КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие транспорта, торговой и банковской инфраструктуры в пореформенную эпоху. Внешняя торговля Российской империи
Банковская система модернизировалась, старые банки упразднялись. В 1960 г. был учрежден государственный банк, первоначально он выступал как коммерческий банк, успешно осуществлял кредитование предпринимателей. Постепенно ↑ его функция, в последнее десятилетие XIX в. он выступает как эмиссионное учреждение. Были созданы филиалы во всех значимых населенных городах империи. Создавались и частные коммерческие банки, очень бурно, под видом ОАО. К середине 70-х гг. существовало около 40 коммерческих банков, но не все были самостоятельными. После кризиса 1873-1875 гг. обанкротились Купеческий, Кишиневский, после, правительство ожесточило правила создания банков. После 80-х гг. банкротств уже не было, банки подчинялись жестким требованиям, на практике являясь полугосударственными предприятиями. Иногда банки были лишь формально частными: Крестьянский банк (1883, кредитовавший сельские общества при приобретении недвижимости), Дворянский банк (1885, предоставлял ссуды помещикам). Развиваются в пореформенную эпоху городские банки и общества взаимного кредита (к середине 90-х гг. их было около 380, они вели кредитование средних размеров), выдавали ссуды под залог городской недвижимости, могли выполнять и страховые операции. Мелкий кредит выдавали сберкассы (существовали с 70-х гг., в 1875 г. их насчитывалось 75 с капиталом в 8млн руб., в 1900 г. – уже 14,5 тыс. сберкасс с 662 млн. руб.). Банки испытывали дефицит в инвестициях. Правительство предпочитало привлекать капитал из-за рубежа, первоначально на ж/д строительство, они получали концессионное право. Правительство гарантировало 5% прибыли на вложенный капитал. После 80-х годов, ведущую роль в ж/д имеет государство. Иностранные деньги вкладывались в промышленность в различных формах: 1) Перенесение капитала вместе с эмиграцией инвестора. Предприниматель прибывал в Россию, открывал свое дело, вел производственную деятельность → русификацию капитала и инвестора 2) Организация филиалов в России. Создав отделение, выполняли коммерческие операции, иногда и вели производственную деятельность. Особенно активны были немцы в сферах электрификации и химической отрасли. Создавались в утилитарных целях – обойти таможенные пошлины. Постепенно некоторые формы расширялись – московский филиал Байера. 3) Акционерная форма: a) Иностранцы могли вкладывать в Россию через акционерное общество, созданное за границей. Могли участвовать русские, иногда их привлекали для ускорения сроков допуска в Россию. Иногда привлекали русских предпринимателей в качестве совладельцев. b) Могли действовать через общество, созданное в России и действующее по русскому уставу. Форма была слаба в XIX в. национальный состав был смешанный. Существует прямая связь между усилением протекционизма в 80-х гг. и усилением притока инвестиций. Иностранный капитал привлекала возможность получения высоких прибылей: обилие ресурсов, возможность получения выгодных промышленных заказов, дешевизна рабочей силы. Иностранцам было выгоднее ввозить готовую продукцию, но правительство проводило протекционистский курс и ввозить готовую продукцию в силу высоких таможенных пошлин было невыгодно → вместо готовой продукции ввозили капитал. В 1891 г. Витте принял жесткий протекционистский курс. За 10 лет инвестиции в 4,5 раза, и в 1900 г. достигли суммы 900 млн. руб. В Россию вкладывали Германия, Англия, Франция, Бельгия:
Царское правительство охотно принимало иностранный капитал, но не безоговорочно, и с определенными условиями: 1) Безусловное подчинение русским законам 2) Ведение иностранцами собственной производственной деятельности 3) Приобретение или аренда недвижимости только с санкции русского правительства (в приграничных губерниях запрещалось) 4) В приграничных губерниях устанавливались квоты на использование иностранных инженерно-технических кадров 5) В восточных районах устанавливались лимиты на использование китайской и корейской рабочей силы (не должна было превышать 1/3 от всех занятых) и только с санкции генерал-губернатора. 6) Обязательно было привлечение русских капиталистов. Если организация была основана за границей, то держатели ключевых должностей должны были быть у русских подданных неиндейского исповедания. 7) В случае предоставления концессий практиковалось внесение предварительного денежного залога в крупной сумме, необходимо было расписать план действий на последующий 5 лет. Залог отдавался по частям в зависимости от выполнения условий, но не полностью – часть государство оставляло себе. Не верен тезис о полуколониальной зависимости России. Условия были нацелены на содействие в развитии экономики России. Иностранный капитал работал на экономику России, был ее частью. С определенного времени, правительство предпочитала вклады займам. Политика была прагматичной, реалистичной и служила целям модернизации страны. Транспорт и торговля в пореформенный период XIX в. Только к концу XIX в.благодаря строительству ж/д российский товарный рынок начал переход к капиталистическому. Всероссийский товарный рынок формировался в XVII-XVIII вв., но капиталистические черты начали проявляться в конце XIX в. Отличия товарного рынка от капиталистического:
В России капиталистический рынок мог сложиться благодаря ж/д с учетов масштабов страны, Именно дороги обеспечили высокую контактность. К концу XIX в. были построены основные ж/д магистрали, наблюдался рост оборотов внешней и внутренней торговли. Внешняя торговля возросла за пореформенное десятилетие в 3 раза. Среднегодовой оборот в 60-э года составлял 430 млн. руб., в последние 5 лет XIX в. – 1,305 млн. руб. Россия имела положительное торговое сальдо – основная статья экспорта – хлеб (экспорт хлеба в 5,5 раз: в первую половину 60-х гг. в среднем за год – 80 млн. пудов, в последние 5 лет XIX в. – 444 млн. пудов). Также экспортировали лес, пеньку, пушнину, к концу XIX в. мясомолочную продукцию, сахар и керосин. Внешняя торговля: Импорт на протяжении пореформенного периода – хлопок, после присоединения Средней Азии, развития там хлопководства доля импортного хлопка ¯. Значительная доля импорта машин и оборудования, но после реформ Росси прекращает импорт подвижного состава для ж/д, рельсов, рельсовых скреплений (в 90-е гг. XIX в.). Основные торговые партнеры – Германия, Англия, Франция. В первой половине XIX в. основным партнером была Англия, позднее ® Германия (доля Германии составляла ¼ от всего Российского внешнего товарооборота). Германия была и основным кредитором России до конца 80-х гг., затем инициатива ® к Франции (ж/д займы в размере около 3,5 млрд. руб.). Саль России по платежному балансу было пассивным (совокупность всех взаиморасчетов за границей). Правительство пыталось решить проблему путем конверсии внешних займов[16] (особенно в 90-е гг. при Витте). Заключалась в преобразовании краткосрочных долгов в долгосрочные и по мере прогресса русской индустрии бремя долгов слабело, а привлечение иностранных инвесторов позволяла иностранному капиталу напрямую участвовать в развитии русской промышленности. Правительство уделяло первостепенное внимание ж/д строительству, созданию частных ж/д обществ (государство им гарантировало 5% прибыль), что обеспечило приток в ж/д частный капитал (как отечественный, так и зарубежный). Наблюдался бурный рост протяженности ж/д полотна:
Строительство ж/д происходило в 2 этапа: 1) Первые пореформенные десятилетия Строительство в Европейской части России, от Москвы прокладывались ж/д в различных направлениях. Москва стала крупнейшим ж/д узлом России 2) Вторые 2 пореформенные десятилетия Продолжалось строительство в Европейской части и на окраинах: 80-е гг. – строительство Закавказской и закаспийской ж/д ветвей 90-е - великие Сибирский и Транссибирский пути. Они строились 10 лет – 7000 км. – фантастические темпы для того времени. Часть Транссиба проходила по территории Манчжурии (КВЖД), в 1901 была поострена только одна колея Транссиба и байкальской ветки, дорога могла пропускать 4 пары эшелонов в сутки. Войска приходилось переправлять через Байкал, и не было Амурской дороги. Решающую роль приобрело государственное участие в строительстве. Первоначально частный сектор себя оправдывал, затем в 80-х гг. протяженность и количество ж/д , не все оказывались прибыльными и выплачивать 5% гарантию было не выгодно. К тому же частный сектор привел состояние ж/д в неудовлетворительное состояние, полотно не ремонтировали, часты были аварии, катастрофы. С 80- гг. при Бунге и Вышнеградском началось огосударствление ж/д, которые были собственностью государства до 1917 г. Частные дороги (менее 30%) ставились под государственный контроль, были установлены единые технические требования, единая тарифная система оплаты перевозок. Положение ж/д значительно изменилось к лучшему. Ж/д приобрели решающее значения для обеспечение перевозок внутри страны – около 70% перевозок. Шоссейных дорог строилось мало – пик их строительства пришелся на Николая I (при нем было построено 50% всех дорог XIX в. – около 7000 верст[17]), в пореформенную эпоху построили 5,5 тыс. верст. Гужевой транспорт вытесняли ж/д. Развитие получил речной транспорт ( в 7 раз), выросло количество морских судов в 10 раз (51 морских торговых судов до 522, но суда были малотоннажные, приходилось прибегать к фрахту). Большая часть грузов доставлялась по ж/д. Внешняя торговля осуществлялась на юге через Черноморские проливы – Босфор и Дарданеллы. Благодаря ж/д в России оформился единый капиталистический рынок. К концу XIX в. окраины были связаны с центром страны.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |