Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура (уровни) правовой культуры

Понятие и признаки правовой культуры

Правовая культура – разновидность культуры вообще. Само понятие культуры широко и многопланово. Оно охватывает:

- совокупность созданных и создаваемых материальных и духовных ценностей: сооружения, машины, произведения искусства, образцы и нормы поведения, результаты и методы научных исследований;

- качественную характеристику уровня и степени развития общества;

- развитость человеческой личности. Сюда включаются знания, навыки, умения, уровень интеллекта, мировоззрение, способы и формы общения.

Учитывая, что правовая культура – вид культуры в целом, то и представления о ней не могут быть сведены к чему-то одному. Сложилось два основных подхода к пониманию правовой культуры: а) правовая культура общества, б) правовая культура личности (различных общностей людей – индивидов, групп, населения).

Правовая культура – качественное состояние права, профессиональной юридической деятельности (юридической практики), законности и правопорядка, правового сознания и поведения личности.

Признаки правовой культуры:

- вид культуры вообще. Ей так же свойственно творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизации;

- представляет собой определённую оценку правовой действительности. Поэтому и можно говорить о высокой, средней, низкой правовой культуре. И хотя оценки относительны, они дают более или менее объективные представления;

- характеризует, раскрывает, прежде всего, качественное состояние права, юридической практики, законности и правопорядка, правосознания и правового поведения. Другими словами, правовая культура даёт сущностное, содержательное представление о правовых явлениях.

 

 

Она включает в себя:

- уровень развития самого права. Во-первых, его содержания т.е. в какой мере право на данном этапе развития является выражением свободы и справедливости (прав и свобод, их сбалансированности с обязанностями); во-вторых, его внутренней формы, т е. системы нормативно-регулятивных средств (принципов, целей, норм права), их различных общностей (институтов, подотраслей, отраслей); в третьих, внешней формы, т.е. системы форм (источников) права (действует лишь моноисточник – нормативный акт или существует плюрализм форм (источников) права, степень развития кодификации законодательства и т.д.);

- уровень совершенства текстов правовых (юридических) документов (нормативных актов, нормативных договоров, интерпретационных актов, правоприменительных актов). Тексты юридических документов– важнейший накопитель, хранитель правовых ценностей. Ведь именно изучая их содержание, формы исполнения и выражения, способы доведения до субъектов, мы в первую очередь судим о состоянии культуры вообще, и правовой в частности, об отношении к праву, об используемых научных идеях, понятиях, юридической технике и т.д. Одни тексты стали историческими памятниками, имея познавательную, научную ценность (законы Ману, Хаммурапи), другие и сегодня имеют не только научную, но и практическую ценность (например, отдельные положения Римского частного права).

- уровень развития профессиональной юридической деятельности: правотворческой, правоприменительной, правообразовательной. Любая профессиональная юридическая деятельность включает в себя:

а) культуру исполнител я - субъекта правотворчества, правоприменителя (судьи, прокурора, следователя), а так же культуру тех, кто осуществляет правовое обучение и воспитание – должностных лиц, адвокатов, юристконсультов, учёных, преподавателей;

б) культуру юридического процесс а (правотворческого, правоприменительного, правообразовательного). Речь идёт о подготовке, проведении проектно-нормативной работы, дознания, следствия, о взаимоотношении сторон в процессе, о доведении результатов юридического процесса до граждан; в) культуру материально-технического обеспечения. О суде, правоохранительных органах начинают судить с экстерьера, интерьера, оснащённости техническими средствами.

- уровень (состояние) законности и правопорядка.

Состояния законности и правопорядка оценивается по следующим факторам:

1) насколько последовательно проводятся в жизнь принципы (требования) законности;

2) структуре преступлений (доли в ней особо тяжких и тяжких преступлений (убийство, грабёж, разбой, терроризм, захват заложников и т.д.);

3) развитости средств, способов борьбы с преступностью, другими правонарушениями;

4) сложившейся системы гарантий законности и правопорядка;

5) степени готовности граждан участвовать в укреплении законности, защите и реализации своих прав;

6) пределах терпимости общества к нарушениям права, закона;

7) устойчивости, организованности, слаженности общественных отношений, общественного и правового порядка.

- уровень развития правового поведения личности, гражданина.

Правовая культура личности – это не только знание прав, хотя правосознание безусловный элемент прав. Для диагностики состояния правовой культуры личности важно обследовать не только сознание, но и поведение человека в целом, т.е. его субъективную и объективную стороны.

С субъективной стороны правокультурным является поведение личности, свидетельствующее о достаточной глубине знания и понимания права, о принятии его как ценности и уважительном отношении к нему. Другими словами, налицо психологическая готовность к активной культурной деятельности в области права.

Объективная сторона правокультурного поведения раскрывается через активную правомерную деятельность. Такая деятельность отличается самодеятельностью, интенсивностью, инициативой, творчеством и систематичностью. Таким образом, человек, обладающий правовой культурой это, и, одновременно, правоактивная личность.

Деформация правосознания и правовой культуры. На сегодняшний день наше в обществе нередки случаи деформации (от лат. искажённую) правосознания и правовой культуры. Можно выделить такие формы деформации: правовой инфантилизм и правовой нигилизм.

Определение. Правовой инфантилизмнеразвитость, недостаточность правовых знаний, ограниченность навыков и умений правовой деятельности. Как правило, при такой форме деформации имеют место пробелы в знаниях существа практически всех отраслей права, нет понимания общей ценности права, его значимости для личности.

Вместе с тем, некоторые, хотя бессистемные, нечёткие представления о правовых нормах, отдельные проявления активности возможны. Например, при обращении с жалобами в органы власти, организации в связи с нарушением прав или с просьбой улучшить работу предприятий, учреждений. И всё же при правовом инфантилизме среди «взрослых детей» вполне реален постулат: «Жить в обществе можно и не зная правовых норм (прав и обязанностей), не умея ими пользоваться.

Правовой нигилизм - негативное отношение к праву, к правовой организации общественной и личной жизни. Он может быть пассивным и агрессивным.

Пассивный правовой нигилизм – негативное отношение к праву, к правовой организации общественной и личной жизни, которое не выражается в призывах не соблюдать законы, к противоправному поведению. При данной форме нигилизма право не включается в систему ценностей, в возможности добиться полезного результата юридическими средствами просто не верят. Поэтому праву отводится незначительная, мало заметная роль. Одни говорят, что жить надо не по праву, а по своим желаниям и интересам, другие – по совести, третьи – по христианским началам. Формулируются предложения, основной упор сделать на формировании нравственного, политического, экономического сознания и культуры. Но пассивный правовой нигилизм, как правило, не имеет преступный умысел, т.е. злостного неповиновение праву, законам.

Агрессивный правовой нигилизм – осознанное, враждебное отношение к праву, всему юридическому, сопряжённое с совершением различных правонарушений, включая преступления. Налицо перерождение человека не только с правовой, но и нравственной стороны.

Конечно, любая деформация правосознания, правовой культуры мешает цивилизованному развитию общества. Чтобы снизить влияние негативных факторов надо формировать уважительное отношение к праву, к правовым явлениям. Это достигается правовым воспитанием и обучением.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды и функции правосознания | Правовое обучение и воспитание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.