Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механика

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

МЕХАНИКА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Протасов В. Ф. Экология здоровье и охрана окружающей среды в России. – М.: «Финансы и статистика», 2001 г.

2. Экология. Под. ред. Л. И. Цветковой – М.: Изд-во АСВ; СПб Химиздат, 1999 г.

3. Экология. Учебник для ВУЗов. Под. ред. Г. В. Тягунова, Ю. Г. Ярошенко. - М., 2000г.

4. Потапов А. Д. Экология. – М.: ВШ, 2002 г.

5. Хотунцев Ю. К. Экология и экологическая безопасность. - М.: Изд. центр «Академия», 2002 г.

6. Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. Экология. - М.: Дрофа, 2007 г.

7. Галюжина С. Д. и др. Общая и прикладная экология. Учебное пособие. / Под ред. Е. В. Кашевской, С. Д. Галюжина. - Минск, Дизайн ПРО, 2003г.

8. Горелов А. А. Экология. Учеб. Пос. – М.: Изд-во «Центр», 2002 г.

9. Никифоров А. М., Хоружая Т. А. Глобальная экология. – М.: ЗАО «Книга Сервис», 2003 г.

10. Реймерс Н. Ф. Природопользование. – М.: Мысль, 1990 г.

11. Степановский А. С. Общая экология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.

12. Никитин А.Т. и др. Экология, охрана природы, экологическая безопасность. Учебное пособие / Под редакцией А.Т. Никитина, Ю.М. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000 г.

 

 

Омск

Издательство ОмГТУ

Министерство образования и науки Российской Федерации

___________________

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

__________________________________________________

 

 

Конспект лекций для студентов

очной формы обучения

 

Омск

Издательство ОмГТУ

 

 

Составитель: Сорокин Владимир Николаевич, д.т.н., профессор кафедры «Основы теории механики и автоматического управления»

 

 

В конспекте лекций кратко рассмотрены основные направления экспериментальной механики, методы и средства определения механических характеристик и свойств материалов и соединений, а также некоторые вопросы методологии планирования и организации исследований. Приведены методы испытаний конструкций и конкретные примеры.

Для студентов дневной формы обучения по специальности 150300 «Прикладная механика».

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета

 

 

© ГОУ ВПО «Омский государственный

технический университет», 2010

ВВЕДЕНИЕ

 

Снижение материалоемкости конструкций и одновременное обеспечение заданного ресурса и надежности стали важнейшими требованиями для новых машин и сооружений. Эти требования обусловили развитие расчетных и экспериментальных методов и средств в прикладной механике и существенно изменили к настоящему времени общую методологию проектирования новой техники в различных отраслях машиностроения. Появились новые понятия, такие как САПР - системы автоматического проектирования, «конструкции заданного ресурса», «эксплуатация машин по техническому состоянию».

Систематизация и накопление данных о теоретических коэффициентах концентрации напряжений (ККН) привели к развитию проектирования по уровню местных напряжений, т.е. нормированию качества конструкций по значениям ККН.

Создание и применение новых материалов и полуфабрикатов конструкционных пластиков (полимеров) и других неметаллов определило развитие реологических исследований в новой области - механике полимеров. Развитие новых концепций проектирования машин и конструкций изменило соотношения между объемами и трудоемкостью расчетных, конструкторских и экспериментальных работ. Значительно повысилась доля экспериментальных исследований на всех этапах разработки и эксплуатации новой техники. Содержание экспериментальных работ обогатилось новыми направлениями и методами, произошел отбор средств экспериментальной механики для решения инженерных прикладных

задач.

Появились новые черты в развитии методов и средств экспериментальной механики, утвердившиеся в инженерной практике: широкое применение в промышленности и научных исследованиях электротензоизмерений, успешное решение проблем автоматизации тензоизмерений, обработки данных для средних и больших массивов тензорезисторов с требуемым быстродействием и точностью; создание информационно-измерительных систем (ИИС) тензотермометрирования на основе ЭВМ. Значительные сдвиги произошли в создании автоматизированных систем нагружения для испытания конструкций на статические, переменные и динамические нагрузки на базе электрогидравлических и других типов устройств одно и многоканального типа, которые воспроизводят различные детерминированные законы нагружения и случайные процессы.

Дальнейшее развитие получило физическое моделирование задач прочности и строительной механики, выполняемое методами фотомеханики, муаровых полос, сеток, голографической интерферометрии, хрупкими тензочувствительными покрытиями. Значительно обогатились средства неразрушающих методов контроля (НМК) материалов и изделий.

В 1982 г. введена новая научная дисциплина в области технических наук специальность 05.02.19 "Экспериментальная механика машин", содержанием

которой является исследование, обоснование и разработка экспериментальных методов и средств определения режимов и параметров работы машин, механических и эксплуатационных свойств деталей и изделий. Основные направления этих работ предусматривают методы и средства определения кинематических и динамических режимов и параметров работы машин, механизмов, робототехнических систем; напряжений и деформаций в деталях и узлах машин и механизмов на рабочих режимах; моментов, усилий и степени повреждения деталей и узлов машин в местах сопряжений в рабочих условиях; прочности конструкций в эксплуатационных условиях.

Термин "экспериментальная механика" впервые был введен замечательным русским ученым-механиком В.Л. Кирпичевым (1845-1913 гг.). В 1895 г. на II съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию он выступил с докладом "Экспериментальная механика и механические лаборатории высших технических учебных заведений", в котором, в частности, сказал: "Наука должна возможно часто возвращаться к проверке экспериментальных данных, служащих ее основанием; в этом возвращении к земле она будет черпать новые силы для дальнейшего развития". Виктору Львовичу Кирпичеву принадлежат первые отечественные публикации по важнейшим разделам экспериментальной механики.

Малый объем данного курса предопределил фрагментарность изложения методов, целью которого явились только принципы и применения методов.

 

 

Лекция 1

Объекты испытаний. Требования к образцам и их классификация

 

В общей методологии проектирования современных машин двумя важнейшими направлениями являются обеспечение функционирования механических систем и обеспечение прочности и заданного ресурса силовых конструкций и механизмов. Часть инженерных задач имеет достоверность оценок и рекомендации с точностью до 15 %, но другие задачи решаются на уровне достаточно грубых оценок и прогнозирования. В последнем случае, когда действуют законы статистики и случайные факторы, расчетчики используют введение нормированных высоких коэффициентов запаса.

 

Задачи обеспечения прочности, ресурса и функционирования машин на основе экспериментальных исследований. Машиноведение и прикладная механика содержат дисциплины, определяющие методологию проектирования и разработку отдельных фундаментальных и частных проблем машиностроения.

Машина создается на основе данных нескольких научно-технических направлений по системам, но ее связующую конструктивную основу составляют силовые конструкции и механизмы. Они определяют значительную долю материалоемкости и массы машины, что, в свою очередь, ставит, как первостепенные, задачи обеспечения прочности и ресурса конструкции при ее минимальной массе.

Современное проектирование предусматривает независимо от класса машин несколько стадий в создании и эксплуатации техники.

Экспериментальная механика машин объединяет и обобщает ту область знаний в прикладной механике (механике твердого тела), в теории машин и механизмов и других разделах общего машиноведения, которая изучает экспериментальные методы и средства, применяемые для исследования объектов силовой конструкции машин и механизмов с целью обоснования прочности и ресурса, а также обеспечения функционирования механических систем.

На рис. 1.1 показаны схема силового проектирования машин и механизмов,

этапы расчетного анализа, формулировки критериев функционирования, ресурса прочности, содержание экспериментального обеспечения и обоснования расчетных и проектных работ и самих критериев для заключения о прочности, ресурсе и функционировании машины.

Исходным этапом для проектирования силовых конструкций и механизмов является получение следующих данных: 1) о функциональном назначении, режимах, технико-экономических параметрах машины, рассматриваемых при

составлении технического задания (ТЗ); 2) о внешних нагрузках и условиях эксплуатации, позволяющих сформулировать расчетные условия для проектирования; 3) о конструктивных схемах, расчетных статических, кинематических и динамических моделях конструкций и механизмов, их

 

математическое описание; 4) о предположительном комплексе расчетных критериев прочности, ресурса и функционирования, относящихся к рассматриваемому классу машин и условиям эксплуатации; 5) о возможном наборе конструкционных материалов, полуфабрикатов, технологий деталей и типах соединений.

Перечисленные сведения и данные получают на стадии прогнозирования и

в начале разработки проекта на этапах 'Технического задания", 'Технического

предложения" и "Аванпроекта" (эскизного проекта) и затем уточняют на всех

последующих этапах создания и эксплуатации машины.

В создании современных машин важнейшими, длительными и трудоемкими стадиями разработки являются первые этапы, включающие этап рабочего (технического) проектирования.

На этапе технического проектирования и постройки опытных экземпляров машины изменяется содержание экспериментальных исследований. Завершается опережающая разработка принципиально новых узлов, соединений, деталей, проводятся сравнительные испытания их с целью получения ожидаемых лучших характеристик по прочности, долговечности, изнашиванию и т.д. по сравнению с данными известных технических решении. Испытания натурных и полунатурных элементов конструкции, узлов и агрегатов планируют и выполняют, как правило, в период, когда опытная машина комплектуется системами и оборудованием.

Подготовка серийного производства связана с доработками конструкции, принятыми в результате стендовых и натурных испытаний, и введением изменений в серийную документацию. Первые серийные машины, предназначенные для ведомственных или государственных испытаний и последующей эксплуатации,

отличаются от первого опытного экземпляра, поэтому требуются испытания

серийных натурных агрегатов и узлов.

На этапе эксплуатации парка машин проводят расчетные и экспериментальные работы по анализу дефектов и отказов с принятием обоснованных решений; по сравнению программного эквивалента и действительного расходования ресурса; темпов эксплуатационного изнашивания, появления предельных люфтов, потери кинематической точности механизмов; по возможному продлению ресурса изделия, проведению регламентных работ, осмотров, дефектации; по исследованию возможной модернизации машины или проектам создания модификаций.

Объекты экспериментальных исследований. Объекты, исследуемые для решения задач прочности и ресурса (табл. 1.1), образуют условный хронологический ряд по этапам создания машины. На основе принятых для машины и ее агрегатов расчетных условий и критериев прочности и ресурса определяют минимальные объемы испытания стандартных образцов материалов и полуфабрикатов (Ост, Оп) для уточнения базовых характеристик и зависимостей в условиях, близких к реальным ожидаемым условиям эксплуатации узла.

Экспериментальные исследования образцов-соединений (Ос), как стандартных, так и специальных, дают базовые характеристики и сравнительные данные о новых видах и технологиях соединений, которые анализируют совместно с данными о жесткости, прочности, усталости и о массовых характеристиках известных соединений.

В разработке соединений, отдельных деталей, узлов, агрегатов и силовых конструкций в целом используют физические модели (Мс, Ма, Мк) и макеты.

Таблица 1.1

Наименование объектов экспериментальных исследований   Обозначение   Решаемые задачи
Стандартные образцы материалов   Ост Механические, упругие, жесткостные, усталостные, коррозионные характеристики, ползучесть и др.
  Образцы полуфабрикатов   Оп Характеристики изгиба, сдвига, смятия, отрыва, потери устойчивости, теплопрочности полуфабрикатов
  Образцы соединений   Ос Характеристики прочности, усталости, ползучести болтовых, заклепочных, сварных, клеевых, композиционных и др. соединений
Модели соединений и отдельных деталей Мс Исследование на упруго- или констук- тивно подобных моделях силовых потоков НДС, перемещений, проверка приближенных теоретических расчетов, оптимизация конструкций на основе параметрических исследований
Модели агрегатов и узлов Ма
Модели силовой конструкции машин   Мк
Полунатурные элементы конструкции: панели, стыки, детали, рамы, опоры, и др.   Нд Исследование несущей способности, силовых потоков, НДС, перемещений, остаточных деформаций и напряжений, теплопрочности, выносливости, остаточной прочности и долговечности, динамики, ударных воздействий, вибро- и акустической прочности, коррозии и других воздействий на конструкции
Натурные агрегаты и узлы На
  Натурная силовая конструкция машины   Нк
Натурная машина (опытная или серийная)   Н Исследование спектра нагрузок, реальных напряжений, долговечности, вибраций, коррозии, старения и др. параметров в эксплуатации

 

В зависимости от объема исходных данных и целей, которые преследуют при создании моделей, рассчитывают, проектируют и изготовляют упругоподобные, конструктивно подобные и динамически подобные модели. Большинство их создают на этапе эскизного и рабочего проектирования, когда становятся более конкретными силовые связи, жесткости, массовые характеристики и формы деталей.

Количественные оценки для обоснования реальной долговечности и прочности конструкции получают испытаниями полунатурных и натурных деталей, узлов, агрегатов (Нд, На) по программам, максимально приближенным к эксплуатационным условиям, и по нагрузкам программного эквивалента. В некоторых случаях применяют ускоренные испытания, форсируя основные режимы работы конструкций: повышая частоту, уровень нагрузок и непрерывно проводя испытания.

Исследования натурной силовой конструкции Нк на прочность и долговечность (ресурс) выполняют на основании действующих нормативно-технических документов.

Большие и трудоемкие исследования проводят на различных этапах создания машины для выявления работоспособности конструкции и материалов в местах силового контакта и трущихся поверхностей. Подшипниковые узлы, трансмиссии и передачи, робототехнические системы, энергоблоки и т.д. испытывают при стендовой и эксплуатационной наработке с измерением многих параметров. Условная классификация (табл. 1.2) показывает объекты исследований механических систем на функционирование, основные задачи и требуемые технические средства испытаний.

 

 

Таблица 1.2

Объекты экспе- рименталтных исследований (группы) Обо- зна-че- ние Примеры типовых образцов, узлов, агрегатов, машин Примеры исследований объектов механических систем Оборудова-ние для испытаний
Образцы пар трения: антифрик- ционные, фрикционные, для анализа смазок   Опт Образцы пальчико- вые, пластинчатые, дисковые (торцовые), кольцевые (торцо-вые), типа вал-вкла-дыш или вал-втулка, вал-призма, вал-па-лец, ролик по роли-кам, шарик по шарикам Определение коэфф. тре-ния пар, моментов и сил трения, износостойкости материалов, условий из-нашивания и заедания, фрикционной тепло-стойкости и изнашива-ния, сравнивание свойств смазочных материалов Машины трения и специаль-ные стенды (установки)
Модели триботехники     Мтб Масштабные физии-ческие макро-и микро-модели подвижных силовых узлов и соединений Изучение изнашивания и параметров трения на моделях и пересчет данных на натурный объект согласно теории подобия и размерности   Установки и стенды, машины трения
Модели механизмов: кинематические   динамические     Ммк   Ммд Масштабные кинема-тические модели сложных пространст-венных механизмов. Структурные динамические модели Изучение перемещений, скоростей и ускорений элементов механизма.   Качественные оценки перегрузки, форм, частот, амплитуд и ускорений, устойчивости.

 

Продолжение табл.1.2

 

Объекты экспе- рименталтных исследований (группы) Обо- зна-че- ние Примеры типовых образцов, узлов, агрегатов, машин Примеры исследований объектов механических систем Оборудова-ние для испытаний
    Модели и макеты машин и робототехники     Ммм Масштабные, аэро-динамические, гидро-динамические, воз-душные-летающие, погружаемые, функ-циональнодей-ствую-щие, увязочные и т.д. Изучение функциональ-ных характеристик объектов на моделях. Геометрическая увязка и оптимальное место-расположения узлов, агрегатов, элементов управления на макетах Аэродина-мические трубы, гидробас-сейны, грун-ты и специаль-ные среды
  Натурные узлы подвижных соединений     Нус Подшипники, муфты, сцепления, тормоза, валы и уплотнения, направляющие стан-ков, технологических и управляющих уст-ройств, карданы и т.д. Кинематическая точность и плавность хода, допустимые частоты вращения, биение, деформирующая и компенсационная способность (муфт), предельный износ, контактное схватывание, температурная выборка зазоров, шумность, КПД   Специаль-ные стенды и приспо-собления
Натурные и полунатурные элементы передач и трансмиссий   Нэп Зубчатые, червячные, планетарные, волно-вые передачи; цеп-ные, ременные, вин-товые (винт-гайка), шариковые передачи; карданные транс-миссии, редукторы, гидромеханические передачи и элементы. Износостойкость при предельных и эксплуа-тационных контактных нагрузках, кинемати-ческая точность и плав-ность при допустимых люфтах; жесткость и собственные частоты, допустимые скорости шум, КПД, темпера-турные режимы и надежность герметизации уплотнений и сальников     Специаль-ные стенды и машины, приспособ-ления и приборы регистрации параметров
Натурные передачи и трансмиссии   Нп
Натурные автоматические транспортиру-ющие и робототехнические системы Нар Автоматические линии, транспортеры, технологические ро-боты и гидроусили-тели, системы силового управления, шасси, демпферы Точность технологических и транспортирующих операций, оценка допустимого износа, надежность дубли-рования, жесткость, параметры деформи-рования, влияние вибраций и динамики Полунатур-ные стенды и агрегаты

 

Продолжение табл.1.2

Объекты экспе- рименталтных исследований (группы) Обо- зна-че- ние Примеры типовых образцов, узлов, агрегатов, машин Примеры исследований объектов механических систем Оборудова-ние для испытаний
Натурные энергоагрегаты и энргомашины     Нэм Атомные реакторы, парогенераторы, турбины, пневмокомпрессоры, ДВС, РД, ТРД, системы мотор-генератор и т.д. Стендовые и натурные испытания и исследования по специальной программе Стенды и комплексы
Натурная машина, конструкция или система Нк   Нн Автомобили, тракто-ры, сельскохозяйст-венные, дорожные, горнодобывающие машины, станки, прессы, прокатные станы, надводные и подводные суда, лета-тельные и космичес-кие аппараты, буро-вые установки, атом-ные электростанции и т.д. Натурные, эксплуатационные и пусковые испытания по специальной программе Испыта-тельные комплексы, полигоны

 

Требования к образцам, и их классификация

Объекты исследования при механических испытаниях — образцы, модели, элементы конструкций и конструкции в натуральную величину. Наиболее широко используются образцы. Образцом называется тело специальной формы, подвергающееся испытанию для оценки механических свойств материала. В настоящее время испытывают разнообразные образцы, которые отличаются друг от друга формой, размерами, назначением. Некоторые типы образцов регламентируются нормативами. К ним относятся образцы для испытаний на одноосное растяжение и сжатие, на кручение и изгиб, образцы для усталостных испытаний и др. Многие типы образцов, особенно используемые в научно-исследовательской работе, не регламентируются нормативными документами, например образцы для испытаний в сложном напряженном состоянии.

Для получения сопоставимых и воспроизводимых результатов механических испытаний образцы должны отвечать соответствующим требованиям. Заготовки образцов должны быть отобраны из прутков, листов или отливок одной и той же плавки или партии. Прежде всего, изучается химический состав металла или сплава, т. е. устанавливается количественное содержание химических элементов в исследуемом материале. Механические свойства металлов и сплавов очень сильно зависят от их структурного состояния. Металлы и сплавы представляют собой поликристаллические вещества, поэтому необходимо провести микроструктурный анализ. Структурное состояние металлов зависит от режима термообработки, технологии литья или прокатки. Без знания химического состава и структурных характеристик металла невозможно достаточно надежно оценить его механические свойства. Всякий образец содержит рабочую часть, в которой реализуются однородные напряженное и деформированное состояния. Необходимость реализации однородного напряженно-деформированного состояния в рабочей части образца увязана с тем, что не существует метода прямой оценки напряжений в точках деформированного тела. Существующие методы исследования напряженно-деформированного состояния тел позволяют измерять деформацию на внешней поверхности исследуемого тела. Величину напряжений в точках тела оценивают по внешним силам, но это возможно только при соблюдении определенных условий.

Условия проведения эксперимента реализуются путем выбора формы образца, приложением к нему таких внешних сил, при которых с достаточной степенью достоверности можно считать, что напряженное и деформированное состояния во всех точках исследуемого образца одинаковы, т. е. в нем создано однородное напряженно-деформированное состояние. Обеспечив такие условия эксперимента, по измерениям взаимных перемещений точек на поверхности образца можно судить о деформациях во внутренних точках. По измеренным внешним силам можно рассчитать напряжения во внутренних точках исследуемого образца, приняв гипотезы однородности, сплошности и изотропности. На рабочей части образца выделяется расчетный участок, который используется для измерения соответствующих параметров (удлинений, укорочений, углов закручивания и поворота, изменений поперечных размеров и др.).

Чаще всего образец представляет собой стержень круглого, кольцевого или прямоугольного поперечного сечения. Форма рабочей части образца зависит от вида заготовки. Если в качестве заготовки используется пруток, отливка или лист большой толщины, то рабочая часть образца имеет цилиндрическую форму; если заготовка — относительно тонкий лист, то рабочая часть образца имеет призматическую форму. Процесс получения заготовки образца регламентируется нормативными документами. Предпочтительным является образец цилиндрической формы.

Образец получают механической обработкой (точением, фрезерованием, шлифованием, полированием). При этом нужно исключить изменение механических свойств материала образца относительно механических свойств исходных заготовок. В некоторых случаях в качестве образцов используются полуфабрикаты (проволока, лента, нити, канаты, арматура и т. п.).

К геометрической форме образца предъявляются требования, которые регламентируются нормативными документами и инструкциями. Совершенство геометрической формы образца позволяет правильно оценить результаты испытаний и воспроизвести эти результаты в последующих опытах. Недопустимы изменения поперечных размеров рабочей части образца, искривление его оси и другие геометрические несовершенства формы, приводящие к неоднородности напряженно-деформированного состояния выше предельных значений, предусмотренных инструкциями.

Значительное влияние на результаты механических испытаний образцов оказывает состояние поверхности рабочей части образца. Наличие царапин, вмятин, острых надрезов, раковин может привести к местному изменению напряженно-деформированного состояния, что, в свою очередь, приведет к преждевременному разрушению материала и исказит результаты опыта.

Шероховатость внешней поверхности рабочей части образца для статических испытаний должна соответствовать шероховатости, получаемой тонким точением или шлифованием. У образцов, предназначенных для усталостных испытаний, шероховатость поверхности должна быть ниже и достигаться тонким шлифованием и полированием.

Образец для механических испытаний должен быть однородным по химическому составу и микроструктуре. На рабочей части образца не должно быть раковин, волосовин, трещин, инородных включений и других дефектов структуры, влияющих на распределение внутренних сил, т. е. приводящих к неоднородности напряженно-деформированного состояния. Структурное состояние образца желательно оценивать методами неразрушающего контроля. Образцы, содержащие заметные дефекты структуры, должны быть отбракованы.

Рис. 1.2. Цилиндрический образец Рис. 1.3. Типы головок цилиндри-

для испытаний на растяжение: ческих образцов для испытаний на

1 — головка; 2 — рабочая часть растяжение

 

На структурное состояние металлов и их сплавов важнейшее влияние оказывает термообработка, поэтому она должна строго соответствовать заданной. На структурное состояние, по крайней мере, поверхностных слоев образца значительное влияние оказывают режимы механической обработки (скорость и глубина резания, охлаждение), приводящие к поверхностному наклепу. Поверхностный наклеп особенно нежелателен для образцов малых размеров (микрообразцы, тонкостенные). Некоторые виды термообработки, например закалка, приводят к неоднородности структуры образца, особенно при большом его сечении, так как глубина термообработанного слоя может быть невелика.

Геометрические формы образцов из металлов и сплавов, предназначенных для исследования упругопластических и прочностных свойств, весьма многообразны, но наиболее широко используются образцы в виде стержня с утолщениями на его концах (рис. 1.2). Эти утолщения называются головками. Форма головки зависит от конструкции захватов испытательной машины, соответствующих виду нагрузок на образец (рис. 1.3).

Для плоских образцов конструкции головок более однообразны по форме (рис. 1.4). Переход от рабочей части к головкам делается плавным, без резкого изменения формы, чтобы уменьшить концентрацию напряжений и тем самым обеспечить в рабочей части образца однородное и одноосное напряженное состояние.

Длина рабочей части в 5-10 раз превышает ее наибольший поперечный размер. Переходный участок выполняется в виде торообразной или конической поверхности. Способ закрепления образцов не должен допускать их проскальзывания относительно захватов, смятия опорных поверхностей головок, а также разрушения образцов на Переходных участках и в головках. Технология изготовления образцов должна обеспечивать строгую соосность головок и рабочей части, перпендикулярность опорных плоскостей головок к оси образца. Благодаря высокой точности изготовления образца, осуществляется качественное центрирование его в захватах современных испытательных машин и предотвращается внецентренное растяжение.

При испытании на растяжение образцов, находящихся в хрупком состоянии, принимаются все меры к снижению концентрации напряжений и к высокоточному осевому нагружению образца. Образец из хрупкого материала показан на рис. 1.5.

 

 

Рис. 1.4. Головки плоских образцов для испытаний на растяжение

 

Образцы для испытаний на одноосное сжатие, как правило, не имеют головок и представляют собой короткие цилиндры или призмы в зависимости от вида заготовки. Отношение длины рабочей части образца к его наибольшему поперечному размеру для предотвращения изгиба не должно превышать трех (рис. 1.6). Торцы образца необходимо изготовить параллельными друг другу и перпендикулярными оси образца.

 

 

 

Рис. 1.5. Образец из хрупкого материала Рис. 1.6. Образец для

для испытаний на растяжение испытаний на сжатие

 

Образцы для испытаний на кручение имеют примерно такую же форму, как и образцы для испытаний на растяжение. Применяются как сплошные (рис. 1.7, а), так и полые образцы, поперечное сечение которых — тонкостенное кольцо (рис. 1.7, б). Переходный участок выполняется в виде горообразной поверхности. Конструкция головок должна обеспечить передачу крутящего момента к рабочей части образца. Головки имеют две или четыре грани для передачи крутящего момента от захватов испытательной машины к образцу. На рабочей части выделяется расчетный участок, в пределах которого устанавливаются угломерные устройства, позволяющие определять угол закручивания.

Рис. 1.7. Образцы для испытаний на кручение:

а — сплошной; б — трубчатый

 

Образцы для испытаний при сложном напряженном состоянии

представляют собой тонкостенные цилиндрические трубы с головками, конструкция которых зависит от видов тех нагрузок, которые должны быть переданы рабочей части (осевая сила, крутящий момент, внутреннее или внешнее давление либо их сочетание). При проведении испытаний в камерах высокого давления применяются сплошные цилиндрические образцы. Размеры и форма образцов для этого вида испытаний не регламентируются.

Некоторые виды механических испытаний образцов металлов и сплавов регламентируются нормативами. К ним относятся испытания на растяжение при комнатной, пониженной и повышенной температурах, на сжатие и на кручение. В процессе этих испытаний определяются механические характеристики металлов и сплавов. Под механической характеристикой понимается величина, характеризующая упругие, прочностные или деформационные свойства металлов и сплавов.

Механические характеристики носят условный характер, так как зависят от метода испытаний и способа обработки экспериментальных данных, поэтому оценку механических характеристик проводят строго регламентированными методами, что необходимо для обеспечения сопоставимости их значений. Механические характеристики металлов и сплавов определяются в условиях однородного напряженно-деформированного состояния и используются в расчетах на прочность и жесткость элементов конструкций и сооружений.

К механическим характеристикам относятся: модуль упругости, коэффициент Пуассона, модуль сдвига, пределы пропорциональности, упругости, текучести и прочности, относительные остаточные удлинения и сужения после разрыва.

 

Лекция 2

Структура испытательных комплексов. Узлы испытательных машин

 

 

Измерение нагрузок и перемещений. Деформации (и перемещения) являются линейными аналогами многих механических величин. При определенных условиях, например при правильно спроектированных упругих элементах они становятся почти идеальными носителями информации в преобразователях и градуируются в размерности сил, моментов, ускорений, напряжений, давлении, масштабных перемещений и даже в размерности параметров усталости (в счетчиках ресурса).

Большинство средств измерения спектров нагрузок, условий эксплуатации параметров вибрации, макро- и микроперемещений в элементах машин построено на преобразовании деформации в электрический сигнал, который трансформируют специальной аппаратурой и записывают аналоговыми или цифровыми регистраторами.

Принципы преобразования могут быть различные: тензорезисторные потенциометрические, индуктивно-трансформаторные, емкостные, ультразвуковые пьезоэлектрические, частотные и др. Современное развитие промышленной микроэлектроники сузило номенклатуру массовых типов преобразователей но расширило число типов специализированных преобразователей. Измерение нагрузок при испытании агрегатов, моделей, узлов и деталей осуществляют в основном тензорезисторными динамометрами (ТД) с выходом сигнала на АЦП и передачей его на управление процессом нагружния, а также на регистрирующие и цифровые показывающие приборы. ТД изготовляют для измерения нагрузок и крутящего момента а также для многокомпонентных измерений, например, для гидродинамических и аэродинамических экспериментов. Изучение или воспроизведение виброакустических нагрузок амплитуд и ускорений выполняют специальными преобразователями и высокочастотной аппаратурой. Различают устройства измерения параметров при эксплуатации и испытании машин и устройства реализации виброакустических нагрузок при испытании агрегатов (виброметры, шумомеры, акселерометры, частотные анализаторы, самописцы, вибраторы, вибростенды, сирены и т.д.).

Преобразователи давлений для измерений в жидкостях, в газах, в сыпучих

средах (датчики давлений ДД) имеют ряд особенностей и характерные условия применения: малые габариты ДД (миниатюризация) для проведения модельных экспериментов в аэродинамических трубах, каналах, гидросистемах; выполнение измерений давления при высоких (низких) температурах в энергетических установках, в ДВС при нестационарных температурах и пульсирующих взрывах газовых смесей.

Развитие средств измерения перемещений (датчики перемещений ДП) характеризуется значительным разнообразием принципов и широтой диапазона измерений. Классифицируют ДП по диапазону: датчики микроперемещений (0—100 мкм); датчики миллиметрового диапазона (0,01—10 мм, 0,1—100 мм); датчики больших перемещений (0,5—5000 мм);

- по типу процесса: датчики статических перемещений; датчики высокочастотного контроля амплитуд и смещений; датчики перемещений для повышенных (пониженных) температур; универсальные датчики перемещений;

- по принципу измерения: тензорезисторные, индуктивные, емкостные, потенциометрические, ультразвуковые, пневматические, оптические, фотомодуляционные (растровые), механические, а также контактные — бесконтактные;

- по измеряемым параметрам: осевые (линейные), угломерные (плоские и пространственные), кривизномерные и комбинированные.

 

Исследование деформаций и напряжений.

Различают методы исследования полей деформации, которые применяют при изучении сложных НДС, когда неизвестны главные направления, и методы измерения деформаций по отдельным точкам тензометрами (экстензометрами).

Каждый инженерный метод имеет свою область оптимального применения

и эффективные комбинации с другими методами. Нельзя требовать от специализированных средств универсального применения для всего разнообразия практических задач, что может привести к отрицательным результатам. В этом смысле важна вся информация об уже решенных инженерных задачах, выполненных конкретным методом, и одним из направлений в экспериментальной механике должна стать систематизация решений, которых, вообще говоря, ограниченное число. Это объясняется значительной трудоемкостью экспериментальных исследований.

Разработка новых методов и средств изучения НДС связана в последние годы в основном с поисковыми работами в области голо- и спеклинтерферометрии, пневматических и ультразвуковых средств, методов проникающих излучений, оптико-геометрических методов, тепловидения, термографии. В то же время произошла значительная модернизация известных методов; так, например, получил новое развитие метод хрупких тензочувствительных покрытий и зеркально-оптический метод. Одним из важных направлений развития методов изучения НДС является автоматизация многих процессов обработки данных на ЭВМ и создание специализированного программного обеспечения, а также автоматизация самого процесса измерения и сбора данных на ЭВМ.

 

Методы испытания на прочность и сопротивление усталости машин и элементов.

Исследование прочности материалов, деталей и конструкций имеет целью получение прочностных характеристик для паспортизации материалов и полуфабрикатов; определение разрушающих нагрузок для оптимизации несущей способности деталей и соединений при проектировании; проведение контрольных сертификационных статических испытаний на расчетные нормированные нагрузки до разрушения и расчет запаса прочности (избыток прочности), не превышающего допустимого по весовому критерию.

Аналогичные цели ставят при усталостных испытаниях, но в этом случае главными параметрами являются уровень средних напряжений и число циклов (часов) до разрушения.

Развитие техники испытаний на прочность и сопротивление усталости происходит в направлении автоматизации нагружения, измерения параметров, контроля и калибровки, обработки данных, формирования информации, ее накопления и оперативного представления, редактирования документации и ее размножения. Для целей автоматизации используют мини- и микро-ЭВМ и периферийные устройства. Тем самым достигается замена длительных трудоемких операций, повышается уровень стандартизации испытаний, метрологическая культура, объективность оценок и увеличение числа исследуемых параметров.

Структурная схема испытаний на прочность (усталость) или работоспособность дана на рис. 2.1. Правая часть схемы составляет информационно-измерительную систему (ИИС), левая — управляющий вычислительный комплекс (УВК). Общим инструментом для выполнения всех операций является ИВК — измерительно-вычислительный комплекс, который выполняет прямые, косвенные, совместные и совокупные измерения электрических величин, управляет процессом измерения и воздействия на объект, представляет результаты измерений оператору в заданном виде. ИВК обеспечивает восприятие, преобразование и обработку электрических сигналов от первичных преобразователей, управление средствами измерений и выработку нормированных электрических сигналов, являющихся входными для анализа точности измерений, контролирует величины силового (или другого типа) воздействия на объект, представляет результаты в установленных формах.

Развитие автоматических систем испытания на прочность (усталость) прошло несколько этапов ограниченной автоматизации, прежде чем выработалось рациональное сочетание по многоканальности и быстродействию для ИИС и УВК. В некоторых случаях удобнее использовать только несколько модулей ИИС, или, при блочно-модульном построении УВК, использовать отдельно модули (стойки) АСУН (автоматические системы управления нагруженном) для нескольких независимых испытаний. Программное управление осуществляют от встроенного в ИВК процессора (мини- или микро-ЭВМ); используют, как правило, серийно выпускаемые агрегатные средства, измерений и автоматизации и типовые интерфейсы.

Частным случаем системы испытания являются испытательные машины и

функциональные стенды (установки), которые структурно повторяют многоканальные системы (см. рис. 2.1), но имеют простую схему обратной связи, поскольку большинство из них - одноканальные. Развитие систем испытаний происходит в нескольких направлениях. Так, в зависимости от частот (скоростей) нагружения, мощности и принципов управления нагрузками наиболее универсальными для машин и агрегатов являются электрогидравлические и электромеханические принципы испытаний, менее гибкими — электродинамические и пневмоэлектрические.

Одновременно с системами основных нагрузок развиваются системы физического моделирования условий эксплуатации (испытаний). Применяют устройства для лучистого и конвективного нагрева, термобарокамеры, криостаты, климатические и реверберационные камеры и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объекты международного сотрудничества | Голографическая интерферометрия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.