Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности человека

 

Поведение человека в окружающем его мире во многом зависит от его потребностей. Потребности являются основой для возникновения мотивов – непосредственных побудителей поведения. Потребность – нужда, необходимость в чём-либо.

Потребности людей чрезвычайно разнообразны. Наиболее фундаментально разделение потребностей на базовые (элементарные) и вторичные. К элементарным относятся потребности в вещах и условиях освоения, без которых личность погибнет: любая пища, любая одежда, любое жилище. Ко вторичным относят потребности в конкретных вещах. Выделяют также и вредные потребности: курение, алкоголь, наркотики. Псевдопотребноть – стремление к роскоши. Псевдопотребности и вредные потребности относят ко вторичным потребностям. “Верхний” уровень большинства индивидуальных потребностей ограничен показателем здоровья. “Нижний” уровень обеспечения тоже очевиден.

Все потребности можно разделить на 6 категорий: биологические, психологические, этнические, социальные, трудовые, экономические [10]. Рассмотрим основные из них.

Биологические потребности (основные вещественно-энергетические – вода, пища, кислород, витамины, минеральные вещества; пространственный комфорт; сексуальные). Эти потребности ограничены. Человек не может съесть больше, чем необходимо организму, потребить больше кислорода воздуха, чем нужно для дыхания. Для жизни человеку нужен тепловой комфорт (18–25° С) и пространственный комфорт. Потребность в пространственном комфорте предполагает защищённость человека от инфекций и от состояния стресса, вызванных чрезмерно большой плотностью населения. По своей природе человек – активное существо. Для его нормального физиологического состояния необходим определённый уровень деятельности и двигательной активности. Дефицит подвижности – приводит к болезням. В поведении современного человека место занимают суррогаты активности и имитация деятельности (электронные игры, поездка в автомобиле – имитация подвижности и т. д.).

Социальные потребности и социально-психологические. Эти потребности тесно связаны с биологическими, во всяком случае имеют в прошлом глубокие биологические корни. К ним относятся:

- потребность в общении, потребность в создании семьи;

- потребность в свободе выбора жизненных возможностей (средств получения благ);

- эстетические и интеллектуальные потребности;

- потребность в овладении основами поведения и культуры;

- потребность в деятельности, реализации творческого потенциала.

Социально-психологические потребности не менее важны, чем биологические. Бифштекс не может заменить человеку глотка воды, так и для человека необходимо удовлетворение всех его потребностей. Дело лишь в степени воздействия и времени разлада системы в случае неудовлетворения. Без пищи человек может жить до 30 дней, без воды – 5 суток (при 10 % обезвоживания люди теряют сознание, 12 % – погибают), без воздуха 5 мин. Как скоро разрушается личность при полном или частичном лишении её социальных, трудовых и прочих благ недостаточно известно, но ясно, что это приводит к психическим расстройствам.

Экономические потребности (материальные потребности). Материальные потребности, удовлетворяемые товарами, потенциально безграничны. Именно эту особенность эксплуатирует современная экономика, стимулируя расширение сферы вторичных потребностей. Одинаковое количество полноценных питательных веществ может быть получено с помощью пищи, стоимость которой различается в тысячи раз (грибы, орехи, рыба и обед в ресторане). Одинаковый тепловой эффект может быть достигнут с помощью ватной телогрейки и собольего манто. Сфера вторичных потребностей возрастает, зависит от взаимного подхлёстывания спроса и предложения.

Если существует даже одно отступление от норм обеспечения потребностей, то все другие условия не приведут к созданию идеального качества жизни.

Иногда прибегают к механизму компенсации одних потребностей другими. Известный пример – регуляция рождаемости. Малодетность ведёт к ряду неблагоприятных социальных последствий, но и многодетность в условиях демографического перенасыщения – тоже проблема. Прибегают к замене многодетности высоким образованием у женщин. Женщины с высшим образованием имеют в среднем в 1,5–3,5 раза меньше детей, чем женщины с начальным образованием.

Существует ряд противоречий между рядом потребностей человека. Например, взаимосвязь между стремлением иметь автомобиль и его влиянием на здоровье человека. Угарный газ усваивается гемоглобином крови в 210 раз быстрее кислорода, происходит отравление свинцом, увеличиваются нервно-психические стрессы. Подобного рода противоречия очень сложно снять. Сколько бы мы не ругали автомобиль, менее престижным он не станет. Перспективны в таких случаях приёмы косвенного управления. Снижение вредности личного транспорта возможно при лучшем обеспечении общественным транспортом, оптимизацией расстояния от дома до работы. Каждый мегаполис изобретает свои способы борьбы с дорожными пробками. В некоторых городах правая полоса дороги выделяется только для общественного транспорта (Сингапур, Сидней, Оттава, некоторые европейские города). Автобусы передвигаются в таком случае быстрее, вне пробок. Люди из личных машин пересаживаются в автобусы.

Другой пример, люди эволюционно, генетически адаптированы к сельской жизни. В городах их концентрируют экономические потребности. Все факторы городской среды дискомфортны для человека.

Иногда индивидуальные потребности приносятся в жертву ради удовлетворения групповых потребностей. Причина этого в элементарной безграмотности в области экологии человека. Примером неверной социальной ориентации в удовлетворении потребностей могут служить результаты борьбы с “вещизмом”. В нашей стране существовало убеждение, что потребность в вещах носит буржуазный характер и обедняет духовный мир человека. Пуританство считалось идеалом. Игнорирование потребностей в обеспеченности предметами повседневного быта по среднемировым канонам привело “к хаосу нищеты”.

Так где же разумная середина в удовлетворении человеческих потребностей? Высшая цель любого общественного производства – наиболее полное удовлетворение растущих потребностей материальных и духовных. Правилен ли этот лозунг? И как он должен звучать в современных условиях? Существуют принятые обществом рациональные рамки потребностей. Они исторически изменчивы. То, что вчера считалось предметом роскоши, сегодня может оказаться нормой. Однако то, что нарушает личное здоровье и покой других членов общества, не может считаться рациональным. Сегодня распространены такие явления, как личное превосходство, престиж, стремление получить максимальную выгоду любыми средствами. В противоположность этому инстинкты животных практически полностью исключают вторичные потребности и изменения поведения, которые могут нанести вред популяции или виду. С этой точки зрения они объективно разумны. Только у человека наблюдается иррациональное, неразумное поведение. Что же может быть условием для разумности человеческих запросов? Необходимым условием разумности человеческих запросов и умеренности надежд на их удовлетворение станет развитие человеческих качеств и способностей. Особую значимость приобретает воспитание экологических потребностей человека. Человек должен научиться жить в гармонии с природой, с другими людьми, с самим собой. В жизни необходимо руководствоваться двумя принципами:

- лучшее для меня – не значит лучшее для другого;

- лишние вещи для меня не составляют богатства, но и необходимые нелишни.

Ограничение заключается в природно-ресурсных возможностях. До сих пор человек экстенсивно вовлекал новые порции природного и ресурсного потенциала. Пока природных ресурсов хватало, размер ущерба был скрыт. Как только запасы начали истощаться, мы столкнулись с кризисом. Человечество живёт не по средствам. Рост товарной массы в будущем возможен лишь при качественном изменении технологии и самих товаров. В противном случае богатое человечество погибнет, не сохранив среду своего обитания. Будущее будет возможно, если человек будет согласовывать свои потребности с возможностями окружающей среды.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Адаптации человека | На природопользование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.219 сек.