Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Теория власти и властных отношений (2 ч.)

Читайте также:
  1. C) СТРУКТУРА (ЭЛЕМЕНТЫ) ГРАЖДАСНКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
  2. I. ДЖОРДЖ КАСПАР ХОМАНС: БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ОБМЕНА
  3. I. ЛЬЮИС КОЗЕР: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
  4. I. Приход к власти короля Амануллы-хана
  5. I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНЫХ СУПЕРСИСТЕМ
  6. II. ПИТЕР БЛАУ: ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ОБМЕНА
  7. II. Развитие рыночных отношений
  8. II. РАЛЬФ ДАРЕНДОРФ: ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
  9. II. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
  10. III. Роль СССР в «строительстве социализма» в КНР и первые признаки ухудшения советско-китайских отношений
  11. Q Кнут Викселль - экономист-теоретик и публицист q Концепция кумулятивного процесса q Теория общего равновесия и концепция процента И. Фишера q Теория денег И. Фишера
  12. Q«Цепочка» Джевонса q Теория обмена Эджуорта

План: 1. Античная политическая мысль (Платон, Аристотель и др.). 2. Политические идеи Средневековья и Эпохи возрождения. 3. Политические учения Нового времени. 4. Политическая мысль России.

1. В порядке методических рекомендаций по данному учебному вопросу следует обратить внимание на следующие существенные аспекты. Прежде всего, необходимо заметить, что античная политическая мысль находилась под большим влиянием мифологических представлений. И это наложило отпечаток на основные политические идеи античных авторов. Наивысшего расцвета политическая мысль достигла в творчестве философов Древней Греции – Платона и Аристотеля, а также в творчестве мыслителя Древнего Рима – Цицерона. Для всех названных авторов было характерно подчинение своих политических идей представлению о целостности мира и глубокой взаимосвязи человека, общества и космоса. Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном (437–347 гг. до н. э.) в работах «Государство», «Законы» и др. Названные произведения можно отнести к утопическому жанру, ибо в них Платон высказывает свое мнение не о реальном, но об идеальном, справедливом государстве. Последнее, по мнению мыслителя, есть максимальное воплощение мира идей в политической жизни общества. Такое государство представляет собой справедливое правление лучших и благородных и должно быть “красивым в целом”. В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон. Он владыка над правителями. Идеальному государству, по Платону, противостоят несовершенные формы реального государства.

Тимократия – власть честолюбивых, жадных и грубых правителей, переродившихся в рабов своих низменных страстей.

Олигархия – власть узкой группы богатых правителей, при которой бедные не участвуют в управлении государством.

Демократия – власть всех, не имеющая должной системы управления. Из нее с необходимостью вырастает еще одна несовершенная форма.

Тирания – власть одного. Это – наихудший тип государства, ибо в нем царят беззаконие, насилие и произвол.

Политические идеи Платона были подняты на новую высоту его учеником Аристотелем (384 – 322гг. до н. э.). В работе “Политика” он предлагает анализ существующих в его время форм государства. При этом он отмечает, что само государство есть форма общежития людей, способ организации общественных связей и отношений, ибо “человек – есть животное политическое”. В государстве должна действовать власть закона и бесстрастный порядок. Граждане государства обязаны уметь исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции.



Аристотель выделяет правильные и неправильные формы государства. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят в осуществлении общего блага. В них правят многие или один руководитель. В неправильных – реализуется воля и выгода только правителей.

К правильным Аристотель относил такие формы государства, как:

МОНАРХИЯ – единоличная власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной.

АРИСТОКРАТИЯ – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в странах, в которых высоко ценится личное достоинство людей.

ПОЛИТИЯ (республика) – выборная власть многих (большинства).

К неправильным формам были отнесены:

ТИРАНИЯ – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только собственную выгоду и корыстные интересы.

ОЛИГАРХИЯ – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде.

ДЕМОКРАТИЯ – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает ОХЛОКРАТИЮ – власть толпы.

Политическим идеалом Аристотеля является смешанная форма государства, представляющая собой синтез аристократии и политии, в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы.

Идеи древнегреческих мыслителей получили дальнейшее развитие в творчестве мыслителей Древнего Рима. Среди них выделяются политические идеи знаменитого оратора и трибуна Марка Туллия ЦИЦЕРОНА (106–43 гг. до н. э.). Он был первым разработчиком проблем правового равенства граждан в государстве. В трудах «О государстве», «О законах» он писал, что государство и право появляются не вдруг или по какому-то произволу, но в соответствии с всеобщими требованиями природы и велениями человеческой натуры. Главную причину появления государства он усматривал в том, что по мере развития общества настоятельный характер приобрела проблема защиты частной собственности. Среди форм государства, по мысли Цицерона, выделяется государство-республика, которая основывается на велениях всеобщего разума и справедливости, а также на согласии по поводу общности интересов и прав граждан.

Вслед за Аристотелем Цицерон выделяет следующие формы государства:

МОНАРХИЮ – царскую власть.

АРИСТОКРАТИЮ – власть оптиматов.

ДЕМОКРАТИЮ – власть народа.

Лучшей формой государства, по мнению Цицерона, является смешанная, включающая в себя силу монархии, финансовое могущество оптиматов и опору на народ. Кроме того, такое государство способно гарантировать правовое равенство граждан.

2. Если античные политические идеи исходили из извечного мирового порядка, связывающего воедино права граждан, государство и политику, то во времена Средневековья апеллировали к идее божественного сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Среди выдающихся политических мыслителей этого времени следует назвать АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА-БЛАЖЕННОГО (354–430 гг.) и ФОМУ АКВИНСКОГО (1226 –1274 гг.).

Августин-Блаженный написал известный трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое есть плоды божественного творения. Следовательно, власть и государство от Бога. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии и церкви, то оно имеет авторитет, полномочия для правления людьми и основания для того, чтобы ему подчинялись, ибо церковь выше «земного града» и должна господствовать над государством. Из этой посылки он выводит доктрину «двух мечей», в которой обосновывает единство духовной и политической силы христианской церкви над обществом и государством.

Другой мыслитель – Фома Аквинский – развивает политические идеи в работах «О правлении государей» и «Сумма теологии». Вслед за Аристотелем он отмечает, что человек есть существо политическое, общественное. И ему надлежит жить в государстве, которое, как и человек, является божественным творением. От Бога проистекает сила и власть государства, ибо «людям нужно, чтобы было у людей то, чем общество управляемо». Ф. Аквинский подразделяет формы правления на справедливые и несправедливые. Лучшей формой он считает монархию, так как «один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». По его мнению, церковь управляет душами людей, а государство – внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.

Существенное изменение по отношению к вопросам о происхождении и природе государства произошло в эпоху Возрождения и Нового Времени. Состоялся переход от религиозной к светской политической науке. Родоначальником этого процесса стал Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.), в трактатах «Государь», «История Флоренции» и других он разработал концепцию политики, которая получила название «Макиавеллизм». В концепции обосновывается мысль о том, что в политике «цель оправдывает средства». В этой теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. К политике он подходит как к опытной науке, утверждая, что в основе политического поведения людей лежит выгода и сила. Он обосновал положение о постоянной смене форм государственного правления, которая происходит циклически и связана с объективными законами общественного развития. При этом благополучие общества Макиавелли связывает с твердой властью. Он выделяет правильные формы государства (монархия, аристократия, демократия), целью которых является величие государства, а также неправильные (тирания, олигархия, «распущенность»), но при этом не отдает предпочтения ни одной из них. Хотя, что касается реально существовавших форм государства, то его симпатии были, скорее, на стороне смешанной формы, сочетающей достоинства монархии, аристократии и демократии. Что касается политического идеала автора, то он выражается в умеренной республике, которой в тот период времени в природе еще не существовало.

Особое место в творчестве Макиавелли занимают наставления государям, которые сформулированы им в правилах политического искусства и поведения сильных правителей. Он рекомендует властителям быть безжалостными, вероломными, жестокими и действовать на подданных на основе насилия и страха. «Страх прочнее и тверже, а любовь – очень тонка, она держится на крайне зыбкой основе – человеческой благодарности». На любви народа власть не удержать.

3. Окончательный разрыв со средневековыми традициями теологического истолкования природы политики и государства произошел в условиях Нового Времени с появлением и развитием теории естественного права и общественного договора. Выдающимися представителями нового подхода стали Томас Гоббс (1588–1679 гг), Джон Локк (1632–1704 гг.) и Шарль Луи Монтескье (1689–1755 гг.).

Т. Гоббс изложил свою теорию в самом значительном произведении его жизни – трактате «Левиафан» (1651 г.). По его мнению, появлению государства предшествовало естественное состояние людей, которое характеризовалось «войной всех против всех». Причина этой войны состоит в природе человека, который от природы жаден и эгоистичен, ищет не общения, а господства над другими людьми. Каждый в естественном состоянии имеет право на все, а люди пребывают в постоянной вражде друг с другом. Поэтому жизнь людей в этих условиях одинока, бедна, опасна и кратковременна. Для выхода из естественного состояния люди вынуждены искать мира, во что бы то ни стало. Формой такого мира является общественный договор об учреждении государства, которое кладет конец состоянию всеобщей вражды людей. По этому договору люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института, безоговорочно подчиняются государственной власти. В результате неорганизованная толпа превращается в организованное государственное сообщество. Правитель этого сообщества становится сувереном, носителем верховной власти в государстве, «а все остальные являются подданными». Государственная власть, следовательно, едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и ни за что не отвечает. Организация государства может быть, по мнению Гоббса, различной. В монархии власть принадлежит одному лицу. В аристократии – власть в руках лучших. Но при этом он не допускал никакого разделения власти между правителем и другими госинститутами.

Иную интерпретацию происхождения государства с позиций теории общественного договора предложил идеолог Великой Английской революции Джон Локк. В труде «Два трактата о правительстве» он естественное состояние человечества представляет как царство свободы и равенства. Здесь у людей не было причин для вражды. Среди основных естественных прав Локк называет право частной собственности, которое возникло раньше государства и нуждалось в надежной защите и охране. Для осуществления этих естественных прав люди договариваются об учреждении государства, передавая ему полномочия для выполнения своих основных функций. При этом, по Локку, не может быть и речи о полном отказе от естественных прав и свобод в пользу государства. Человек лишь ограничивает свои права и свободы в той мере, в какой это нужно для учреждения и функционирования государства. Поэтому к наилучшим формам государственного устройства он отнес конституционную монархию. Одним из достоинств последней является разделение властей на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Каждую из них представляет особый государственный институт, но верховной среди них является законодательная власть. Таким образом, Локк предпринял попытку обосновать исходные положения теории разделения властей.

Более детальное развитие названная теория получила в концепции Монтескье. Он изложил свои взгляды в трактате «О духе законов». Цель разделения властей, по его мнению, – гарантировать безопасность граждан от произвола правителей и злоупотребления власти, обеспечить политическую свободу и права людей, взаимно сдерживать друг друга. Такая свобода достижима лишь в государстве, в котором все общественные отношения регулируются правом. К формам государства, в которых действует право и господствует закон, Монтескье относил демократию, аристократию и монархию. В этих государствах существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом законодательную власть целесообразно вручать собранию представителей народа. Наилучшей формой такого народовластия Монтескье считал правление народа, осуществляемое опосредованно, т. е. через доверенных знатных людей.

Идеи Монтескье получили широкое распространение еще при его жизни, к его творчеству обращалась Екатерина II, отцы-основатели США Томас Пейн и Томас Джефферсон, другие видные политические деятели и мыслители.

В условиях Нового Времени весьма заметную роль в развитии политических идей сыграл Жан-Жак Руссо. Он был приверженцем договорной теории государства и представлял радикально-демократическое направление. В трактате «Об общественном договоре или принципы политического права» он истолковывает свободу и равенство как высшие ценности, а политику как средоточие общественных интересов. Руссо обосновывает принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Верховенство народа, по мысли Руссо, должно проявляться в том, что сам народ не связан никакими законами, кроме своей воли. И поэтому он в любой момент может менять законы, сменять правительство, изменять формы государства и так далее.

Философская революция в Германии во второй половине ХVIII –начале ХIХ веков породила также политические учения Канта и Гегеля. Речь идет о теориях гражданского общества и правового государства. Кант считал, что ограничить произвол людей по отношению друг к другу может только право. Всеобщая обязательность права достигается с помощью принудительной силы государства. Идеал государственного устройства, по Канту, правовое государство, в котором реализуется верховенство власти народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве. Гегель политической проблематике посвятил одно из своих главных произведений – «Философия права», в которой он, развивая идеи Аристотеля, Цицерона, Гоббса, Локка, обосновывает основные положения концепций гражданского общества и правового государства. Первое, по мнению Гегеля, обеспечивает через негосударственные социальные институты осуществление их частных интересов и личных устремлений. А государство выступает как действительность общей воли и нравственной идеи. Государство как основание гражданского общества выступает в трех ипостасях: как действительность конкретной свободы (индивидуальное государство), как внешнее государственное право и как субъект всемирной истории. Правовое государство является политическим институтом, подпадающим под власть права и правового закона. Оно и есть самодостаточная в себе самой нравственная ценность.

 

Отдельным направлением эволюции политической мысли является русская политология. Первые общественно-политические идеи в России стали появляться еще в Киевской Руси. К произведениям этого жанра относится трактат митрополита Иллариона (ХI в.) «Слово о законе и благодати». Политические мотивы содержит также «Повесть временных лет» (1113 г.). В условиях реформ Петра I заметное распространение получили политические идеи Т. Т. Посошкова (1665–1726 гг.), выступавшего за строгую государственную регламентацию общественного производства, труда и быта подданных, права и обязанности основных сословий общества в государстве. В этот временной период стало формироваться идейно-политическое течение славянофильства, в котором славянофилы искали пути возвращения к правде и традициям старой «Святой Руси». В трудах Николая Карамзина (1766–1826 гг.), Константина Аксакова и других славянофилов обосновывался приоритет трех главных принципов: православия, самодержавия, народности. Самодержавность Святой Руси заключалась, по их убеждению, в непреходящей ценности православной монархии по типу Московского Царства. А императорская Россия – это подражание Западу и ведет к гибельному для страны деспотизму власти. В отличии от них западники в лице Василия Татищева (1686–1750 гг.), Александра Герцена (1812–1870 гг.), Николая Добролюбова (!836–1861 гг.) вслед за Екатериной II, написавшей манифест западничества – «Наказы», считали, что Россия достойна европейских свобод и цивилизованного государственного устройства, основанного на праве. Герцен, например, говорил о «Социальной республике» как идеале политического устройства России.

4. Приверженцем так называемого «Правительственного либерализма» являлся Михаил Сперанский (1772–1839 гг.). Он был первым в России теоретиком правового государства, выступавшим за постепенный переход страны путем реформ «сверху» к конституционной монархии, в которой должно утвердиться разделение властей. Многие из его идей были востребованы революционерами-декабристами. Если Муравьев поддерживал идею конституционной монархии, то Пестель пошел дальше, доказывая необходимость утверждения в России демократической республики.

В середине XIX века был отмечен бурный подъем народничества, в рамках которого выделились разные идейно-политические направления. Народники-пропагандисты в лице П. Лаврова выступали за «Рабочий социализм», который им представлялся «царством солидарности трудящихся». Народники-заговорщики (П. Ткачев) исходили из идей знаменитого француза Огюста Бланки. Народники-анархисты, идеологами которых выступали М. Бакунин, П. Кропоткин и др., разработали «доктрину антивласти», согласно которой государство являлось «циничным отрицанием человечности, ареной разбоя и насилия». Централизму государственной власти они противопоставляли идеал вольного, неподначального, самоуправляющегося социализма, в котором индивиды будут объединены в коммуны, коммуны соединятся в провинции, а провинции сольются в нации, которые в свою очередь интегрируются в Соединенные Штаты. Такой идеал достигается посредством «всенародного бунта», в результате которого утвердится безгосударственное самоуправление, основанное на принципах свободы, справедливости и равенства. Во второй половине ХIХ века в России начал распространятся марксизм, учителями которого стали Георгий Плеханов и Владимир Ульянов (Ленин). В начале ХХ века марксизм воплотился в идейно-политических течениях меньшевизма и большевизма, во главе которых соответственно встали вышеназванные деятели. Первые являлись приверженцами ортодоксального марксизма, выступали против искусственного ускорения политической революции в России. Большевики ревизировали марксизм и считали возможной пролетарскую революцию в одной отдельно взятой и самой слаборазвитой капиталистической стране, благодаря чему в ней будет облегчен процесс отмирания государства и установления коммунистического самоуправления народа.

Наконец, в начале 20-х годов, сразу после того, как в России произошла третья Русская революция (октябрь 1917 г.), появилось еще одно идейно-политическое течение – Евразийство. Его родоначальник – Николай Трубецкой в 1920 году выпустил манифест евразийства «Европа и человечество». А в августе 1921 года вышел в свет известный трактат «Исход к Востоку. Утверждение евразийцев». Их политическая доктрина исходила из того, что Россия есть «культурная зона евразийской цивилизации», поэтому приоритет имеют условия политического «месторазвития». Месторазвитие России неповторимо и представляет собой соединение в политической сфере общества европейских и азиатских элементов, которым не противоречил и большевизм. Поэтому российская государственно-политическая система не может не быть самобытной. Она не европейская, и не азиатская, но есть их синтез, умноженный на уникальность политического месторазвития страны.

В советский период в нашей стране развитие политической науки происходило в жестких рамках теории научного коммунизма. Переоткрытие политологии началось в условиях горбачевской перестройки. В настоящее время институционализировались и успешно развиваются все основные направления российской политической науки.

Темы рефератов:

 

  1. Основное содержание античных проектов политического устройства общества.
  2. Мораль и политика в учениях Конфуция и Макиавелли.
  3. Концепции «Общественного договора» и «Естественного права» в истории политической мысли (Т.Гобсс, Дж. Локк и Ж.Жак Руссо).

 

Основная литература:

  1. Политология под редакцией В.Н.Лавриненко. М., 2008. МО,
  2. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. М., 2003.
  3. Панарин А.С. Политология. Учебное пособие. М., 2002.
  4. Введение. Политология: учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2004.
  5. История политических и правовых учений / Под редак. В.С.Нерсесянц. М., 1996.
  6. Антология мировой политической мысли: в 5-ти томах. М., 1996. Т. 1.

 

Дополнительная литература:

  1. Аристотель. Политика. М., 1996.
  2. Платон. Государство. М., 1994. Т. 3.
  3. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.
  4. Гоббс.Т. Левиафан. М., 1986. Т. 3.
  1. Понятие власти, сущность и концепции ее происхождения.
  2. Генезис политической власти и ее особенности.
  3. Теория разделения властей.
  4. Эффективность и легитимность власти.

 

М.Вебер дал определение власти, которое считается классическим: «Власть – это любая возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению и вне зависимости от того, на чём воля основывается.»

То есть можно сказать, что власть – есть реализация воли.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Тема 4. Теория власти и властных отношений (2 ч.)

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 119; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.67.164
Генерация страницы за: 0.019 сек.