КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9.Принятие решений в организации
Функциональные полномочия –очень широко распространенный в современных организациях тип аппаратных полномочий. Он означает право руководителя самостоятельно принимать решения, но не по все вопросам как в случае линейных полномочий,а только в пределах определенной функции.Управляющих 76аделенных такими правами принято называть функциональными руководителями. Параллельные полномочия -это разновидность аппаратных полномочий означает право отклонять решения линейных руководителей Разумеется,эти специфические полномочия очень редко используются непосредственно в организациях.Примером параллельных полномочий в области управления финансами служит необходимость двух подписей на финансовых документах в случае расходования крупных сумм. Эффективное распределение полномочий -задача высшего руководства организации. От того как она успешна решена во многом зависит взаимоотношения между линейными и функциональными подразделениями,а также между ними и аппаратными функциями. Поэтому чрезвычайно важным работ и соответственно структурные подразделения будут относиться к линейному руководству,а какие к области аппаратных полномочий считается определить какие виды – к области аппаратных полномочий. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что распределение полномочий во многом зависит от вида деятельности организации. Кроме того следует иметь в виду.что крупные организации имеют многочисленный и довольно разветвленный административный аппарат, состоящих из множества подразделений имеющих иерархическую структуру. В этом случае аппаратные руководители по отношению к своим подчиненным обладают также и линейными полномочиями. Делегирование полномочий и формирование в организации скалярной цепи связано с двумя важнейшими принципами управления: принципом единоначалия и принципом управляемости, которые существенно влияют на формирование организационной структуры управления. Принцип единоначалия означает,что работник должен иметь только одного непосредственного руководителя и только от него получать задачи и полномочия и только перед ним нести ответственность. Реализация этого правила предполагает строгую субординацию:работник у которого возникла какая либо управленческая проблема не может обращаться с ней через голову своего непосредственного руководителя к менеджеру более высокого уровня. Кроме того руководитель высшего ранга не должен отдавать распоряжения минуя их непосредственного руководителя. Во многих организациях в целях повышения гибкости и оперативности сознательно отказываются от соблюдения принципа единоначалия и в частности при формировании проектной и матричной структуры управления. Принцип управляемости означает,что руководитель может эффективно управлять и контролировать работу только ограниченного количества подчиненных. Для любого руководителя существует некоторая норма управляемости – определнное количество работников которые непосредственно ему подчинены. Современные исследования показывают,что величина нормы управляемости может варьироваться очень широко так как определяется набором конкретных условий,действующих часто в противоположных направлениях. Это прежде всего характер и степень сложности задач,выполняемых подчиненными,их мотивации То есть заинтересованности в своей работе и её результатах,уровне квалификации и опыте руководителя,технологии контроля и других факторах. Величина нормы управляемости самым непосредственным образом влияет на структуру организации Чем шире норма управляемости тем короче скалярная цепь команд и следовательно меньше уровней управления. В таком случае организация имеет плоскую структуру.Чем уже норма управляемости тем больше уровней управления тем организационная структура выше.
В данной теме рассмотрим конспективно следующие вопросы: понятия, классификация и принятия решений в организации, методы разработки решений, критерии выбора альтернативных решений, технология и модели принятия решения, контроль решений, управление рисками в организации,понятия и классификация рисков, способы управления рисками, страхование и диверсификация рисков, информационное обеспечения управления и моделирование ситуаций. Принятие решений и обмен информацией составные части любой управленческой функции. Решение – это выбор альтернативы. Решение является универсальной формой поведения как отдельной личности так и социальной группы. Отличия управленческих (организационных) решений: 1.Цели.Субъект управления принимает решения исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации. 2.Последствия. 3. Разделение труда. Менеджеры заняты решением проблем и принятием решений, а исполнители – реализацией принятых решений. 4.Профессионализм. Управленческое решение –это выбор альтернативы,осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Классификация управленческих решений: -степень повторяемости проблемы: традиционные и нетипичные; -значимость цели: стратегические и тактические; -сферы воздействия: глобальные и локальные; -длительность реализации: долгосрочные и краткосрочные; -прогнозируемые последствия решений: корректируемые и некорректируемые; -характер использованной информации: детерминированные и вероятностные; -методы разработки решения: формализованные и неформализованные; -количество критериев выбора: однокритериальные и многокритериальные; -формы принятия: единоличные и коллегиальные; -способы фиксации решения: документированные и недокументированные. Метод разработки решения. Формализованное решение – это результат выполнения заранее определенной последовательности действий. Под технологией принятия решений следует принимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив. Структура и содержание процесса принятия решений. Процесс принятия решений – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения. Этапы процесса принятия управленческих решений: - анализ ситуации; - идентификация проблемы; Под проблемой понимается расхождение между желаемым и реальным состояниями управляемого объекта. - определение критериев выбора; Показатели по которым будет производится сравнение альтернатив и выбор наилучшей называют критериями выбора. -разработка альтернатив; -выбор альтернатив; -согласование решения; -управление реализацией; -контроль и оценка результатов; Модели и методы принятия решений. Методы моделирования (методы исследования операций) состоит из следующих этапов: -постановка задачи; -определение критериев эффективности анализируемой операции; -количественное измерение факторов.влияющих на исследуемую операцию; -построение математической модели изучаемого объекта (операции); -количественное решение модели и нахождение оптимального решения; -проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации; -корректировка и обновление модели. Типы моделей:модели теории игр, модели теории очередей, модели управления запасами, модели линейного программирования и методы экспертных оценок. Области применения методов принятия решений: В том случае,если характер решаемых проблем относится к типичным,а условия принятия решений характеризуются определенностью то в этом случае применяются стандартные правила. В том случае, если характер решаемых задач относится к структурированным,а условия принятия решений характеризуются риском и неопределенностью то в этом случае применяются исследование операций. В том случае когда характер решаемых задач относится к слабоструктурированным,а условия принятия решений характеризуются высоким степенью риска и неопределенности в этом случае применяют методы экспертных оценок.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |