КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Принципы, функции и система административного права РФ
Принципы административного права – ведущие, основные, руководящие идеи и начала закрепленные в законодательстве, определяющие объем, характер и основания правового регулирования управленческих отношений, составляющих предмет отрасли. Принципы административного права не имеют комплексного закрепления в нормативно-правовых актах, они рассредоточены по таким актам как: КоАП РФ, ФЗ «О государственной гражданской службе», ФЗ «О чрезвычайном положении» и т.д. Их значение сводится к следующему: а) определяют дальнейшие направления развития административного законодательства; б) являются основой, каркасом отрасли; в) могут служить средством устранения пробелов в праве. С учетом особенностей, содержания и регламентации принципы подразделяются на общие, отраслевые, иногда выделяют внутри отраслевые или институциональные принципы, которые присущи отдельному правовому институту отрасли. Анализ Конституции РФ и иных нормативных актов, входящих в систему административного законодательства позволяют выделить следующие принципы: - единства исполнительной власти в РФ; - разделения осуществления государственной власти; - приоритета личности, ее прав и свобод - в процессе реализации исполнительной власти становится реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита; - федерализма; - законности; - гласности; - ответственности. Перечисленные принципы в административно-правовой литературе зачастую относят к общим, выделяя наряду с ними принципы: контроля, профессионализма и компетентности, иерархичности системы управления, специализации элементов системы управления (в литературе их имеют функционально-управленческие принципы, или специальные принципы). Для современной теории права превалирующим является то, что функции права представляют собой основные, ведущие направления правового воздействия на общественные отношения, входящие в предмет той или иной отрасли права. Применительно к административному праву это отношения в области организации, функционировании и реализации исполнительной власти в РФ. В административном праве преобладает позиция относительно выделения регулятивной и охранительной функции отрасли. Это является следствием позиции С.С. Алексеева, который подразделял функции права на: регулятивную статическую; регулятивную динамическую и охранительную, отождествляя последнюю с правовым воздействием, направленным на охрану общественных отношений, их неприкосновенность. Формами проявления регулятивной, функции являются: 1. правоисполнительная функция, поскольку административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти; 2. правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству; 3. организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности; 4. координационная функция, обеспечивающая разумное и эффективное взаимодействия всех элементов системы государственного управления. Охранительная функция, обеспечивает соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений. По мнению А.П. Алехина, выделять охранительную функцию нет необходимости, поскольку она находится в плоскости регулятивного воздействия норм административного права. В административном праве сформировался традиционный подход к делению ее системы на Общую и Особенную части. В Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие: - общие положения; - административно-правовые нормы; - административно-правовые отношения; - источники административного права; - субъекты административно-правовых отношений; - организация и деятельность органов исполнительной власти; - формы и методы реализации исполнительной власти; - механизм обеспечения законности в государственном управлении; - административная ответственность и административное принуждение. Особенная часть административного права, ее структура обусловлена делением государственного управления на различные сферы, выделяют: управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.; управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.; управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции. Имеется и иной подход, отождествляющий систему административного права с совокупностью трех подсистем: управленческое право, полицейское право, представленное в настоящее время КоАП РФ, административная юстиция, регламентирующая обжалование действий либо бездействия органов исполнительной власти и должностных лиц.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |