Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Убеждение и принуждение как методы управления

 

Убеждение и принуждение являются базовыми, основными методами государственного управления. Как правомерно полагал В.Ф. Волович между ними сложно провести четкую грань, поскольку убеждение включает в себя определенный момент, аспект принуждения, а методы принуждения, в свою очередь, содержат правовые ограничения как сдерживающие, так и стимулирующие, кроме того угроза административного наказания, в известно степени побуждает, стимулирует к положительным поступкам.

Социальное назначение и эффективность этих методов определяются тем, что они:

а) обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества;

б) должны находиться в неразрывном единстве;

в) зависят от того, насколько правильно, социально адекватно отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества;

г) основаны на соотношении убеждения и принуждения, обусловливаемом сущностью и состоянием общества и государства, которое может быть тоталитарным, полицейским или демократическим, правовым.

Цель убеждения сводится к тому, чтобы обеспечить добровольное, сознательное, свободное от внешнего воздействия соблюдение законности, правопорядка. Принятие решений субъекта, его поведение сформированное в рамках воздействия этого метода должно согласовываться с их внутренними убеждениями. В административно-правовой литературе обращается внимание на то, что такой эффект может быть обеспечен только посредством применения следующих видов мер: стимулирующих, воспитательных и разъяснительных.

Стимулирующие в свою очередь подразделяют на: экономические - применяются в основном в отношении хозяйствующих субъектов (налоговые, финансовые льготы, квотирование, кредитование, особые режимы осуществление отдельных видов деятельности и т.д.); организационные – упрощение существующих юридических процедур (бухгалтерский учет, регистрационная и экспертная деятельность); социальные – льготирование социально-нуждающихся граждан (пострадавших от ЧС, пожилым лицам); поощрения – может быть моральным, материальным, смешанным.

Воспитательные меры призваны обеспечить воздействие на сознание, взгляды, чувства, прежде всего, физических лиц. Имеет недостаточное распространение в административном праве. Воспитание широко используется в трудовом праве и экологическом праве, проявляя себя как одно из основных направлений правового воздействия на соответствующие общественные отношения.

Разъяснительные меры выражаются в проведении публичных мероприятий, касающихся инструктажа, выступлений, выпуске листовок, интервью с должностными лицами и т.д. По мнению А.П. Алехина перечисленные меры есть не что иное как формы реализации метода убеждения.

Государство, обеспечивая защиту права и свобод отдельных граждан, интересов общества в целом, принуждает лиц, не поддающихся убеждению, к соблюдению правопорядка. Для этого предусмотрены и установлены различные виды ответственности за совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия. Возникает необходимость применения принуждения.

Принуждение подразделяется на физическое и психическое (угроза, страх наступления неблагоприятных последствий). Его цель - заставить конкретные субъекты права соблюдать предписания или воздержаться от определенных действий. Принуждение является методом, формирующим состояние подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое действие. Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, нередко внешнем сопротивлении.

Принуждение выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся: меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной); меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного характера, принудительное медицинское освидетельствование).

Выделяются следующие признаки принуждения: является правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия.

Ю.А. Дмитриев полагает, что принуждение эффективно лишь в случае, когда применяется к меньшинству, принуждение является крайним случаем в достижении цели управления, принуждение должно быть нормативно-обоснованным и исключать произвол государства и его органов.

По мнению Козлова назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом принуждение содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10. Методы государственного управления | Вопрос 3. Административное принуждение, его особенности. Органы, применяющие административное принуждение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.