Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология лидерства

Лидерство и руководство. Важными характеристиками структуры группы являются феномены руководства и лидерства. Руководитель «представляет» формальную структуру группы и назначается официально. Лидера выдвигает «сама жизнь». Это человек, который хочет и может влиять на других людей, вести их за собой, и за которым люди хотят идти.

Феномены руководства и лидерства связаны с понятиями «власть» и «влияние». Влияние обычно рассматривается как понятие более широкое, чем власть. Это отношения, при которых человек вынуждает других действовать определенным образом. Власть подразумевает санкции: негативные (лишение вознаграждения или доступа к чему-то) или позитивные (вознаграждение). Влияние более тесно связано с лидерством. В своей деятельности руководитель и лидер, осознанно или неосознанно, могут использовать различные виды власти. Харазматическая власть построена на исключительных качествах личности. Традиционна я власть основывается на распространенном убеждении, что люди должны подчиняться тем, кто занимает более высокие должности. Власть страха (в том числе страх оказаться несостоятельным в глазах членов своей организации), при этом заглушается творчество и энтузиазм. Власть вознаграждения построена на наличии у руководителя ресурсов, которые он может использовать для удовлетворения тех или иных потребностей подчиненных. Экспертная власть основана на убеждении подчиненных в том, что руководитель имеет больше опыта, более образован, умен. Информационная власть предполагает позицию лидера, имеющего доступ к ценной для группы информации, как центра коммуникаций. Власть убеждения построена на умении логически доказывать правоту своих действий и требований.

Почему именно этот человек становится лидером? С одной стороны, лидеру, как правило, присущи психологические качества: уверенности в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, социально-психологическая компетентность, организаторские способности. Биологические и психоаналитические подходы к решению проблемы власти и подчинения указывают на генетическую и психологическую предрасположенность некоторых людей к власти. С другой стороны, в разных группах – разные требования к лидеру, который обладает важными именно для этой группы чертами. Недаром говорят, «какова группа, таков и лидер» В третьих, в разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. Важно, чтобы этот человек мог привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем и задач.

Целесообразно ли совмещение в одном лице руководителя и неформального лидера? Чаще руководитель и лидер имеют различную целевую ориентацию: руководитель всецело направлен на задачи, для решения которых группа создавалась, лидер больше ориентирован на внутренние интересы членов группы. Однако в ряде случаев такое слияние может быть эффективно (например, в научном коллективе, в молодежной общественной организации). При наличии в коллективе нескольких неформальных групп, каждая из них может сформировать свои правила и нормы, и внутри каждой может определиться свой лидер. Руководитель коллектива должен уметь взаимодействовать с лидером неформальной группы, выражающим и формирующим ее мнение.

Отличный специалист, назначенный на руководящую должность, не всегда справляется с новым кругом обязанностей. Если человек хорошо умеет сам делать какую-то работу, это еще не означает, что он также умеет организовать работу других людей и принять на себя ответственность за них. Именно это отражает знаменитый Принцип Питера: «В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до уровня своей некомпетентности». Руководителю важно освоить основы менеджмента – теории и практики управления.

Исследования в менеджменте трех основных стилей управления: авторитарного ( посредством приказов, не подлежащих обсуждению),. демократического (посредством коллективного обсуждения и принятия решений) и попустительского (полное доверие и делегирование функций подчиненным) – привели в конце концов к разработке теорий ситуативного лидерства, которые допускают применение того или иного способа влияния на подчиненных в зависимости от складывающейся ситуации.

Основные умения и способности руководителя:

1. Искусство быть равным.

2. Искусство быть лидером.

3. Искусство разрешать конфликты.

4. Искусство обрабатывать информацию.

5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения.

6. Искусство распределять ресурсы в организации.

7. Дар предпринимателя (способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений).

8. Искусство самоанализа.

Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

· по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

· по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

· по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.

Различают:

· формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

· неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Выделяют стили лидерства:

· Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.

· Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.

· Либеральный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают, и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидер в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества.

В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций лидера и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти.

Многие современные исследователи подчеркивают выросшую роль последователей лидера в современном мире.

Я.Морено выделяет три основных роли лидера в группе:

1) лидер по способности к руководству, характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверие, самоотверженный, активный, надёжный;

2)лидер по популярности, люди общительные, весёлые, увлекательные, мирные, сердечные;

3)"чёрная овца" — человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.

Три теории лидерства. В современной социальной психологии существует три подхода к изучению лидерства. «Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врож­денных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии—сочувствию, ярко выраженные эвристические и интел­лектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера. В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные силь­ной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способно­стям, однако они не имеют статуса лидера.В 50-х годах «теорию черт лидера» сменила концепция «лидерства как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» {Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе). Теория «лидерства как функции группы» исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового разви­тия, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер—это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы.Третья точка зрения—«теория лидерства как функции си­туации» — в настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дал повод рассматривать различные факто­ры (ситуации) как моменты, с которых и начинается выдвиже­ние лидера. Отсюда и тезис, что специфика лидерства как функ­ции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам (Н. С. Жеребова). Лидер—это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответ­ственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.В пределах одного школьного класса всегда можно выде­лить школьников, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, общественно полезных, туристских и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан волейбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других органи­зовать проведение вечера или выпуск стенной газеты, только с ним можно быть уверенным, что в походе быстро разобьешь палатки и т.д.). Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры. Еще в 50-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа ли­деров: эмоциональный и инструментальный. Функция эмоцио­нального лидера—психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструмен­тальный лидер — тот член группы, который берет на себя ини­циативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели. К подобным выводам при­шли и другие американские исследователи. В советской лите­ратуре было отмечено, что, правильно понимая роль ситуации для проявления лидерства, американские исследователи, одна­ко, определяют саму ситуацию лишь как сумму неких психологических ожиданий группы. «Лидер— это член группы, который спонтанно выдвигается на роль не­официального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели». Это человек, с которым хочется общаться, находящий единственно правильное решение проблемы, не ущемляя ничьих интересов. Это серьёзный, всегда находящийся в центре событий, уважаемый, авторитетный, популярный человек, либо человек которого боятся.Черты личности:1 самообладание2 справедливость3 упорство4 расчётливость5 смелость6 уверенность в решениях7 честность, прямолинейность8 мужественность9 хитрость10 эрудиция, ум11 дипломатичность12 ораторские способности13 общительность14 организаторские способности15 сила (духовная)16 энергичность17 целеустремлённостьЛидер – это интересный, увлекающийся и увлекающий за собой людей человек,умеющий организовывать и вести их за собой.Черты личности:1. Чувство юмора2. Справедливость3. Мудрость, ум4. Аккуратность5. Трудолюбивость6. АвторитетностьКонечно, на основании этих данных нельзя рассматривать лидера, как человека, обладающего всеми этими факторами. Это субъективное представление о лидере, основанное в основном только на личном опыте. Этого для нас не достаточно. Давайте посмотрим, что же думают об этом так называемые «эксперты» в области лидерства. Далее я привожу некоторые теории относительно тех личностных черт, которыми должен обладать лидер.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психология общения в малых социальных группах | Теории психологии толпы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.