Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская антропология и социальная философия

Лекция №6.

Бессознательное.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного.

2. Идеальное – главный признак и важная характеристика сознания, обусловленная социальной природой человека.

Э.В. Ильенков предлагает следующую концепцию идеального. Идеальное не тождественно субъективной реальности. Это не столько часть индивидуального сознания, а компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид. Идеальное – это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. К идеальному относятся нравственные, моральные нормы, правовые установления, обязательные для всех правила жизни. Человек обретает идеальное в ходе приобщения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности. Вне человека и помимо человека идеального нет.

Концепция идеального Д.И. Дубровского иная. Сущность концепции – в неразрывной связи идеального с индивидным уровнем субъекта, с психикой человека. Идеальное не существует само по себе, оно связано с материальными мозговыми процессами. Идеальное – субъективное проявление некоторых мозговых нейродинамических процессов. Идеальное объективировано. Идеальное – сугубо личностное явление, реализуемое мозговым нейродинамическим процессом определенного типа. Идеальное представлено в сознательных состояниях отдельных личностей. Идеальное – является исключительно субъективной реальностью.

Вывод: идеальное охватывает весь круг явлений субъективной реальности, это всякое сознание, существующее в форме субъективной реальности.

1. Специфика философской антропологии и ее основные проблемы.

2. Сущность человека. Проблема антропогенеза.

3. Общество, его структура и сущность.

1. Философская антропология – философское учение о человеке. В широком смысле философская антропология – вся совокупность философских идей, концепций, учений, трактующих тему человека, ставящих человека в центре своего внимания.

Философская антропология отличается от иных дисциплин, изучающих человека, своей проблематикой. Философская антропология изучает соотношение «человек-мир» в его основных универсальных ракурсах.

Универсальные ракурсы:

1) Рассмотрение человека в его особых, специфических качествах, отличающих человека от всех остальных живых существ.

2) Человеческий род рассматривается в соотношении со всем внечеловеческим.

3) Анализ общения между людьми, отношения «человек-человек».

4) «Внутренний мир человека» – наличие богатой и сложной душевной жизни.

1 и 2 ракурс – рассмотрение человека на родовом уровне. 3 и 4 ракурс – рассмотрение человека на индивидуальном уровне.

Рассмотрение человека как родового существа предполагает абстрактно-безличный подход, т.е. стремление раскрыть сущность человека, коренные особенности его происхождения, версии места и предназначения в универсуме.

Проблемы индивидуального человека можно назвать экзистенциальными проблемами. Предметом рассмотрения при данном подходе является индивидуальный человек и универсальные характеристики его жизни.

2. Сущность человека – объединяет те фундаментальные черты, которые позволяют отличать человека от иных живых существ.

В истории философии существует 3 подхода к пониманию сущности человека:

1) Человек – духовное существо;

2) Человек – существо разумное;

3) Человек – существо культурное, предметно-деятельное.

В данных подходах человек рассматривается как обладающий сознанием – способностью моделировать в образах и понятиях не только внешнюю действительность, но и состояние своего внутреннего мира; и свободой – возможностью поступать по своему усмотрению.

Антропогенез – происхождение человека. Проблема антропогенеза остается открытой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция А.В. Иванова | Модели антропогенеза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.