Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязательные элементы налога

Вопрос. Основные элементы налогов

Налог как мы отмечали ранее понятие не только экономическое, но и правовое. В специальной юридической и экономической литературе по вопросам налогообложения существует несколько подходов к пониманию состава и структуры налога и налогообложения. Одну и ту же совокупность его элементов определяют как: элементы (структуры) налога; элементы налогообложения; элементы налоговых обязательств; элементы налогового закона; элементы юридического состава налога. В экономической литературе наиболее устоявшимися являются понятия элементы налога и элементы налогообложения, которые используются практически как равнозначные. В Налоговом кодексе используется понятие элементы налогообложения. Мы будем рассматривать элементы налогообложения исходя из равнозначной трактовки элементов налога и элементов налогообложения.

В составе элементов налогообложения можно выделить три группы:

► общеобязательные элементы, определяемые в налоговом законодательстве без которых налог не считается установленным;

► факультативные, устанавливаются налоговым законодательством в отношении некоторых налогов, они не являются обязательными для каждого из налогов, а могут устанавливаться избирательно;

► дополнительные, которые не установлены законодательно, но практически могут быть выделены как самостоятельные элементы налога и являются его важными и необходимыми характеристиками. Дополнительные элементы имеют большое значение для анализа налогов, использования их как инструментов проводимой налоговой политики.


Обязательные элементы налога законодательно определены в ст.17 НК РФ. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Рассмотрим подробнее эти обязательные элементы налогообложения.

Налогоплательщик – это субъект налога, участник налоговых правоотношений. Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Необходимо заметить, что налогоплательщик не всегда уплачивает налог за счет собственных доходов. Поэтому он для понимания сущности налогов следует применить еще одно понятие – носитель налога. Носитель налога – это субъект налоговых отношений доходы которого служат фактическим источником уплаты налога. Так налогоплательщики косвенных налогов таких как акцизы, налог на добавленную стоимость включают их в цену товара. Покупатель (потребитель), приобретающий их, в цене товара фактически возмещает налогоплательщику эти налоги и поэтому именно покупатель (потребитель) является в данном случае носителем налога, не являясь при этом налогоплательщиком.

Объект налогообложения - предмет, подлежащий обложению. В соответствии со ст.38 НК РФ, объектами налогов могут являться операции по реализации товаров, (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или иную физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Из приведенного определения следует, что объектами налогообложения могут служить:

1. Доходы.

2. Имущество (в т.ч. земля, прочая недвижимость, капитал, предметы роскоши).

3. Передача имущества (налог на наследство и дарение, на сделки купли-продажи, займа, передачи на хранение и т.д.).

4. Потребление (акцизы на отдельные товары - водку, табак, спички и др.).

5. Ввоз и вывоз товаров за границу (таможенные пошлины).

6. Добавленная стоимость, обороты по реализации продукции, работ, услуг.

7. Использование природных ресурсов.

И другие.

Понятие налоговой базы и налоговой ставки содержится в ст. 53 НК РФ.

Налоговая база согласно представляет собой стоимостную, физичес­кую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база, представляющая собой количественное выражение объекта налога, тесно примыкает к элементу объекта налога и неразрывно с ним связана.

Для исчисления налога к налоговой базе применяется налоговая ставка.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, иначе говоря, это величина налога на единицу обложения.

В зависимости от построения налогов различают твердые (специфические) и доле­вые (адвалорные) ставки. Твердые устанавливаются в абсолютной сумме (руб.) на единицу измерения налоговой базы. Такие ставки применяются для обложения отдельных товаров акцизами, они также могут применяться в налогообложении природных ресурсов (пользование объектами животного мира, водный налог, земельный налог).

Долевые ставки выражаются в определенных долях (как правило, в процентах) от налоговой базы. Они, в свою очередь, делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные ставки остаются неизменными по отношению к налоговой базе независимо от ее величины. В настоящее время такой подход установился при взимании налога на доходы физических лиц (основная ставка этого налога -13% не зависит от суммы дохода налогоплательщика) и налога на прибыль организаций (суммарная ставка по этому налогу 24% не зависит от размера прибыли, полученной организацией).

Со времен А.Смита теория налогов содержит положение о фактическом неравенстве налогоплательщиков, возникающем вследствие пропорционального обложения, потому что на­лог в размере, например, 13% может оказаться для бедняка несопос­тавимо тяжелее, чем для состоятельного налогоплательщика.

Прогрессивные ставки увеличиваются, а регрессивные уменьшаются по мере роста налоговой базы. Необходимо заметить, что существуют два варианта прогрессии (регрессии): простая и сложная. При простой прогрессии (регрессии) возросшая ставка применяется ко всему объекту обложения. При сложной - объект обложения делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, пре­вышающей предыдущую ступень.

Прогрессивные ставки рассматриваются как более благоприятные для малоимущих налогоплательщиков, а регрессивные как благоприятствующие более состоятельным слоям.

Во многих экономически развитых странах такие ставки применяются в отношении обложения доходов как корпоративных, так и личных. Прогрессивные ставки часто используются в подоходных налогах. В России до 2001г. подоходный налог с населения в РФ исчислялся на основе сложных прогрессивных ставок (сейчас применяется пропорциональная ставка). Другим примером ставок построенных по схеме сложной прогрессии в России могут служить ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. По схеме сложной регрессии строятся ставки единого социального налога. На основе регрессивных ставок в ряде случаев исчисляется государственная пошлина. Так, например, ставки госпошлины уплачиваемой при подаче в суд исковых заявлений имущественного характера понижаются при увеличении суммы имущественного иска. В дальнейшем при изучении названных налогов мы подробнее остановимся на этом элементе по каждому из них.

Устанавливая тот или иной вид ставки, государство использует его как инструмент для достижения определенных целей. Так, например переход к плоской шкале подоходного налогообложения (пропорциональной ставке) и регрессивной шкале по единому социальному налогу государство рассчитывает на вывод из тени реальных доходов налогоплательщиков и увеличение тем самым налоговой базы и поступлений по данным налогам в бюджетную систему страны.

Налоговый период – это время, в течение которого формируется налоговая база. Согласно ст.55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Значение установления налогового периода заключается в том, что он позволяет точно определить временные границы исполнения обязанности по уплате налога.

Налоговый период необходимо отличать от отчетного периода. В рамках налогового периода может быть несколько отчетных периодов, по окончании которых необходимо сдавать в налоговую инспекцию расчеты по налогу и производить уплату авансовых платежей по налогу.

Порядок исчисления налога - совокупность определенных действий налогоплательщика (налогового агента или налогового органа) по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;

В ст.52 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, но в случаях предусмотренных налоговым законодательством обязанность исчисления налога может быть возложена на налоговые органы или налогового агента.

В случаях исчисления налогов налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, установленной формы. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок уплаты налога - это нормативно установленные способы процедуры внесения налога в бюджет.

В ст.58 НК РФ установлены следующие общие требования к порядку уплаты налогов и сборов:

- уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством;

- подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки;

-уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу в соответствии с общими требованиями, установленными в ст.52 НК РФ.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Сроки уплаты налога - это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Согласно ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. по дисциплине «Налоги и налогообложение» | Факультативные и дополнительные элементы налога
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.