Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные фазы кризиса организации (предприятия)

Как уже упоминалось, кризис – неотъемлемая тенденция развития организации, поэтому важно не пропустить зарождение или угрозу возникновения кризиса. Кризис в своем развитии проходит несколько фаз. Если «просмотреть» наступление первой фазы, то кризис переходит на следующую и так далее, а это только ухудшает ситуацию.

Фазы кризиса предприятия:

1. Снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле). Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития.

Причины снижения рентабельности продаж предприятия (и основного производства) целесообразно разделить на две группы:

1) структурно-технологические (связанные с нарушениями в инвестиционном процессе), в т.ч.: отсутствие (или быстрое сокращение) рынков сбыта профильной продукции; неконкурентоспособность продукции (по сравнению с отечественными и импортными аналогами) вследствие морального износа основного капитала, т.е. устаревания технологии и конструкции; роста норм текущих затрат (сверхпроектного уровня), вызванного физическим износом основного капитала;

2) организационно-экономические (связанные с нарушениями в организации и управлении предприятием), в том числе: низкий уровень организации производства и труда, а также маркетинга и сбыта; повышенная нагрузка на основное производство со стороны нерентабельных производственных структур предприятия.

Решение проблемы снижения рентабельности может лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия), так и тактического (снижение издержек, повышение производительности).

2. Убыточность производства. Следствием служит уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются – в противном случае сразу наступает третья фаза). Решение проблемы находится в области стратегического управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия.

3. Истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств на проведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачи кризис переходит в четвертую фазу.

4. Неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и (или) банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.

Для третьей и четвертой фаз характерны экстремальные условия функционирования предприятия. Основным моментом здесь является наступление неплатежеспособности предприятия. Активно применяется тактическое управление, стратегических целей не ставят. Именно вывод предприятия из состояния неплатежеспособности и является объектом антикризисного управления.

Где стратегическое управление и планирование – это детальный и всесторонний комплексный план развития компании на будущее (от 5 лет и более). Решает четыре задачи:

1. Распределение (учет и экономия) финансовых ресурсов с тем, чтобы инвестировать их в новые проекты.

2. Создание новых организационно-технических, операционных, производственных систем + поиск и налаживание контактов с клиентами, партнерами; изучение потребительского рынка.

3. Совершенствование системы управления и контроля.

4. Развитие бизнеса.

Соответственно в условиях кризиса вышеперечисленные задачи не решаются.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кризис организации (предприятия): сущность | Виды кризисов предприятия, процесс их развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.