Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автоматизированные рабочие места (АРМ)

Классификация ИС по масштабности применения

Классификация информационных систем - ИС

Принцип эффективности

Принцип эффективности – достижение рационального соотношения между затратами на создание ИС и целевым эффектом, получаемым при ее функционировании. (Эффективность ИС следует рассматривать как интегральный (обобщенный) показатель уровня реализации приведенных выше принципов, отнесенного к затратам по созданию и эксплуатации системы).

Предусматривает достижение рационального соотношения между затратами на создание системы и целевыми эффектами, включая конечные результаты, отражающиеся на прибыльности и получаемые по окончании внедрения автоматизации в управленческие процессы.

Перечень рассмотренных принципов создания корпоративных систем взят из ГОСТ. Однако к их числу с полным правом можно отнести еще один из тех, которые были сформулированы в 60-е годы и по сей день не потеряли своей актуальности. Это -Принцип первого руководителя. Чрезвычайно важный принцип, распространяющийся на все сферы управленческой деятельности. Уровень компетентности руководителя любого уровня в производственных, административных, психологических и других вопросах определяет общие тенденции развития фирмы или се подразделении и социально-психологический климат в коллективе. Известно, что устойчивое бесконфликтное взаимопонимание среди персонала способствует росту творческих начал и эффективной повседневной деятельности. И именно руководитель и первую очередь должен обеспечивать все элементы стабильности. Сформировать такой коллектив достаточно сложно и далеко не каждый руководитель способен это сделать. Напротив, негативное отношение руководителя к каким-либо нововведениям является тормозом в развитии творческой и профессиональной инициативы работников всех категорий.

 

Принцип первого руководителя – на предприятии должен быть человек, одинаково заинтересованный в развитии автоматизации всех сторон деятельности предприятия.

 

Принцип устойчивости заключается в том, что ИС должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возможных факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устранимы, а работоспособность системы – быстро восстановима.

 

Принцип гибкости означает приспособляемость системы к возможным перестройкам благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов.

 

 

Понятие классификация

Классификация — система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства. Задача классификации — создать некие удобные образы, позволяющие, например, при выборе систем ограничиться определенным классом или типом.

Общая классификация систем

Системы в природе бывают самые разнообразные, тем не менее, все их можно поделить на:

  • Абстрактные

Абстрактные системы — это продукт человеческого мышления: гипотезы, знания, теоремы.

  • Материальные

Материальные системы получаются из материальных объектов. Всю совокупность материальных систем можно поделить на неорганические (технические, химические и др.), органические (биологические) и смешанные (где содержатся элементы как органической, так и неорганической природы). В множестве смешанных систем особо следует выделить эрготехнические системы (систем «человек-машина») – это системы, которые состоят из человека-оператора (группы операторов) и машины (машин). В таких системах человек с помощью машины осуществляет трудовую деятельность, связанную с производством материальных благ, услуг, а также с управлением и т.п.

По временной характеристике системы можно классифицировать:

  • статические системы – это системы, в которых состояние системы с течением времени не изменяется;
  • динамические системы – это системы которые с течением времени изменяют свое состояние;
  • детерминированные - динамические системы, состояние элементов которых в данный момент времени полностью определяет их состояние в любой предыдущий или следующий момент времени;
  • вероятностные (стохастические) - динамические системы, в которых предусмотреть состояние в вышеописанный способ невозможно.

По характеру взаимодействия системы и внешней (окружающей) среды различают:

  • открытые системы. Открытые системы активно взаимодействуют с окружающей средой, сохраняя благодаря этому высокий уровень организованности и развиваясь в сторону осложнения;
  • закрытые системы. Закрытые системы изолированы от окружающей среды, все процессы, кроме энергетических, происходят лишь внутри самой системы.

Классификация информационных систем - ИС

Информационные системы могут значительно различаться по типам объектов, характером и объемом решаемых задач и рядом других признаков.

Общепринятой классификации ИС до сих пор не существует, поэтому их можно классифицировать по разным признаками, что вызвало существование нескольких различных классификаций ИС.

Согласно общепринятой классификации ИС - информационные системы - подразделяются:

  • по масштабам применения - настольные и офисные
  • по признаку структурированности задач - структурированные (формализуемые), не структурируемые (не формализуемые), частично структурируемые. Частично-структурированные делятся на: ИС репортинга и ИС разработки альтернативных решений (модельные, экспертные). Экспертные в свою очередь делятся на:
    • централизованные, децентрализованные и коллективного использования;
    • с интеграцией по уровням управления, по уровням планирования и т.д.
  • по функциональному признаку – производственные, маркетинговые (анализа рынка, рекламные, снабженческие и т.п.), финансовые (бухгалтерские, статистические, и т.п.), кадровые;
  • по квалификации персонала и уровням управления – стратегические (топ-менеджеров), функциональные (менеджеров среднего звена) и оперативные (специалистов);
  • по характеру обработки информации: системы обработки данных, системы управления, система поддержки принятия решений;
  • по оперативности обработки данных – пакетной обработки и оперативные;
  • п о степени автоматизации - ручные, автоматические, автоматизированные;
  • по характеру использования информации - на информационно-поисковые, информационно-справочные, информационно-решающие, управляющие, советующие и т.п.;
  • по степени централизации обработки информации — на централизованные, децентрализованные, информационные системы коллективного использования;
  • по характеру использования вычислительных ресурсов – на локальные и распределенные;
  • по сфере деятельности - на государственные, территориальные (региональные), отраслевые, объединений, предприятий или учреждений, технологических процессов;
  • по классу реализуемых технологических операций - на системы с текстовыми редакторами, системы с табличными редакторами, СУБД, СУБЗ, системы с графикой, мультимедиа, гипертекстом;
  • по месту в процессе управления предприятия – на АРМ специалиста, ИС руководителя, ИС внешнего контролера, интегрированные системы, объединяющие в себе часть или все из этих функций;
  • по концепции построения – файловые, автоматизированные банки данных, банки знаний, ХД;
  • по режиму работы - на пакетные, диалоговые и смешанные.

 

Рассмотрим классификацию ИС по уровню сложности, предложенную Meta Group:

1) однопользовательские (Personal);

2) многопользовательские низкого уровня (Low end Multiuser);

3) уровня предприятия (Enterprise);

4) межрегиональные распределенные (Wide Area Distributed);

5) очень большие (Very Large);

6) сверхбольшие (Ultra large).

 

ИС первого и второго уровня сложности иногда называют автоматизированными рабочими местами – АРМами (в англ. варианте – " desktop " и " webtop ").

Первоначально АРМ рассматривался как рабочее место специалиста, оборудованное техническими средствами и программным обеспечением, позволяющими автоматизировать выполнение должностных обязанностей.

В настоящее время специалист не обязательно привязан к конкретному рабочему месту и может решать профессиональные задачи, находясь дома, в офисе или в командировке. Поэтому под АРМом чаще всего понимают не само рабочее место, а набор инструкций для конкретного специалиста при работе с ИС и его пользовательский интерфейс.

Таким образом, АРМ – это подкласс ИС первого и второго уровней сложности.

ИС третьего и четвертого уровней получили название корпоративных ИС (КИС).

КИС – это ИС, функционирующая в компьютерной сети масштаба предприятия (enterprise – wide network), признаками которой являются:

- территориальная распределенность узлов (несколько производственных площадок);

- гетерогенность вычислительной среды (различные протоколы, операционные платформы, используемые СУБД и др.);

- разнородность приложений пользователей (разные цели);

- большое число пользователей различной квалификации.

В настоящее время ИС уровней 4,5 и 6, чаще всего определяют как ИС, работающие в Интернете и интранете (intranet), где intranet рассматривается как технология, аналогичная Интернету, но в масштабах корпорации или учреждения.

 

Далее кратко рассматриваются основные типы и виды ИС в порядке приведенной выше классификации. Особо значимые типы ИС будут детально и подробно рассмотрен в соответствующих разделах.

 

 

По масштабам применения современные ИС подразделяются на:

  • Настольные (одиночные) ИС - информационные системы

Для работы одного человека. К ним можно отнести автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста (конструктора, технолога, расчетчика на прочность, бухгалтера малого предприятия, расчетчика заработной платы и т.д.) ИС этого уровня позволяют специалистам, работающим с данными повысить продуктивность и производительность работы.

Внедрение таких программ не вызывает особых трудностей и для хороших систем может исчисляться днями. Настольные ИС реализуются на автономном компьютере, как правило, ПК. Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создаются с помощью так называемых "настольных СУБД" (FoxPro, Paradox, dBase, MS Access) или с помощью файловой системы и диалоговой оболочки для ввода, редактирования и обработки данных.

В настоящее время для интенсификации умственного и управленческого труда специалистов различных профессий разрабатываются и получают широкое распространение АРМ, которые функционируют на базе ПЭВМ.

АРМ – профессионально-ориентированные малые вычислительные системы, расположенные непосредственно на рабочих местах специалистов и предназначенные для автоматизации их работ.

Для каждого объекта управления нужно предусмотреть автоматизированные рабочие места, соответствующие их функциональному назначению.

  • Офисные (групповые) информационные системы - ИС

Основная цель информатизации офиса - обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда. Групповые ИС ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы (одного подразделения). Чаще всего строятся как локальная вычислительная сеть ПК или реже как многотерминальная централизованная вычислительная система.

ИС офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации: бухгалтеры, секретари, клерки и т.п. Их деятельность в основном охватывает управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т.д. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ. Однако это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблем. Улучшение принимаемых менеджерами решений в результате их более совершенной коммуникации способно обеспечить экономический рост фирмы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип стандартизации (унификации) | Понятие степень формализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.