Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Органы исполнительной власти (государственного управления) как субъекты административного права

Вопрос 1. Правовое положение органов исполнительной власти, компетенция, содержание государственно-властных полномочий

 

Органы исполнительной власти характеризуются определенной совокупностью общих и особенных черт. Общие относятся к характеристике органов государственной власти, специфические в совокупности образуют его административно-правовой статус, который в свою очередь олицетворяет правовое положение органов исполнительной власти.

В литературе нет единства мнения относительно выделения элементов, образующих административный правовой статус этих органов, Ученые отраслевики (представители административно-правовой науки), занимающиеся разработкой проблемы компетенции, идут по двум основным направлениям. Одни в его структуре выделяют три блока. Другие акцентируют внимание на функциональной составляющей компетенции, позволяющей строго распределить "полномочия внутри и вне органа и обеспечить связь функциональных блоков" посредством выделения функций на уровне: сфер ведения государства; предметов и сфер ведения системы исполнительной власти; сфер деятельности конкретного органа исполнительной власти.

В рамках трех блочной структуры выделяются следующие части (данный подход существенно критикуется):

1. целевая, включающая нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности.

2. организационно-структурная, которая включает в себя правовые предписания, регламентирующие:

а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;

б) его структуру;

в) его линейную и функциональную подчиненность.

3. компетенции, как совокупности властных полномочий и подведомственности.

Не вдаваясь в анализ дискуссии можно выделить достаточно часто встречающиеся, типичные признаки административно-правового статуса:

1. компетенция; 2. осуществление деятельности от имени государства; 3. правовая регламентация возможности применения мер воздействия в том числе принуждения; 4. их деятельность сводится к правоприменению; 5. основан на принципе профессионализма; 6. имеет собственную систему и структуру; 7. финансируются за счет бюджетных средств; 8. в процессе реализации компетенции принимает акты управления.

Стоит отметить, что полномочия, цели, задачи, функции, а также организационные формы и методы органа исполнительной власти образуют его компетенцию. Реализация, прежде всего, принадлежащих им властных полномочий осуществляется в административном порядке.

Функции органов исполнительной власти предопределяют содержание их государственно-властных полномочий. В это связи опираясь на содержание Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в обобщенном виде можно выделить следующие функции исполнительных органов власти:

1) нормотворческая – т.е. принятие нормативно правовых актов это издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

2) контрольно-надзорные функции включают:

а) осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

б) выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

в) регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

3) управление государственным имуществом - осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

4) оказание государственных услуг - предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

 

Вопрос 2. Соотношение понятий “орган государственной власти”, “орган исполнительной власти”, “орган государственного управления”

 

«Орган государства» является родовым понятием, по отношению ко всем структурам, выполняющим функции государства. В нее входят органы законодательной, судебной власти, а также органы, которые не отнесены Конституцией РФ к какой либо властной ветви. Соответственно к органам государственной власти, как родовому понятию относятся законодательные, судебные, исполнительные и иные органы (Центральный Банк РФ). Д.Н. Бахрах использует для иллюстрации данного тезиса термин «исполнительный орган государственной власти».

Стоит отметить, что понятие "исполнительная власть" не аналогично понятию "орган исполнительной власти". Это определяется тем, что исполнительные органы власти являются только носителями волевого распоряжения вышестоящих органов государства. В целом система органов исполнительной власти образует саму исполнительную власть. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации как часть единой системы государственной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (статья 77, часть 2 Конституции РФ).

Исполнительные органы представляют собой составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Исполнительный орган государственной власти предназначен, прежде всего, выполнять организационные и обеспечивающие функции в рамках системы управления всей исполнительной властью.

Таким образом, важным звеном механизма, через который государство реализует большинство своих функций, являются органы исполнительной власти. Они обладают следующими признаками:

являются составной частью системы органов государственной власти;

порядок их образования, реорганизации и ликвидации осуществляется в установленном законом порядке;

обладают специальным правовым статусом, закрепляемым в установленном порядке нормативным правовым актом;

обладают определенной организационной структурой, ориентированной на выполнение стоящих перед ними задач;

для них характерна определенная самостоятельность деятельности;

всегда действуют от имени государства;

наделяются специальной компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными для обеспечения успешного выполнения возложенных на них задач;

их деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.

Орган исполнительной власти представляет собой самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в экономической, административно-политической, социально-культурной сферах государственного управления.

Орган исполнительной власти обладает следующими чертами: орган государственной власти; публичное учреждение, созданное для осуществления функций исполнительной власти; наделен юридически-властными, государственно-властными полномочиями для проведения в жизнь законодательства РФ; коллектив государственных служащих, осуществляющих целенаправленное воздействие; самостоятельность; обладает компетенцией; территориальный масштаб деятельности; в пределах своей компетенции издает правовые акты и обеспечивает их выполнение; постоянная, конкретная непосредственно организаторская деятельность, которая по своему характеру является исполнительно-распорядительной; имеет определенную организационную структуру (функциональные подразделения) и штаты; наименование; несет ответственность, юридическое лицо, бюджетное финансирование; гербовая печать.

Под органом исполнительной власти стоит понимать учреждение (юридическое лицо), созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным: организационно, функционально, юридически.

Действующее законодательство, опирающееся на Конституцию РФ, не отказывается от выработанных административно-правовой теорией и практикой понятий, необходимых для характеристики того вида государственной деятельности, который в наши дни предназначен для осуществления в различных сферах нашей жизни исполнительной власти. В силу этого, говоря об органах исполнительной власти, подразумеваются (несмотря на их новое наименование) органы государства, осуществляющие от его имени государственно-управленческую деятельность. Значит, есть все необходимые основания не забывать о том, что они являются органами государственного управления.

Следовательно, орган исполнительной власти это всегда исполнительный орган (орган государственного управления), но не всякий орган государственного управления признается органом исполнительной власти.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 4. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства | Вопрос 3. Внутренняя структура органов государственного управления. Типы руководства и их административно-правовое закрепление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.