КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы организации и деятельности государственного аппарата в современном обществе
Основные типы организации государственного аппарата
К типологии государственного аппарата в литературе выделяют два подхода: сущностно-исторический и структуралистский. В сущностно-историческом подходе критериями типологии выступают изменения качественного состояния самого государства, его социального назначения и целей деятельности. В структуралистском подходе типология отражает особенности построения структуры государственного аппарата. В рамках сущностно-исторического подхода проводится марксистская типология государственного аппарата.[7] Выделяется аппарат рабовладельческого государства, аппарат феодального государства, аппарат буржуазного государства (до империалистский и времён империализма) и аппарат социалистического государства. В рамках структуралистского подхода типы государственных аппаратов могут быть выделены на основе принципа организации, реализованного в структуре аппарата: централизованный тип и децентрализованный тип. В зависимости от порядка распределения компетенций внутри государственного аппарата могут быть выделены такие типы как иерархический и аппарат свободной организации. М. Вебер предложил промежуточную типологию государственного аппарата, используя и исторический, и организационный критерии. Были выделены следующие типы организации государственного аппарата: - владельческо-штатный: формируется при соединении властных полномочий с полномочиями собственника на основные средства производства; - государственно-бюрократический: формируется из служащих, являющихся профессиональными управленцами и не имеющих отношения к основным средствам производства; - гражданское правление: все полноправные граждане участвуют в повседневном управлении государством. При этом М. Вебер отмечает, что названные типы государственных аппаратов в «чистом» виде не реализуются. Традиционно под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимают руководящие начала, основные идеи, которые определяют порядок его построения и функционирования. М.И. Байтин выделяет общие и специальные принципы организации и деятельности государственного аппарата. При этом общие принципы характерны для всего государственного аппарата, а специальные характерны для функционирования отдельных частей государственного аппарата. М.Н. Марченко предлагает понимать под общими принципами те, которые характерны для государственного аппарата всех стран, под специальными – те, которые характерны для группы стран. Им выделяются и частные принципы т.е. те, которые характерны для отдельно взятой страны. Чаще всего к общим принципам относят следующие: Демократизм (народовластие) – признание народа единственным источником государственного суверенитета. Конституционализм – утверждение безусловного верховенства законов государства во главе с Конституцией. Профессионализм государственного управления – высокий уровень подготовки управленческих кадров, для которых государственная служба – основной род занятий. Системность и целостность государственного аппарата, его внутренняя иерархия и внешняя обособленность. Плавность государственного управления, поступательное позитивное развитие. Научность как база для построения всего государственного аппарата и осуществления управления. В литературе предлагается также выделять структурные принципы организации и деятельности государственного аппарата. Централизм: доминирование вертикальных директивных начал в организации и деятельности государственного аппарата. Полуцентрализм: сочетание вертикальных и горизонтальных связей в государственном аппарате. Децентрализм: горизонтальное начало доминирует в организации и деятельности государственного аппарата.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |