КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глобалистика как направление научных исследований
Для АП-09, ТП-09, АТ-09, МХ-09-21
7 лекций, 5 семинаров. Зачет. Ответ (5б.)+тест (35 б.)+защита презентации по теме (30 б.). Пропуски – нежелательны. Отработка.
Запишите: ЛЕКЦИЯ № 1. Тема: «Основные положения учения о глобальных проблемах современности». 1. Глобалистика как направление научных исследований. 2. Понятие о глобальных проблемах современности и признаках глобальных проблем. 3. Классификация глобальных проблем современности и их взаимосвязь. Литература: 1. Габдулхакова Р.В., Махов А.А. Глобальные проблемы современности: Учебное пособие для студентов вузов. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2000. Это пособие является центральным по курсу «Глобальные проблемы современности». Там на стр. 42-54-й приведена литература, рекомендуемая для подготовки к семинарским занятиям, для работы над рефератами и заданиями научно-исследовательского характера. 2. Абдуллин А.Р. Основы глобалистики: Учебное пособие. Уфа: РИО БАГСУ, 1999. Также вы можете пользоваться другими учебниками и учебными пособиями, которые найдете. В том числе широко используйте литературу по философии и обществознанию. В Интернете много учебников по обществознанию и ГПС. Их можно скачивать и готовиться по ним.
К числу исторических тенденций, характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Глобальность может быть определена как ряд процессов, которые составляют единый мир. На рубеже 60-70-х годов ХХ века оформилось новое научное направление под названием глобалистика (global studies), которое изучает целостность мира (человечества, общества). Слово "глобалистика" происходит от латинского слова globus – шар. Объектом исследования науки глобалистики является человечество как глобальное системное образование, для которого характерны принципиально иные механизмы и закономерности развития, нежели для отдельных обществ, из которых человечество складывается. На современном этапе развития общества глобалистика как наука с собственным объектом исследования и соответствующими ему методами находится в стадии становления. Основными задачами глобалистики как науки являются: 1. Изучение структуры человечества как системы. Человечество рассматривается в глобалистике как образование триединого характера: единство природного, социального и духовно-преобразующего начал. Каждой исторической форме существования человечества соответствует определенное соотношение элементов этой структуры, и свое доминирующее начало. Так, до эпохи неолита господствовало природное начало. Древнейший человек сам «встраивался» в превосходящую его по силам природу, умеренно присваивал готовые продукты природы, и это не наносило природе и окружающей среде ощутимого ущерба. Человек не противостоял природе, а «растворялся» в ней, совершенствуя себя сообразно ее законам. В эпоху неолита (8-3 тысячелетия до н.э.) и рождения цивилизации происходит переход от доминирования природного начала к доминированию социального начала над природным. С началом производящей деятельности, ростом обмена и торговли при натуральном хозяйстве человек из существа, подвластного природе, постепенно превращается в существо, тождественное ей, способное к творчеству. Со Средневековья и эпохи Возрождения начинается ориентация человека на возвышение над природой. Социальная доминанта в истории человечества окончательно закрепляется в эпоху промышленной революции. Социальные отношения в обществе строятся на принципах неравенства, связанных со стремлением создать материальные и политические «орудия» господства и подчинения. В этот период доминанта социального начала разрушает природное начало и начинает угрожать существованию человека и человечества в целом. Сегодня все более очевидной становится задача поиска новых принципов существования человеческого сообщества, основанных не на доминировании, а на интеграции всех начал, и. безусловно, усиления роли духовно-преобразующего начала. Поэтому первую задачу глобалистики можно сформулировать и так: выявление оптимального соотношения природного, социального и духовного начал в сохранении и развитии современного глобального мира. 2. Второй важной задачей глобалистики является изучение возможностей выживания и сохранения человечества, механизмов обеспечения целостности человечества. В состав человечества входят разнородные и разнотипные единицы – от этносов и государств до индивидов и цивилизаций. Все они вступают в разнообразные отношения (экономические, политические, духовные и так далее). Однако, наряду с глобальными в обществе продолжают действовать и другие тенденции. Глобализация вовсе не означает, что складывающийся мировой порядок идет «ко все большей цельности и гомогенности (однородности)», как полагают некоторые исследователи. Глобализация сегодня сопровождается одновременно процессами разъединения, расслоения и даже атомизации человеческого сообщества (когда каждый живет как бы «сам по себе»). Последнее означает тенденцию разрыва социальных связей между людьми. Наличие этих противоречий позволяет говорить о неравновесном характере планетарного организма (А. Неклесса), где парадоксальным образом глобализация сочетается с растущим многообразием процессов и элементов человечества как целостности. Возникновение глобальных проблем доказывает, что современный мир является целостным. Поэтому третьей задачей глобалистики является изучение неравновесного характера планетарного организма. Четвертой задачей глобалистики является изучение комплекса проблем и противоречий, порождаемых процессами глобализации, в особенности тех проблем, которые угрожают будущности человеческого сообщества. Кроме того, глобалистика занимается моделированием возможного развития этих процессов и путей предотвращения или снижения риска глобальных катастроф. При зарождении и в процессе становления в глобалистике выявились три основных направления, изучающие определенный набор и профиль глобальных проблем: - социологическое, включающее изучение экономических и политических мироотношений, где интенсивно исследуется проблема глобализации микроэкономических связей и мирового политического порядка; - антропоэкологическое с акцентом на отношения человечества и природы, которое позволяет рассматривать проблемы выживания человеческого рода, эволюционных экологических кризисов; - культурологическое, исследующее современную и классические цивилизации и делающее упор на проблемы глобализации культур и возможности рождения глобальной культуры как таковой, на взаимодействие цивилизаций и роль доминирующей, "центральной" цивилизации, на описание контуров и признаков мировой (или общечеловеческой) цивилизации. Все эти подходы представляют широкий подход к глобальности современного мира. Большинство же тех, кто исследует человеческое (глобальное) сообщество предпочитают определять глобалистику в более узком смысле: в узком смысле она трактуется как междисциплинарное исследование глобальных проблем современности – природных и общественных. Специалисты по-разному определяют содержание таких проблем, однако, главными из них являются такие проблемы, как: экологическая проблема, энергетическая проблема, сырьевая проблема, продовольственная проблема, демографическая проблема и некоторые другие. Данный спектр проблем является уже общепризнанным.
Поскольку читаемый курс называется «Глобальные проблемы современности», то мы будем понимать глобалистику в ее узком смысле, то есть как междисциплинарное исследование глобальных проблем современности – природных и общественных.
Далее переходим ко второму вопросу.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |