Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Государственное управление и исполнительная власть

Вопрос 4. Юридические факты – основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений

Юридический факт это обстоятельство порождающее, изменяющее или прекращающее административное правоотношение.

Их специфическими чертами являются: единичные социальные обстоятельства; выражение во вне, как определенной ситуации сформулированной в административно-правовой норме; имеют значение для организации и реализации управления исполнительными органами власти; предусмотрены административными правовыми нормами; влекут последствия регламентированные отраслевыми нормами.

Юридические факты в административном праве классифицируются по различным основаниям:

а) по правовым последствиям: правообразущие; правопрекращающие; правоизменяющие (юридические факты одновременно могут быть для одного субъекта правопрекращающим для другого правообразующим);

б) по форме: позитивные, или отрицательные (описанная в нормах права социальная ситуация отсутствует).

Наличие или отсутствие волевого акта (волеизъявления): события или деяния (правомерные, неправомерные).


Вопрос 1. Сущность и содержание государственного управления. Принципы и функции государственного управления

Формирование, развитие и совершенствование административного права связаны, прежде всего, с государственным управлением.

Государственное управление рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле это вид социального управления, субъектом которого выступает государство в целом. В этом случае под государственным управлением понимается целенаправленное организующее воздействие государства в лице всех его органов на развитие общества. Причем их деятельность ограничена возложенными на них задачами, функциями, позволяя использовать свойственные им методы в соответствующих правовых формах.

Ю.М. Козлов, выделяя характерные четы социального управления, экстраполирует их на государственное управление, в частности:

- оно не существует вне социальных связей и совместной деятельности;

- его основным назначением является упорядочение совместной деятельности;

- главный объект воздействия – поведение участников совместной деятельности;

- достижение целей осуществляется только в рамках общественных связей;

- нуждается в особом механизме его реализации.

В узком смысле госуправление – организующая деятельность органов исполнительной власти, в этом случае оно рассматривается как самостоятельный вид государственной деятельности, основу которого составляет деятельность исполнительных органов власти.

Определение управления на современном этапе зависит от методологии исследования этого понятия, в основе понимания данной категории лежат не только правовые теории, но и знания кибернетики, социологии и теории управления (менеджмент).

Зачастую в административно-правовой литературе встречается многоаспектный подход к анализу сущности государственного управления, например с организационной точки зрения государственное управление это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления на объекты управления, то есть это целенаправленная, организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственное управления на основе и во исполнении законов в различных отраслях и сферах общественной жизни.

Учитывая изложенное, можно выделить следующие три основные подходы к пониманию государственного управления:

- с точки зрения юридической науки – это один из видов государственной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти;

- с точки зрения кибернетики, социологии и общей теории управления – целенаправленное организованное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни для их упорядочивания и совершенствования относительно целей государственной политики;

- менеджмент, политология предлагают следующее его определение – государственный менеджмент и управление коллективами посредством планирования, организации, руководства и контроля.

После принятия Конституции РФ термин «государственное управление» не используется, введено понятие «исполнительная власть». Однако это не означает возникновение необходимости отказа от него, поскольку это противоречит административно-правовой доктрине, а также содержанию действующего законодательства, поскольку на уровне отдельных нормативно-правовых актов используется такая категория.

По мнению Ю.М. Козлова исполнительная власть по своей сути является видом государственного управления. Объектами государственного управления является общество в целом, отдельные отрасли, сферы деятельности.

Для государственного управления свойственны следующие признаки:

- его субъектами являются органы исполнительной власти, по своей юридической природе госуправление, изначально исполнительная деятельность, предполагающая исполнение законов и иных, соответствующих им, нормативных актов и распорядительство, поскольку предполагается использование различных способов юридически властной деятельности, в том числе прямого распорядительства;

- государственно-властная сущность, проявляющаяся в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной формах деятельности органов управления;

- правовой характер – его организация регламентируется правом и оно существует на основе правовых предписаний;

- носит подзаконный характер, поскольку осуществляется на основании и во исполнении законов, что предопределено назначением и сущностью исполнительной власти;

- предметное содержание, состоит в исполнении законов опосредующих отношения во всех сферах общественной жизни.

Государственное управление характеризуется: непрерывностью, постоянством, профессиональной основой, ориентированной на выполнение его задач и функций.

Функции, формы, методы и стадии являются основными элементами государственного управления

К функциям относятся:

а) анализ ситуации – изучение и оценка общественных процессов является необходимым условием научно-обоснованного управления, что обеспечивает оптимальный выбор целей, задач и способов их выполнения;

б) планирование – выработка путей достижения конкретных результатов, путей и средств их достижения;

в) прогнозирование – научная выработка стратегии управления и предвидение его результатов исходя из общественных изменений и процессов;

г) программирование – вид планирования, выражается в определении целей деятельности средств их достижения;

д) информация – основная функция деятельности исполнительной власти. Взаимный обмен информацией позволяет принимать и направлять соответствующие сигналы, обеспечивая возможность принимать управленческие решения;

е) информационное обеспечение – обеспечивает взаимодействие между субъектами управления и объектами. Поскольку отсутствие информации у управляемых объектов снижает эффективность управленческого воздействия;

ж) регулирование – сводится к установлению определенного правового режима конкретного вида деятельности либо решению вопроса и его корректировке в зависимости от изменяющихся условий. Однако существует дискуссия относительно соотношения категорий «гос. управление и гос. регулирование»;

з) организация – обеспечивает формирование системы гос. управления и обеспечение ее функционирования, определяется правовое положение органов ее составляющих, их форм и методов;

и) координация – обеспечение согласованной работы различных органов управления. Выделяются два ее пути: соглашение между заинтересованными участниками либо посредством использования властных предписаний уполномоченного гос. органа

к) контроль – обеспечивает проверку деятельности на пре6дмет выполнения требований действующего законодательства. Обеспечивает законность и дисциплину в сфере гос. управления.

л) целенаправленность – поскольку бесцельного управления быть не может, иначе он будет существовать сам по себе и сам ради себя.

Для государственного управления свойственнее определенный порядок его осуществления. Выделяются следующие стадии: определение целей и задач, подлежащих выполнению; подготовка и принятие необходимых решений для их выполнения; организация выполнения принятых решений; контроль за их выполнением.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Структура административно-правовых отношений. Участники административно-правовых отношений. Административная правосубъектность | Вопрос 2. Исполнительная власть: понятие, признаки, принципы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.