КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анкетирование
Метод экспертных оценок. Основы квалиметрии.
1. Показатели, не имеющие определенных единиц измерения, называются качественными. Для количественной оценки таких показателей используются методы, основанные на идеях квалиметрии. Квалиметрия (лат. qualitas – качество, metron – мера) изучает и разрабатывает количественные методы оценок качества. Основные положения квалиметрии: 1) Любое качество можно измерить. В спорте издавна применялись количественные методы для оценки красоты и выразительности движений, а сейчас их используют для оценки всех без исключения сторон спортивного мастерства, эффективности тренировочной и соревновательной деятельности, качества спортивного инвентаря и т.д. 2) Качество зависит от ряда свойств, образующих «древо качества». Пример древа качества – исполнение упражнений в фигурном катании – состоит из трех уровней: высшего (мастерство исполнения композиции в целом), среднего (техника исполнения и артистизм), низшего (измеряемые показатели, характеризующие качество исполнения отдельных элементов). 3) Каждое свойство характеризуется двумя числами: относительным показателем К и весомостью М. 4) Сумма весомостей свойств на каждом уровне равна единице (или 100%). Методические приемы квалиметрии делятся на две группы: эвристические (интуитивные) – основанные на экспертных оценках и анкетировании – и инструментальные, или аппаратурные. Проведение экспертизы и анкетирования – это отчасти техническая работа, предполагающая строгое соблюдение определенных правил, а отчасти – искусство, требующее интуиции и опыта. 2. Экспертной называется оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов. Эксперт (лат. expertus – опытный) – сведущее лицо, приглашаемое для решения вопроса, требующего специальных знаний. Экспертиза бывает индивидуальной, когда к решению задачи привлекается один специалист, и групповой. Эксперты могут устно высказывать свое мнение или заполнять специальную анкету. Анкетой (фр. anquete – расследование) называется опросный лист, содержащий вопросы, на которые нужно ответить письменно. Техника экспертизы и анкетирования – это сбор и обобщение мнений отдельных людей. Девиз экспертизы – «Ум хорошо, а два – лучше!» Индивидуальные мнения, как случайные величины, обрабатываются статистическими методами. Современная экспертиза – это система организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на получение от специалистов информации и ее анализ с целью выработки оптимальных решений. Проведение экспертизы включает следующие основные этапы: 1) Формирование цели. 2) Подбор экспертов. 3) Выбор методики. 4) Проведение опроса. 5) Обработку полученной информации, в т.ч. оценку согласованности индивидуальных экспертных оценок. Подбор экспертов – важный этап экспертизы. Высококвалифицированному эксперту свойственны компетентность, беспристрастность, интуиция, широта взглядов и независимость суждений. Кандидатам в эксперты предлагают заполнить анкету, где в течение определенного времени они должны продемонстрировать свои знания. Кроме того, хорошо, когда им дают заполнить анкету самооценки своих знаний. Опыт показывает, что люди с высокой самооценкой ошибаются меньше других. Другой подход к отбору экспертов основан на определении эффективности их деятельности. Абсолютная эффективность определяется отношением числа случаев, когда эксперт верно предсказал дальнейший ход событий, к общему числу экспертиз, проведенных данным специалистом. Например: эксперт участвовал в 10 экспертизах и 8 раз оказался прав. Тогда эффективность его деятельности равна 0,8. Относительная эффективность деятельности эксперта – это отношение абсолютной эффективности его деятельности к средней абсолютной деятельности группы экспертов. Эксперты стараются повысить эффективность своей деятельности. 3. Анкетирование – это метод сбора мнений посредством заполнения анкет. Среди методов сбора мнений можно выделить анкетирование, интервью, беседу. Методы опроса позволяют получать информацию о мнениях людей, мотивах поведения, намерениях и т.д., т.е. обо всем, что не может быть установлено при помощи инструментальных методов измерения. По отношению к методу экспертных оценок анкетирование играет служебную роль, но если речь идет о сборе массовых мнений, имеет самостоятельное значение. Анкетирование предполагает письменные ответы респондента (лица, заполняющего анкету) на систему стандартизированных вопросов. Применяются следующие варианты анкетирования: 1) Групповое (на вопросы отвечает коллектив) и индивидуальное. 2) Очное и заочное (ответы присылаются по почте). 3) Персональное (анкета содержит демографическую часть – фамилия, имя, отчество, возраст, образование и другие паспортные данные респондента) и анонимное (демографическая часть отсутствует или не заполняется). Вопросы демографического характера рекомендуется помещать в конце анкеты. Вопросы основной части анкеты характеризуются как: открытые (свободные) – не ограничивающие ответы респондента – и закрытые – предполагающие заранее определенные варианты ответа; безусловные и условные – предполагающие респонденту высказать свое мнение о явлениях, которые могли бы иметь место при определенных условиях; прямые (нацелены непосредственно на решение задач исследования) и косвенные («Каково Ваше мнение о…?»). Требования при составлении анкет: 1) От составителя анкеты требуется высокая профессиональная компетентность, безупречная грамотность, такт. 2) Вопросы должны быть лаконичны и точны, они должны соответствовать образовательному уровню респондентов. 3) Желательно в начале анкеты расположить нетрудные вопросы, которые могли бы заинтересовать респондентов, а основную часть вопросов «по существу» поместить в середину анкеты. Для повышения качества анкетирования до начала опроса составленную анкету подвергают экспертной оценке и в соответствии с высказываниями экспертов совершенствуют ее.
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Какие показатели называются качественными? 2. Основные положения квалиметрии. 3. Сущность метода экспертных оценок. 4. Основные этапы проведения экспертизы. 5. Охарактеризуйте метод анкетирования. 6. Как классифицируются вопросы в анкете? 7. Требования при составлении анкет.
Литература: 1. Годик М.А. Спортивная метрология. Учебник для ин-тов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С. 50 – 57. 2. Спортивная метрология. Учебник для ин-тов физической культуры (под общ. ред. В.М. Зациорского). – М.: Физкультура и спорт, 1982. – С. 95 – 103.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |