КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Размер дохода
Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет важное значение для фирм-ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация и др.). Факторы, влияющие на эластичность. Факторами, влияющими на эластичность являются: 1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые в разных странах). 2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса). Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен). Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие результаты: эластичность спроса по цене таких предметов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество, потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь — 0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели эластичность, равную 1,87; фарфор — 1,54. 3. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос. 4. Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично (ЕpD =0,13), то в долгосрочном — довольно эластично и равно 1,89. Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса на одно благо относительно иен на другое благо называется перекрестной эластичностью. EDx,y = dQx/Qx:dPy/Py = dQx/dPy x Py/Qx (3.6) Если EDx,y > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если EDx,y< 0 — взаимодополняемые. Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда EDx,y= + ¥, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если EDx,y= - ¥, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости). Однако это правило, характеризующее взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, бутербродное масло, тостеры, но и на другие товары, в том числе и на мебель. Тогда EDx,y< 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода. При исключении эффекта дохода можно получить по значению перекрестной эластичности более точную оценку дополняемости или заменяемости благ (выявить взаимозамещаемые блага по Хиксу). Коэффициент эластичности спроса можно разложить на два компонента, характеризующие эффекты дохода и замещения (уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности). Эластичность спроса относительно дохода. В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода EiD = DQ/Q: DI/I (3.7)
Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (EiD < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.). Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (EiD > 0), благо является нормальным. Если 0 < EiD< 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички). При EiD > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше нее (например, мебель). Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < EiD < 1), должно существовать благо с EiD > 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля. Рассмотрим теперь эластичность предложения.
Эластичность предложения. Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент. EPS = DS/S: DP/P (3.8)
Как было сказано ранее, для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (EPS == 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 3.9а). В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 3.9б). В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (см. рис. 3.9в).
Рис. 3.9. Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды
Практическое значение теории эластичности. Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и значение теории правительства. Это наглядно видно на примере эластичности налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S' (см. рис. 3.24). Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители.
0 Количество
Рис. 3.24. Распределение налогового бремени
В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем (сравним разделение отрезка АЕ' на АВ и BE' в первом случае и во втором на рис. 3.25).
а) Налоги и эластичный спрос б) Налоги и неэластичный спрос Рис. 3.25. Эластичность спроса и распределение налога с продаж S'
Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее. Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично — то на производителей (см. рис. 3.26). Это и понятно.
а) Налоги и эластичное б) Налоги и неэластичное предложение предложение
Рис. 3.26. Эластичность предложения и распределение налога с продаж Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.
7.3. Фирма: издержки производства и прибыль Экономическая и бухгалтерская прибыль. В общем виде прибыль (profit) определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) и совокупными издержками (total cost):
TR — ТС = Pr, (7.1) где TR (total revenue) — совокупная выручка (доход); ТС (total cost) — совокупные издержки; Pr (profit) — прибыль.
Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитывает внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются: 1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю, а также 2) нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность. Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль (см. рис. 7.3). Рис. 7.3. Структура выручки предпринимателя Таким образом, в отличие от бухгалтерской прибыли, которая учитывает только внешние издержки, экономическая прибыль определяется путем вычета из выручки как внешних, так и внутренних издержек (включая нормальную прибыль). Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Это значит, что при определении объема реальной прибыли следует исходить из такой цены ресурса, которую получил бы его владелец при наилучшем его использовании. Экономические издержки позволяют понять различие между подходами бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересуют прежде всего результаты деятельности фирмы за определенный (отчетный) период. Он анализирует прошлое, имеющийся опыт в деятельности фирмы. Экономиста, наоборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтернативы использования ресурсов, которыми он располагает. Общий, средний и предельный доход. Для более детального анализа экономической деятельности фирмы введем понятия совокупного, среднего и предельного дохода (выручки). Совокупный доход (total revenue - TR) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага: TR = P x Q, (7.2)
где TR (total revenue) – совокупный доход; P (price) - цена; Q (quantity) - проданное количество благ.
Средний доход (average revenue - AR) – доход, приходящийся на единицу проданного блага.
В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:
AR = TR/Q = P x Q/Q = P. (7.3)
Предельный доход (marginal revenue - MR) – приращение дохода
MR = dTR/dQ = d(P x Q)/dQ = PdQ/dQ = P. (7.4) Если отложить на оси абсцисс количество продукта, а на оси ординат — совокупную выручку (доход), то зависимость дохода от продукции изображается в форме луча, выходящего из начала координат (см. рис. 7.4). Рис. 7.4. Совокупная выручка (доход) Согласно графику AR = TR/Q = MN/0N = = MR = P.
В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Для фирм цена складывается объективно, независимо от их воли и желания, в результате чего каждая из фирм выступает как ценополучатель. Поэтому если отложить на оси абсцисс количество продукции Q, а на оси ординат — цену Р, то их взаимосвязь изображается прямой, параллельной оси абсцисс (см. рис. 7.5). С экономической точки зрения это означает, что эластичность спроса по цене бесконечно велика.
Рис. 7.5. Цена, средний и предельный доход в условиях совершенной конкуренции Совместив эти графики, мы получаем элементарные условия равновесия для отдельной фирмы: пересечение кривой предельного дохода с совокупной выручки показывает равновесный объем производства при данной цене (см. рис. 7.6). О Требуемое количество продукции (продано)
Рис. 7.6. Спрос, предельный и совокупный доход в условиях совершенной конкуренции
Перейдем теперь к анализу издержек. В теории фирмы важную роль играет фактор времени. Поэтому, прежде чем охарактеризовать издержки, введем понятия краткосрочного и долгосрочного периодов времени. Краткосрочный (или короткий) (short-run) период — это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие — переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли. Предполагается, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены. В краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей (путем изменения протяженности рабочего времени, количества использованного сырья и т. д.).
Долгосрочный (длительный) (long-run) период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а отрасль — число функционирующих в ней фирм. Долгосрочный период — это период, в течение которого преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. В отличие от кратчайшего периода, в котором все факторы производства постоянны, и краткосрочного, где часть факторов является постоянной, а часть переменной, в долгосрочном периоде фирма может изменять все параметры производства. Разграничение трех периодов имеет важное значение для анализа издержек и особенностей поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции и других типов рыночных структур. Постоянные издержки (fixed cost) – это издержки, величина в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы. Следует учесть, однако, что административные расходы и расходы по ремонту могут быть отнесены к постоянным издержкам с известной долей условности, так как они в некоторой степени зависят от размеров производства. Понятие постоянных издержек может быть проиллюстрировано на графике (см. рис. 7.7).
Рис. 7.7. Постоянные издержки
Отложим на оси абсцисс количество выпускаемой продукции, а на оси ординат — издержки. Тогда прямая постоянных издержек, представляющая собой константу, параллельна оси абсцисс. Она обычно обозначается FC. Поскольку с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки представляют собой все меньшую и меньшую величину, приходящуюся на единицу изделий (см. рис. 7.8). Средние постоянные издержки обозначаются AFC (Average Fixed Cost): AFC = FC/Q, (7.5) где Q — объем производства. Рис. 7.8. Кривая средних постоянных издержек Наряду с постоянными издержками выделяют переменные издержки, которые зависят от изменения объема производства. Переменные издержки (variable cost) — это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда. Они обозначаются VC. В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменения производства, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации производства переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция (см. рис. 7.9). По мере достижения оптимальных размеров производства (в точке Q,) происходит относительная экономия переменных издержек. Однако дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более быстрого роста издержек по сравнению с ростом производства. Рис. 7.9. Кривая переменных издержек
Средние переменные издержки AVC (Average Variable Cost) определяются путем деления переменных издержек на объем продукции Q: AVC = VC/Q. Они достигают своего минимума, когда Достигнут технологически оптимальный размер предприятия (см. рис. 7.10). Понятие средних переменных издержек необходимо для определения эффективности хозяйствования фирмы, положения равновесия и определения ближайших перспектив развития — расширения, сокращения производства или ухода из отрасли. Разграничение постоянных и переменных издержек имеет важное значение для анализа процесса производства и поведения фирмы в условиях разных рыночных структур.
Рис. 7.10. Кривая средних переменных издержек Общие издержки (total cost) — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Они обозначаются ТС или С. Общие издержки являются функцией от произведенной продукции (Q): ТС = f(Q). Часть издержек, не изменяющаяся с увеличением или сокращением производства, называется постоянными издержками, другая часть, зависящая от размеров производства, — переменными. Общие издержки представляют собой их сумму: ТС = FC + VC, (7.6) где FC (Fixed Cost) — постоянные издержки; VC (Variable Cost) — переменные издержки. Графически это означает суммирование кривых постоянных и переменных издержек (см. рис. 7.11).
Рис. 7.11. Кривая общих издержек Средние общие издержки можно получить путем деления общих издержек на количество выпущенной продукции: АТС = TC/Q или путем сложения средних постоянных (AFC) и средних переменных издержек (AVC): АТС = AFC + AVC = (FC+VC) /Q. (7.7) Иногда средние общие издержки (АТС) обозначаются сокращенно как АС. Графически АТС могут быть получены путем суммирования кривых AFC и AVC (см. рис. 7.12). Понятие средних общих издержек имеет важное значение для теории фирмы. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен позволяет определить величину прибыли. Прибыль определяется как разность между общей выручкой TR (Total Revenue) и общими издержками ТС (Total Cost). Эта разница позволяет выбрать правильную стратегию и тактику в деятельности фирмы. Рис. 7.12. Средние общие издержки В заключение введем понятие предельных издержек. Предельные издержки (marginal cost) — это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции:
MC = dTC/dQ = d(FC + VC)/dQ = dFC/dQ = dVC/dQ = f (Q).
Из этой формулы видно, что постоянные издержки не влияют на величину предельных издержек. Предельные издержки — производная функция только от переменных издержек: MC = dVC/dQ
Когда МС < АС, кривая средних издержек идет вниз: производство каждой новой единицы продукции уменьшает средние издержки; когда МС > АС, кривая средних издержек идет вверх: производство новой единицы продукции увеличивает средние издержки; когда AC = min, то МС = АС. Кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек и кривую совокупных издержек в точках их минимального значение (см. рис. 7.13).
Рис. 7.13. Предельные и средние издержки Графики, характеризующие взаимосвязь предельной и средней производительности, а также предельных и средних переменных издержек, зеркально симметричны по отношению друг к другу (см. рис. 7.14). Предоставляем читателю возможность самим это доказать.
Рис. 7.14. Взаимосвязь средних и предельных издержек и средней и предельной производительности
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |