Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение разрешающей колонки

Преобразование симплекс-таблицы.

Определение разрешающего элемента.

Разрешающий элемент находится на пересечении разрешающей колонки и разрешающей строки.

 

Примечание: Если выбор разрешающего элемента неоднозначный, то можно выбирать любой из них, однако рекомендуется выбирать наименьший, если элемент отрицательный, и наибольший, если выбираемый элемент положительный.

 

Преобразования исходной симплекс-таблицы удобно осуществлять параллельно с заполнением новой. С целью снижения погрешности вычислений результаты расчетов рекомендуется представлять в виде обыкновенных дробей.

Пусть в результате предыдущего этапа были определены разрешающая строка – s и разрешающая колонка – r. Тогда преобразования исходной симплекс-таблицы можно представить следующей последовательностью действий:

9.1. Переменные, соответствующие разрешающей строке (xs) и разрешающей колонке (xr), меняют местами в новой симплекс-таблице. При этом базисная переменная становится свободной и наоборот.

9.2. В новой симплекс-таблице в клетку, где находился разрешающий элемент исходной симплекс-таблицы, записывают величину, обратную ему, т.е.:

. (5.22)

9.3. Элементы, располагавшиеся в клетках разрешающей строки исходной симплекс-таблицы, делят на разрешающий элемент и записывают в аналогичные (соответствующие) клетки новой симплекс-таблицы, т.е.:

. (5.23)

9.4. Элементы, располагавшиеся в клетках разрешающей колонки исходной симплекс-таблицы, делят на разрешающий элемент, результат берут с обратным знаком и записывают в аналогичные (соответствующие) клетки новой симплекс-таблицы, т.е.:

(5.24)

9.5. Остальные элементы новой симплекс-таблицы рассчитываются по правилу «прямоугольника»:

мысленно в исходной симплекс-таблице вычерчиваем прямоугольник, одна вершина которого совпадает с разрешающим элементом, а другая – с элементом, значение которого рассчитываем. Остальные две вершины определяются однозначно. Тогда искомый элемент новой симплекс-таблицы будет равен соответствующему элементу исходной симплекс-таблицы минус дробь, в знаменателе которого стоит разрешающий элемент исходной симплекс-таблицы, а в числителе – произведение элементов из двух неиспользованных вершин прямоугольника в исходной симплекс-таблице.

Данное правило может быть записано в следующем формульном варианте.

Для элементов колонки свободных чисел:

(5.25)

(5.26)

где , – значения преобразованных элементов колонки свободных чисел, расположенных соответственно в i -й и строке целевой функции новой симплекс-таблицы.

Для остальных элементов симплекс-таблицы:

(5.27)

(5.28)

где – значение преобразованного элемента, расположенного в i-й строке и j -й колонке новой симплекс-таблицы;

– значение преобразованного элемента, расположенного в строке целевой функции в j -й колонке новой симплекс-таблицы.

В результате преобразований получим новую симплекс-таблицу (таблица 5.2).

Согласно алгоритму симплекс-метода данные этапы выполняются до тех пор, пока не будет найдено оптимальное решение либо не будет выявлен признак несовместности системы ограничений, либо признак неограниченности целевой функции.

 


Таблица 5.2

Преобразованная симплекс-таблица

СП     БП
 
 
   
 
 
 
 

Пример 5.4. Решить следующую задачу линейного программирования симплекс-методом:

Решение:

I итерация:

1 этап: формирование исходной симплекс-таблицы.

Исходная задача линейного программирования задана в стандартной форме. Приведем ее к каноническому виду путем введения в каждое из ограничений-неравенств дополнительной неотрицательной переменной, т.е.

В полученной системе уравнений примем в качестве разрешенных (базисных) переменные х3, х4, х5, х6, тогда свободными переменными будут х1, х2. Выразим базисные переменные через свободные:

Приведем целевую функциюк следующему виду:

На основе полученной задачи сформируем исходную симплекс-таблицу:

Таблица 5.3

Исходная симплекс-таблица

СП БП Оценочные отношения
       
       
       
       
  –2 –3  

2 этап: определение базисного решения.

Согласно определению базисного решения свободные переменные равны нулю, а значения базисных переменных – соответствующим значениям свободных чисел, т.е.:

.

3 этап: проверка совместности системы ограничений ЗЛП.

На данной итерации (в таблице 5.3) признак несовместности системы ограничений (признак 1) не выявлен (т.е. нет строки с отрицательным свободным числом (кроме строки целевой функции), в которой не было бы хотя бы одного отрицательного элемента (т.е. отрицательного коэффициента при свободной переменной)).

 

4 этап: проверка ограниченности целевой функции.

На данной итерации (в таблице 5.3) признак неограниченности целевой функции (признак 2) не выявлен (т.е. нет колонки с отрицательным элементом в строке целевой функции (кроме колонки свободных чисел), в которой не было бы хотя бы одного положительного элемента).

 

5 этап: проверка допустимости найденного базисного решения.

Так как найденное базисное решение не содержит отрицательных компонент, то оно является допустимым.

 

6 этап: проверка оптимальности.

Найденное базисное решение не является оптимальным, так как согласно признаку оптимальности (признак 4) в строке целевой функции не должно быть отрицательных элементов (свободное число данной строки при рассмотрении данного признака не учитывается). Следовательно, согласно алгоритму симплекс-метода переходим к 8 этапу.

 

8 этап: определение разрешающего элемента.

Так как найденное базисное решение допустимое, то поиск разрешающей колонки будем производить по следующей схеме: определяем колонки с отрицательными элементами в строке целевой функции (кроме колонки свободных чисел). Согласно таблице 5.3, таких колонок две: колонка «х1» и колонка «х2». Из таких колонок выбирается та, которая содержит наименьший элемент в строке целевой функции. Она и будет разрешающей. Колонка «х2» содержит наименьший элемент (–3) в сравнении с колонкой «х1». Следовательно, ее принимаем в качестве разрешенной.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение разрешающей строки. Определение разрешающей колонки | Определение разрешающей строки. Для определения разрешающей строки находим положительные оценочные отношения свободных чисел к элементам разрешающей колонки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.