Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели оценки качества услуги

Классы качества обслуживания

Качество обслуживания

 

Одним из основных аспектов, который должен приниматься во внимание при проектировании сетей NGN, является обеспечение качества обслуживания. Специфика пакетных сетей состоит в том, что, в отличие от сетей с коммутацией каналов, в одном и том же информационном потоке может передаваться разнородный трафик. При этом каждый из типов трафика характеризуется рядом критичных и некритичных параметров. Для передачи голосового трафика через пакетные сети вводится понятие классов обслуживания, позволяющих оценить качество предоставления услуги в пакетной сети. Определение качества обслуживания в настоящий момент является субъективным и базируется на методе экспертных оценок, т. е. априори невозможно абсолютно гарантировать, что при проектировании сети будут заложены сетевые характеристики, позволяющие однозначно обеспечить требуемое качество. С другой стороны, пакетные сети имеют развитые механизмы обеспечения качества обслуживания, использование которых позволяет влиять на предоставление услуг связи в процессе эксплуатации. При этом имеется в виду, что технические характеристики сети позволяют использовать такие механизмы.

 

В общем случае могут быть определены четыре класса сквозного (из конца в конец) QoS. Принимаются во внимание как сетевые, так и терминальные характеристики.

¨ Высший. Это тип услуги телефонии с потенциалом, достаточным для того, чтобы предоставить пользователям услуги качество, эквивалентное или превышающее предоставляемое ТфОП. Внедрение подразумевает использование широкополосных (обрабатывающих аналоговые сигналы с полосой более 3,1 кГц) кодеков, а также наличие разработанных в соответствии с требованиями QoS сетей IP в окружении локальных вычислительных сетей (ЛВС, Интранет). Данный класс обслуживания следует считать желательным для предоставления услуг телефонии.

¨ Высокий. Это тип услуги телефонии с потенциалом, достаточным для того, чтобы предоставить пользователям услуги качество, подобное предоставляемому ТфОП (или самыми совершенными системами беспроводной подвижной телефонии в хороших условиях передачи радиосигнала, например, сетями GSM с кодеками EFR либо соответствующими Рекомендации МСЭ-Т G.726). Внедрение подразумевает наличие разработанных в соответствии с требованиями QoS сетей IP с оптимизацией использования полосы пропускания (Интранет). Данный класс обслуживания следует считать минимально допустимым для предоставления услуг телефонии подавляющему большинству пользователей (не менее 85 % общего количества обслуживаемых пакетной сетью телефонных соединений).

¨ Средний. Это тип услуги телефонии с потенциалом, достаточным для того, чтобы предоставить пользователям услуги качество, подобное общепринятому для услуг беспроводной подвижной телефонии, например, подобное качеству услуг сети GSM с использованием кодеков FR. Внедрение подразумевает наличие разработанных в соответствии с требованиями QoS сетей IP, в которых потери или задержки из конца в конец не могут контролироваться достаточно жестко. Данный класс обслуживания следует считать допустимым для предоставления услуг телефонии ограниченному числу пользователей по индивидуальным договорам или соглашениям (не более 10 % общего количества обслуживаемых пакетной сетью телефонных соединений).

¨ Доступный. Этот тип услуги обеспечивает приемлемое для использования качество, но без гарантии характеристик соединения. Могут наличествовать периоды значительного ухудшения качества речевой связи и увеличения задержек из конца в конец, которые отрицательно влияют на диалоговую интерактивность в целом. Внедрение подразумевается на базе сетей IP, разработанных без учета требований QoS, например Интернет (общего пользования). Данный класс обслуживания следует считать допустимым для предоставления услуг телефонии в исключительных случаях при обязательном предварительном согласовании с пользователем и в экстренных ситуациях (не более 5% общего количества обслуживаемых пакетной сетью телефонных соединений).

Для оценки качества надлежит использовать следующие основные показатели оценки качества услуги: качество услуги передачи речи и качество услуги доставки информации.

Основными качественными характеристиками являются:

- суммарная задержка передачи речевой информации (из конца в конец);

- время установления соединения;

- вероятность потери пакетов;

- субъективная оценка качества речи пользователем по пяти балльной системе (Mean Opinion Score - MOS) в соответствии с Рекомендацией МСЭ Р.800 и Р.830.

В целях обеспечения требуемого качества передачи речевой информации каждый из вышеупомянутых классов определяется тремя количественными характеристиками:

- общей оценки качества передачи (R);

- качеством речи, воспринимаемым слушателем (качеством одно сторонней неинтерактивной передачи речи из конца в конец);

- задержкой из конца в конец (односторонней).

Системы, которые считаются удовлетворяющими определенному классу QoS, должны соответствовать всем трем определенным для конкретного класса характеристикам на 95 % соединений.

Определение не относящихся к речевому качеству количественных характеристик, например, времени установления соединения, следует считать предметом дальнейших исследований.

На рис. 3.1 показана связь между классами QoS и категориями качества передачи речи, определенными Рекомендацией МСЭ-Т G.109.

Взаимосвязь между общей оценкой качества передачи (R) и восприятием качества пользователем определяется в соответствии с табл. 3.1 (Рекомендация МСЭ-Т G.109).

Таблица 3 1 Категории качества передачи речи согласно МСЭ-Т G. 109

Общая оценка качества передачи 90≤R<100 80≤R<90 70≤R < 80 60≤R<70 50≤R<60
Степень удовлетворе ния пользователя Высокая Удовлетворительная Некоторые пользователи не удовлетворены Многие пользователи не удовлетворены Почти все пользователи не удовлетворены

 

Спецификации задержек из конца в конец (в одном направлении) для классов QoS приведены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 Задержка из конца в конец

Kлacc QoS 4 (высший) 3 (высокий) 2 (средний) 1 (доступный)
Задержка < 100 мс < 100 мс < 150 мс < 400 мс

Время установления соединения (Call Set-up Time) определяется как «Задержка после набора» (Post Dial Delay). Подробные спецификации для времени установления соединения еще являются предметом исследований, но в качестве стартовой точки для их определения может использоваться ссылка на Рекомендацию МСЭ-Т Е.721.

Указанная Рекомендация для задержки после набора определяет следующие средние значения:

- местный вызов - менее 3 с;

- междугородный вызов - менее 5 с;

- международный вызов - менее 8 с.

Далее определяется распределение параметров характеристик из конца в конец классов QoS между терминалом и сетью.

В таблице 3.3 приведены основные параметры, влияющие на качество передачи речи из конца в конец, а также их отношение к терминалу и/или сети. Подразумевается применение эхокомпенсации.

Таблица 3.3 Основные параметры качества передачи речи и их отношения

Параметр Отношение к:
терминалу сети
Тип кодека Да Нет
Потери пакетов Нет1 Да
Задержка Да2 Да3
Вариации задержки Нет4 Да5

Примечания:

- подразумевает емкость джиттерного буфера, достаточную для избежания потерь пакетов из-за переполнения;

- обусловлено кодированием/пакетизацией речи и буферами вариации задержки;

- обусловлено процедурами маршрутизации/распространения на сети;

- подразумевает, что все вариации задержки от передатчика включены в значение задержки терминала;

- вариации задержки вносятся сетью, но компенсируются терминалом.

Анализ таблицы 3.3 показывает, что (с некоторыми упрощениями) три из четырех параметров - тип кодека, потери пакетов и вариации задержки - связаны либо только с терминалом, либо только с сетью. Это означает, что сквозные допуски на эти параметры можно целиком отнести к соответствующему элементу. С другой стороны, задержка связывается как с терминалом, так и с сетью, поэтому допуск для нее следует распределять между ними.

С учетом того, что суммарная задержка из конца в конец складывается из:

- задержки кодирования и пакетизации речевого сигнала;

- задержки маршрутизации на сети;

- задержки распространения сигнала;

- задержки, зависящей от емкости буфера вариации задержки,а также того, что джиттер вносится сетью, но компенсируется терминалом, становится очевидным, что задержка на терминале является фиксированной, а задержка на сети есть функция расстояния и количества этапов маршрутизации.

Поэтому для использования различных схем кодирования и пакетизации речевого сигнала в соответствии с величиной задержки определены три «режима» функционирования терминалов - А, В и С, рассмотренные в табл. 3 4. В данном контексте величина задержки на терминале учитывает задержки, вносимые операциями кодирования, декодирования и пакетизации, но не учитывает влияние операции компенсирования джиттера.

Таблица 3 4 Определение режимов функционирования терминалов

Режим Задержка Применимость
А < 50 мс Позволяет использовать речевые кадры малой длительности и малое число кадров в каждом пакете IP
В < 75 мс Позволяет использовать речевые кадры большей длительности и/или малое число кадров в каждом пакете IP
С < 100 мс Позволяет использовать речевые кадры большей длительности и большое число кадров в каждом пакете

 

С учетом влияния потерь пакетов и вариаций задержки, но без учета задержек распространения и маршрутизации, определяются три «класса» сетей - I, II и III, рассмотренные в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5 Определение классов сетей

Класс Потери пакетов Вариация задержки
I < 0,5 % < 10 мс
II < 1 % < 20 мс
III < 2% < 40 мс
Примечание. Значения для потерь пакетов приведены по результатам субъективного тестирования качества речи.

 

В таблице 3.6 указаны задержки распространения и маршрутизации для конкретных классов QoS. Данные приведены в соответствии с определенными в таблицах 3.4 и 3.5 режимами функционирования терминалов и классами сетей, а также с учетом того, что сумма задержки маршрутизации на сети и задержки распространения равна суммарной задержке для определенного класса QoS за вычетом задержек кодирования и пакетизации речи и задержки на компенсацию джиттера. Задержка на компенсацию джиттера принимается как минимум равной вариации сетевой задержки.

Таблица 3.6 Задержки распространения и маршрутизации для конкретных классов QoS, режимов функционирования терминалов и классов сетей

 

 

Класс сети Класс QoS Режим функционирования терминала
А В С
I Высокий 40 мс 15 мс X
  Средний 90 мс 65 мс 40 мс
  Доступный 340 мс 315 мс 290 мс
II Высокий 30 мс 5 мс X
  Средний 80 мс 55 мс 30 мс
  Доступный 330 мс 305 мс 280 мс
III Высокий 10 мс X X
  Средний 60 мс 35 мс 10 мс
  Доступный 310 мс 285 мс 260 мс
Примечание. «X» означает, что для данного сочетания режима функционирования терминала и класса сети класс QoS определить по задержкам невозможно.

Итоговые нормы в части качества предоставления базовой услуги телефонии представлены в таблице 3.7 для определенных ранее высшего и высокого классов обслуживания. Средний и доступный классы обслуживания не должны использоваться для предоставления базовой услуги телефонии. Услуга телефонии может предоставляться с показателями среднего и доступного классов обслуживания только при аварийных ситуациях в сети.

Таблица 3.7 Требования к качеству предоставления базовой услуги телефонии

Нормы и оценки Класс обслуживания
высший высокий
Сетевые задержки <100 мс, задержка из конца в конец - не более 200 мс <150 мс, задержка из конца в конец - не более 250 мс
Вероятность потери пакетов < 0,5% < 1 %
Вариации задержек < 10 мс < 20 мс
Время установления соединения < 3 с для местного вызова, < 5 с для междугородного вызова, < 8 с для международного вызова
Общая оценка качества передачи 90< R < 100 80 £ R < 90
Степень удовлетворенности пользователей Очень удовлетворительное качество Удовлетворительное качество

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Протоколы маршрутизации и управления | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.