Классификация ИС по выполняемым функциям (исторический аспект)
Этапы развития информационных систем
Первые ИС появились в 50-х гг. Были предназначены для обработки счетов и расчета з/платы, реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах.
В 60-е гг. информация, полученная из ИС стала применяться для периодической отчетности и организациям потребовалось компьютерное оборудование.
В 70-х и начале 80-хх гг. ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 80-х гг. ИС становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. ИС помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и т.д.
Понятие ИС (информационных систем) на протяжении своего существования претерпело значительные изменения. История развития ИС и цели их использования на разных периодах представлены в таблице.
Изменение подхода к использованию ИС - информационных систем
Период времени
Концепция
использования
информации
Вид информационной системы - ИС
Цель использования ИС
Выполняемые функции
1950 - 1960 гг.
Бумажный поток расчетных документов
ИТ обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах
Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты
1960 - 1970 гг.
Основная помощь в подготовке отчетов
Управленческие ИТ для производственной информации
Ускорение процесса подготовки отчетности
60-е гг.
EDP(electronic data processing) – диалоговая обработка запросов, хранение записей, бухгалтерский учет и другая электронная обработка данных.
MIS (management information systems) – концепция управленческих информационных систем; добавлена функция, направленная на обеспечение менеджеров необходимыми для принятия управленческих решений, составленными на основе собранных о процессе данных (information reporting systems).
1970 -1980 гг.
Управленческий контроль реализации (продаж)
Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления
Выработка наиболее рационального решения
70-е гг.
DSS (decision support systems) – системы поддержки принятия решений; обеспечение менеджеров специализированной и интерактивной поддержкой процессов принятия решений.
1980 - 2000 гг.
Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество
Стратегические ИТ. Автоматизированные подразделения
Повышение конкурентоспособности предприятия
80-е гг.
EIS (executive information systems) – обеспечение высшего руководства жизненно важной для них информацией, преимущественно о внешнем мире,в момент, когда им это необходимо и в формате, который они предпочитают.
AI (artificial intellegence) - cиcтeмы искусственного интеллекта.
ES (expert systems) – экспертные системы.
Knowledge-based systems - cиcтeмы баз знаний.
В 50-е гг. была осознана роль информации как важнейшего ресурса предприятия, организации, региона, общества в целом; начали разрабатывать автоматизированные ИС разного рода. Первые ИС были предназначены исключительно для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Вначале, когда появилась возможность обработки информации с помощью вычислительной техники, был распространен термин "системы обработки данных" (СОД), этот термин широко использовался при разработке систем радиоуправления ракетами и другими космическими объектами, при создании систем сбора и обработки статистической информации о состоянии атмосферы, учетно-отчетной информации предприятий и т.п. По мере увеличения памяти ЭВМ основное внимание стали уделять проблемам организации БД (БД). Это направление сохраняет определенную самостоятельность и в настоящее время и занимается в основном разработкой и освоением средств технической и программной реализации обработки данных с помощью вычислительных машин разного рода. Для сохранения этого направления по мере его развития появились термины "базы знаний", "базы целей", позволяющие расширить толкование проблемы собственно создания и обработки БД до задач, которые ставятся в дальнейшем при разработке ИС.
60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.
Основные черты этого поколения ИС - информационных систем:
техническое обеспечение систем составляли маломощные ЭВМ 2-3 поколения.
информационное обеспечение (ИО) представляло собой массивы (файлы) данных, структура которых определялась той программой, в которой они использовались.
программное обеспечение - специализированные прикладные программы, например, программа начисления заработной платы.
архитектура ИС - централизованная. Как правило, применялась пакетная обработка задач. Конечный пользователь не имел непосредственного контакта с ИС, вся предварительная обработка информации и ввод производились персоналом ИС.
Недостатки ИС - информационных систем - этого поколения:
сильная взаимосвязь между программами и данными, то есть изменения в предметной области приводили к изменению структуры данных, а это заставляло переделывать программы.
трудоемкость разработки и модификации систем.
сложность согласования частей системы, разработанных разными людьми в разное время.
В 70-х - начале 80-х гг. ИС предприятий начинают использоваться в качестве средства управления производством, поддерживающего и ускоряющего процесс подготовки и принятия решений. В своем большинстве ИС этого периода предназначались для решения установившихся задач, которые четко определялись на этапе создания системы и затем практически не изменялись. Появление персональных ЭВМ приводит к корректировке идеи АСУ; от ВЦ и централизации управления к распределенному вычислительному ресурсу и децентрализации управления. Такой подход нашел свое применение в системах поддержки принятия решении (СППР), которые характеризуют новый этап компьютерной ИТ организационного управления. При этом уменьшается нагрузка на централизованные вычислительные ресурсы и верхние уровни управления, что позволяет сосредоточить в них решение крупных долгосрочных стратегических задач. Жизнеспособность любой ИТ в немалой степени зависит от оперативного доступа пользователей к централизованным ресурсам и уровня информационных связей как по "горизонтали", так и по "вертикали" в пределах организационной структуры. В то же время для обеспечения эффективного управления крупными предприятиями была развита и остается актуальной идея создания интегрированных АСУ.
К концу 80-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях предприятия любого профиля. ИТ этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции высокого качества и по низкой цене и др. Стремление преодолеть недостатки предыдущего поколения ИС породило технологию создания и управления базами данных. База данных создается для группы взаимосвязанных задач, для многих пользователей и это позволяет частично решить проблемы ранее созданных ИС. Вначале СУБД разрабатывались для больших ЭВМ, и их количество не превышало десятка. Благодаря появлению ПЭВМ технология БД стала массовой, создано большое количество инструментальных средств и СУБД для разработки ИС, что в свою очередь вызвало появление большого количества прикладных ИС в прикладных областях.
Основные черты ИС этого поколения:
основу ИО составляет база данных,
программное обеспечение состоит из прикладных программ и СУБД.
технические средства: ЭВМ 3-4 поколения и ПЭВМ.
средства разработки ИС: процедурные языки программирования 3-4 поколения, расширенные языком работы с БД (SQL, QBE).
архитектура ИС: наиболее популярны две разновидности: персональная локальная ИС, централизованная БД с сетевым доступом.
5. Большим шагом вперед явилось развитие принципа "дружественного интерфейса" по отношению к пользователю (как к конечному, так и к разработчику ИС). Например, повсеместно применяется графический интерфейс, развитые системы помощи и подсказки пользователю, разнообразные инструменты для упрощения разработки ИС: системы быстрой разработки приложений (RAD-системы), средства автоматизированного проектирования ИС (CASE-средства). К концу 80-хгодов выявились и недостатки систем этого поколения.
6. Недостатки информационных систем (ИС) этого поколения:
большие капиталовложения в компьютеризацию предприятий не дали ожидаемого эффекта, соответствующего затратам (увеличились накладные расходы, но не произошло резкого повышения производительности);
внедрение ИС столкнулось с инертностью людей, нежеланием конечных пользователей менять привычный стиль работы, осваивать новые технологии;
к квалификации пользователей стали предъявляться более высокие требования (знание ПК, конкретных прикладных программ и СУБД, способность постоянно повышать свою квалификацию.
В связи с указанными выше недостатками постепенно стало формироваться современное поколение ИС. Техническая платформа - мощные ЭВМ 4-5 поколения, использование разных платформ в одной ИС (большие ЭВМ, мощные стационарные ПК, мобильные ПК). Наиболее характерно широкое применение вычислительных сетей - от локальных до глобальных. Информационное обеспечение: ведутся интенсивные разработки с целью повышения интеллектуальности банка данных в следующих направлениях:
новые модели знаний, учитывающие не только структуру информации, но и активный характер знаний,
средства оперативного анализа информации (OLAP) и средства поддержки принятия решений (DSS),
новые формы представления информации, более естественные для человека (мультимедиа, полнотекстовые БД, гипертекстовые БД, средства восприятия и синтеза речи).
В последнее время появился широкий спектр специализированных ИС - экономические ИТ (ЭИС), бухгалтерские ИТ (БУИС), банковские ИТ (БИС), ИТ рынка ценных бумаг, маркетинговые ИС (МИС) и т.п.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление