экономики в другой сопряжено с изменением квалификации и образования, изменением доходов и профессионального престижа.

Новая система стратификации, как правило, является следствием крупных перемен в общественной жизни. Так Великая французская буржуазная и Великая Октябрьская социалистическая революции полностью устранили из общественной жизни аристократию, лишив ее власти и привилегий, или европейское общество в XVIII–XIX вв. полностью отказалось от сословной структуры.

В современных обществах высока межпоколенная мобильность, то есть дети достигают более высокой социальной позиции или более низкой, чем их родители.

Социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей. Дистанция мобильности – это количество социальных слоев перемещения. Нормальной считается – число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

В любом времени и с закрытой социальной структурой и тем более с открытой существуют пути перехода из слоя в слой, из класса в класс, из страты в страту, их называют каналами социальной мобильности (или циркуляции). По мнению

П. А. Сорокина, к ним относятся армия, церковь, школа, собственность, семья и брак.

Возведение социального барьера, ограничение доступа в другую группу называется социальной клаузулой. В социологии это начал изучать М. Вебер. Это одновременно и процесс и результат. В молодом быстро развивающемся обществе вертикальная мобильность идет очень интенсивно. Выходцы из низших классов, благодаря счастливым обстоятельствам, трудолюбию, изворотливости, быстро продвигаются наверх, занимают вакансии. Когда же места заполняются, движение вверх замедляется. Новый класс богачей загораживается от общества множеством социальных барьеров, социальная группа закрывается. Чем выше социальный класс, тем труднее в него проникнуть.

Тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам. Она характеризует стабилизацию социальной жизни, переход от раннего к зрелому этапу развития, возрастание роли предписанного статуса и снижение роли достигаемого. В стабильных обществах США, Англии, ФРГ, Германии и др. высший класс давно уже стал потомственным.

Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности является вопрос о том, означает ли социальная мобильность переход одного индивида из данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется за семьей этого индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда социальный статус меняется у различных поколений. Французские социологии П. Верту и Р. Бурдон утверждали, что социальная мобильность означает переход индивидов из одной социальной категории в другую на протяжении его биографической или профессиональной жизни на основе сравнения его позиции с социальным статусом его родителей. Таким образом, главное – социальное происхождение и перемены относительно статусов разных поколений могут быть несопоставимы.

Изучение социальной мобильности дает информацию, насколько то или иное общество представляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита, возможно ли проникновение в нее.

Объективным следствием социальной мобильности является увеличение численности маргинального населения. Маргиналы – индивиды или группы, сменившие социальный статус, но еще не усвоившие его ролевой набор, т.е. пограничные состояния при изменении социального положения.

Маргинальность бывает статусно-ролевой, культурной и организационной.

Чем выше социальная мобильность, тем большее количество индивидов и групп становятся маргинальными. Их поведение отличается от деятельности «коренных» представителей социальных слоев, требует специального исследования и внимания.

 

Вопросы к теме

1. Проаргументируйте высказывание, согласясь с ним или возражая: «Социальное неравенство – универсально, функционально, поэтому – вечно».

2. Что характеризует закрытую социальную структуру и открытую?

3. Каковы главные критерии выделения классов?

4. Каковы критерии выделения социальных страт?

5. Выделите достоинства и недостатки двух подходов к анализу социальной структуры общества?

6. Следствием социальной мобильности современного общества является появление значительного количество маргиналов. Проанализируйте это.

Темы рефератов

1. Социальное неравенство – основа социальной дифференциации.

2. П. А. Сорокин о социальной мобильности.

3. Миграция – форма горизонтальной мобильности.

4. Групповая замкнутость.

5. Маргинальность как социальное явление.

6. Стратификация современного российского общества.

7. Демографическая структура общества.

8. Формирование среднего класса в России.

 

Библиографический список

1. Беляева Л.А. Вопросы среднего класса // Социс. – 1999. – №7. – С.72.–77.

2. Беляева Л. А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса // Социс. – 1993. – № 10.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 1984.

4. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социс. – 1992. –.№ 9,11.

5. Ильин В. И. Основые контуры системы социальной стратификации общества // Рубин. – 1991. – № 1. – С. 96–108.

6. Ленин В. И. Великий почин // Полн. собр. соч. – Т.33.

7. Райт Э., Перрон В. Марксистские классовые категории и неравенство доходов. – М.. 1978.

8. Руткевич М.Н. О социальной структуре советского общества // Социс. – 1999. – № 4. – С.19–28.

9. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

10. Ярошенко С. С. Синдром бедности // Социологический журнал. – 1994. – № 2. – С. 43–50.

11. Тихонова Н.Е. Особенности дифференциации и самооценки статуса в полярных слоях населения / Социс. – 2004. - № 3. – С. 22-30.

12. Петухов В.В. Новые поля социальной напряженности // Социс. – 2004. - № 3. – С. 30-40.

13. Ромашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения // Социс. – 2004. - № 4. – С. 33-44.

 

ТЕМА 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

План

1. Социальные институты: система правил, регулирующих общественные отношения.

2. Функции социальных институтов.

3. Социальные институты семьи и образования.

 

11.1. Социальные институты: ситема правил, регулирующих
общественные отношения

Важной формой социального взаимодействия, опорой, на которой «держится» общество, являются с оциальные институты – совокупность норм, правил и процедур, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, упорядочивающие, формирующие и стандартизирующие общественные связи и отношения.

Для общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов общества или социальной группы, особенно тех, что регулируют совместную деятельность в целях удовлетворения социальных потребностей.

Предметом, содержанием социального взаимодействия в институтах является удовлетворение конкретных и важных потребностей как личностного, так и общественного характера, тогда как предметом и содержанием социального взаимодействия в группах, например, является само коллективное объединение людей.

Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил.

Термин «институт» (от лат. institum – удовлетворение, устройство) закрепился в двух значениях: узкофункциональном (название научных и учебных заведений) и социальном (совокупность норм, правил в определенной сфере общественных отношений).

Одним из первых в социологии проблемы институтов исследовал Т. Веблен (1857–1929). Он определял социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.

Процесс закрепления обычаев и правил в обыденной практике называется институализацией.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. В ходе практики люди находят приемлемые образцы поведения, которые постепенно превращаются в привычные, стандартные, признаются общественным мнением нормальными и становятся нормативными. Одновременно появляется и система санкций, контролирующих поведение в рамках прижившихся норм.

Таким образом, институализация – это замена стихийного и экспериментального поведения на предсказуемое, регулируемое.

Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) закрепление, признание, принятие норм, правил и процедур и их применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, их дифференцированное применение в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Социальный институт – гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, опирающихся на людей, аппарат управления и процедуры. То есть социальные институты имеют такие внешние признаки, как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. Содержательными признаками социальных институтов являются: набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.

Для социальных институтов характерно четкое разделение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их действий и контроль за всем этим. Современный американский социолог Н. Смелзер определяет социальный институт как совокупность статусов и ролей, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности, благодаря чему достигается способность социальных связей, устойчивость социальной структуры, порядок в обществе.

Отечественный социолог С. С. Фролов выделяет пять групп общих признаков социальных институтов: 1) установки и образцы поведения; 2) символические культурные признаки; 3) утилитарные культурные черты; 4) устный и письменный кодексы; 5) идеологию.

Социальные институты носят надындивидуальный характер и обладают собственными системными качествами и определенными функциями.

Исходя из важнейших потребностей общества сложились пять глобальных социальных институтов, которые сами являются сложными социальными системами.

Приспособление к окружающей среде, производство предметов потребления обеспечивается таким социальным институтом, как экономика. Он имеет в качестве подсистемных элементов социальные институты производства, управления и др.

Целевые потребности общество обеспечивает через социальный институт политики, в котором, в свою очередь, имеются такие социальные институты, как государство, право и т.д.

Далее идут семья, образование, религия.

Помимо пяти названных исторически оформившихся социальных институтов в ХХ в. появились новые. Современное общество переживает процесс институализации до уровня глобальных и универсальных еще двух социальных институтов: здравоохранения и науки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальное неравенство как источник ранжирования в обществе | Сущностные особенности гражданского общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.