Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 34 Общественная мысль об историческом месте и судьбах России. Чаадаев, Герцен, славянофилы и западники в 30-е – 50-е годы. 3 страница


Таким образом, реформы, проведённые Александром II, были серьёзным политическим шагом, позволившим значительно ускорить темпы экономического развития России и сделать первые шаги по пути демократизации политической жизни общества. Однако эти решения были половинчатыми как по объективным причинам (невозможность мгновенного внедрения развитых капиталистических форм в экономику и политику), так и по субъективным (боязнь ослабления самодержавной власти).

Буржуазные реформы 60-70-х годов не могли быть решительными и последовательными потому, что господствующим классом было феодальное дворянство, мало заинтересованное в буржуазных преобразованиях и своей замене.

Зависимость от иностранного капитала мешала экономической и политической самостоятельности России на международной арене, а феодальные пережитки в экономике не позволяли добиться современного уровня производительности труда и демократичных отношений между владельцами предприятий и рабочими.

Главный социально-экономический вопрос - о земле - был решён не в пользу самого многочисленного слоя производителей-крестьян. Ограбленные и разорённые массы крестьянства хлынули в города, обостряя до крайности противоречия между трудом и капиталом. Возникла революционная ситуация. Лозунг ликвидации помещичьего землевладения стал лозунгом последовавших затем трёх русских революций.

 

40.РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В

Развитие культуры во второй половине 19 в. проходило в условиях утверждения капитализма, научно-технического прогресса и возрастания потребностей общества в образовании и просвещении. Большое влияние оказывала также активизация общественной жизни.

Сложность социально-политической ситуации в России, связанная с периодом реформ (1860-1870-е гг.) и контрреформ (1880-е гг.), подъем общественного движения отразились в культурной жизни, где сталкивались прогрессивные и консервативные тенденции.

1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Система образования в России во второй половине 19 в. в значительной мере совершенствуется, охватывая все уровни.

1.1. Реформа начальной школы, начатая в 1864 г. на основе «Положения о начальных народных училищах», являлась необходимой составной частью реформ Александра II. Начальное образование осуществлялось в школах различных типов.

1.1.1. Государство создавало т.н. «министерские» школы, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

1.1.2. Лучшими считались земские школы, организовывавшиеся земствами на свои средства.

1.1.3. Церковно-приходские крестьянские школы, число которых стало возрастать с 1880-х гг., создавались при церковных приходах. Здесь наряду с законом божьим обучали письму, чтению и счету;



1.1.4. С 1870-х гг. в городах на частные пожертвования стали возникать воскресные школы для взрослых, свидетельствовавшие о возросшем интересе к образованию.

1.1.5. В деревенских школах грамотности на добровольные пожертвования крестьян преподавали грамотные односельчане.

В результате к концу прошлого века в почти 80 тыс. школ всех типов обучались более 3,5 млн. учеников. По переписи 1897 г. грамотными являлись уже 22% населения, что представляло собой значительное достижение по сравнению с 2-3% в середине 19 в.

1.2. Среднее образование также подверглось реформированию, но успехи здесь носили более ограниченный характер.

1.2.1. Реформы. В соответствии с «Уставом о гимназиях 1864 г.», были созданы семиклассные классические и реальные гимназии, а затем в ходе проведения военных реформ - военные гимназии, но они не могли удовлетворить потребности городского населения в образовании; число учащихся оставалось низким. Значительным достижением было введение женских гимназий и прогимназий.

1.2.2. Контрреформы 1880-х гг. привели к понижению статуса реальных гимназий, преобразованных в реальные училища, выпускники которых лишились права поступления без экзаменов в технические ВУЗы. Кроме того, в соответствии с циркуляром «о кухаркиных детях», министр народного просвещения И.Д. Делянов рекомендовал не допускать в классические гимназии представителей «городских низов» - детей слуг, прачек, кучеров, мелочных торговцев и т.п.

Одновременно развивалось специальное образование - наряду с ремесленными училищами, создавались фабрично-заводские, горные, речные школы.

1.3. Успехи в области высшего образования были более существенными, т.к. оно было непосредственно связано с развитием производства.

В 1862 г. был открыт университет в Одессе, а в 1888 г. благодаря усилиям торгово-промышленных кругов Сибири - Томский университет - первый за Уралом.

30 специальных высших учебных заведений - технологические, политехнические и т.п. институты были открыты в крупных промышленных центрах России. Для подготовки преподавателей народных школ возникали новые учительские институты и семинарии. В Москве и Петербурге организовались две консерватории.

Открылись первые высшие учебные заведения для женщин - прежде всего Высшие женские курсы в Петербурге, называвшиеся «Бестужевскими» по фамилии их первого директора К.Н. Бестужева-Рюмина.

Несмотря на противоречивость осуществляемых мероприятий, их некоторую непоследовательность, достижения в области образования были очевидны.

1.4. Просвещение. Музеи. Библиотеки. Книгоиздание. Пресса

Выросло количество книжных издательств, что свидетельствовало о росте общественного сознания. Издавались книги научные, естественнонаучные, учебники, небольшими тиражами художественная литература. Известные издательства Ф.Ф. Павленкова, И.Д. Сытина специализировались на издании массовой демократической книги.

Все более возрастало значение периодических изданий в общественно-культурной жизни общества. Число издававшихся журналов выросло в 1861-1900 гг. с 7 до 100; газет, в том числе провинциальных, - со 104 до 800.

Среди журналов демократического направления продолжал играть большую роль «Современник». Выразителем идей русского либерализма стал «Русский вестник» М.Н. Каткова; к либеральному направлению был близок «Вестник Европы» М.М. Стасюлевича.

Расширилась сеть культурно-просветительных учреждений. Количество публичных библиотек в России к концу века составило свыше 500. Более 3 тысяч библиотек и читален принадлежали земствам.

Публичная библиотека в Москве существовала с 1862 г., основу её составила коллекция книг и рукописей Н.П. Румянцева. Большой популярностью пользовалась публичная, частная, бесплатная Библиотека Г.А. Черткова, открытая в 1863 г.

Музеи стали неотъемлемой частью культурной жизни общества. Еще в предшествующий период П.М. Третьяков начал собирать коллекцию картин русских художников и древнерусской живописи. В начале 80-х годов Галерея была открыта для посетителей, а в 1893 г. Третьяков передал ее в дар Москве.

В 1894 г. в Москве был открыт Литературно-художественный музей, фонды которого составила коллекция А.А. Бахрушина по истории русского и западноевропейского театра.

В целом в этот период было создано около 80 музеев по всей стране, причем их характер был весьма разнообразен: художественные, исторические, естественнонаучные, промышленные и т.д.

Большую роль начинают играть всевозможные выставки. Ярким явлением в культурной жизни России того времени были Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде; выставка художников-передвижников и другие.

НАУКА И ТЕХНИКА

Российская наука во второй половине 19 в. стала неотъемлемой частью мировой науки, открытия во многих ее областях имели общепризнанное значение. Исторические условия и потребности времени сделали необратимым процесс разделения науки на фундаментальную ее часть, основанную на теоретических изысканиях, и практическую, прикладную, связанную с экспериментальной деятельностью.

Естественные науки.

В области физики. Во второй половине столетия достижения российских ученых А.Г. Столетова, Н.А. Умова и др. соперничали с мировыми.

В области химии на вторую половину 19 в. приходятся наиболее значительные открытия. А.М. Бутлеров создал теорию химического строения, доказав, что свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Д.И. Менделеев в 1869 г. открыл один из основных законов естествознания - периодический закон химических элементов.

Математика были представлены трудами П.Л. Чебышева, много сделавшего для развития математического анализа и теории чисел, С.В. Ковалевской и А.М. Ляпунова.

Биологические и медицинские науки стали предметом особого внимания. Это объясняется и практическими потребностями, распространением материализма и приходом в науку разночинской интеллигенции.

Основным трудом основателя русской физиологической школы И.М. Сеченова стала работа «Рефлексы головного мозга», где ученый доказал, что психические процессы обусловлены физиологическими явлениями. В этот период начал работать будущий нобелевский лауреат И.П. Павлов.

И.И. Мечников создал научную школу, являясь основоположником сравнительной патологии, иммунологии и т.д.

Труды естествоиспытателя К.А. Тимирязева, положили основание научной школе физиологии растений.

Географические экспедиции второй половине 19 в. имели большое научное значение. Русские путешественники исследовали те страны, которые находились на большом расстоянии и воспринимались русскими людьми как нечто экзотическое: Индонезия, Эфиопия, Тибет, Тянь-Шань, Монголия, Филиппины и т.д. Дневники путешественников, их исследования представляли большой интерес не только для России, но и для мировой науки. Имена Н.П. Миклухо-Маклая, П.П. Семенова - Тянь - Шанского, Н.М. Пржевальского известны во всем мире.

Техника. Связь науки с практикой являлась отличительной особенностью второй половины 19 в., когда появлялись все новые и новые технические открытия, многие из которых имели мировое значение. Электротехники А.Н. Ладыгин и П.Н. Яблочков своими изобретениями положили начало первой практически применимой системе электрического освещения. А.С. Попов на два года раньше итальянца Маркони изобрел радио.

Гуманитарные науки.

Интерес к отечественной истории, сложившийся в предшествующий период, стал традиционным. Огромное влияние на тогдашнее общество оказал 29-томный труд С.М. Соловьева «История России с древнейших времен». Свою концепцию в курсе лекций изложил В.О. Ключевский. Выдающиеся историки Н.И. Кареев, П.Г. Виноградов, М.М. Ковалевский разрабатывали проблемы всеобщей истории.

В этот период возникла оригинальная русская философия. Она развивалась в русле идеалистического миропонимания. Крупнейшим философом этого времени был ученик П.Д. Юркевича религиозный мыслитель В.С. Соловьев. Он создал теорию всеединства, оказавшей большое воздействие на развитие философии в начале 20 в. В том же русле развивалось творчество К.Н. Леонтьева, В.В. Розанова, Н.Ф. Федорова и др.

Одновременно материалистическая философия заняла прочное место в работах литераторов и публицистов Н.Г. Чернышевскего, ставшим идейным лидером радикально настроенной молодежи, Д.И. Писарева, а также представителей марксистской мысли, прежде всего Г.В. Плеханова.

Быстро развивались филологические науки благодаря усилиям В.И. Даля, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Я.К. Грота и др.

Научные организации в это время представляли хорошо организованную систему, способствующую развитию научной мысли. Академия наук сохраняла статус высшего учреждения. Университеты и специальные высшие учебные заведения превращались в научные центры. Научные общества создавались по разным отраслям науки в центре и в регионах. Съезды специалистов стимулировали дальнейшие исследования.

ЛИТЕРАТУРА

В этот период литература еще более тесным образом была связана с социальными проблемами, остро реагируя на злободневные вопросы современности.

Особенности литературы второй половины XIX в.

Критический реализм. Вторая половина столетия явилась временем утверждения метода реализма в литературе. Русские писатели, в некоторой мере под влиянием идей народничества, не только отражали происходившие в жизни события, но и пытались разобраться в причинах существующих несправедливостей. Характерными являлись названия произведений Чернышевского и Герцена «Что делать?» и «Кто виноват?». Именно в литературе не только ставились вопросы, волновавшие общество того времени, но и предлагалось их решение. Этим художественная литература в значительной степени выполняла функции общественных наук, политической мысли. Так, одной из важнейших тем, как и в общественно-политической мысли, являлось положение русской деревни.

Психологизм. Для русской литературы этого периода характерно обращение к внутреннему миру человека, его духовным качествам, проблемам, волнующим каждого конкретного человека, вне зависимости от того социального слоя, которому он принадлежит. Вопросы нравственности всегда были в центре внимания наиболее значительных русских писателей.

Художественное мастерство русских писателей, обогативших мировую литературу, также было на очень высоком уровне, что выделяло русскую школу. Произведения русской прозы того времени остаются непревзойденными образцами литературного мастерства.

Глубокий философский подход, тонкий психологизм, высокие эстетические требования - основные характеристики русской литературы второй половины XIX века.

На вторую половину XIX в. приходится творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, А.П. Чехова и других выдающихся русских писателей, чье творчество известно далеко за пределами нашей страны.

Основу творчества Ф.М. Достоевского(1821-1881), писателя, публициста, мыслителя, одного из известнейших в мире гуманистов, составляли проблемы смысла жизни, добра и зла, рассудка и морали, сущности человеческого существования, место человека в мире, обществе. Важное место в его творчестве занимали религиозно-этические проблемы.

Л.Н. Толстой (1828-1910), писатель, крупнейший мыслитель, гуманист стал создателем религиозно-философского учения, в центре которого находилась «истинная религия» всеобщей любви, добра, ненасильственного сопротивления злу. В творчестве Толстого поднимались и рассматривались проблемы смысла жизни, единства божественного и человеческого, роли религии в жизни человека, сути искусства и т.д.

Проблемы нравственного развития личности, общественные катаклизмы эпохи, создание образов новых людей - характерные черты творчества И.С. Тургенева (1818-1883). В 1862 г. был опубликован его роман «Отцы и дети», в котором нашли отражение основные общественно-политические конфликты 60-х годов XIX в.

М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) силой сатиры обличал в своих произведениях нравственные и социальные пороки общества. Аллегорические образы сказок Салтыкова-Щедрина обладают высоким художественных достоинством.

Особое место в мировой литературе и драматургии занял А.П. Чехов (1860-1904). В его произведениях нашли отражение нравственные искания русской интеллигенции, большое внимание писатель уделял внутреннему миру человека. Драматургия Чехова самым тесным образом связана с историей создания и становления первого в Москве художественного общедоступного театра (МХАТ).

ЖИВОПИСЬ

Во второй половине XIX в. в русском изобразительном искусстве как и в литературе возобладали социально - реалистические тенденции, характерные для настроений интеллигенции того времени: отражение тяжелой жизни простого народа, его проблем, кризисных явлений в отечественной истории, общественных катаклизмов и т.д.

Академизм, сохранявший свои позиции, продолжал развиваться в стенах Академии художеств и базировался на консервативных началах.

Но в середине столетия в творчестве демократически настроенных художников утвердился метод критического реализма. Столкновение с академизмом привело к созданию в 1870 г. «Товарищества передвижных художественных выставок». Его участниками стали И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов., Маковский, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, Н.Н. Ге и др.

Характерными темами творчества передвижников были: тяжелая жизнь простого народа, история России в переломные моменты и т.д. Соответственно они работали в социально-бытовом, портретном, историческом, батальном, пейзажном жанрах.

Но далеко не всегда речь шла о публицистической направленности живописи передвижников. Раскрывая в своих полотнах социальные проблемы, обличая несправедливость окружающего мира, они, в то же время, много внимания (особенно И.Н. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге) уделяли в своих работах, лирическим темам, рассмотрению духовного мира своих героев, религиозной тематике.

Большая смысловая нагрузка произведений, высокий технический уровень И.Е. Репина, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, А.И. Куинджи и других выдающихся художников-реалистов того времени поставили их искусство в один ряд с мировыми шедеврами.

Новые направления. К концу столетия интерес общества к творческому методу передвижников серьезно понизился. Наступление нового этапа развития искусства - этапа перехода от простого отображения действительности к ее преображению художественным языком - ощущался в работах М. Нестерова и А. Рябушкина. Новые тенденции, созвучные общему направлению развития искусства того времени, привели к появлению таких художников, как В.А. Серов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, развивавшихся по направлению к импрессионизму и символизму в живописи. В творчестве этих художников нашли тонкое сочетание изящные художественные приемы, глубокий психологизм и философское осмысление природы, общества и человека.

Связь изобразительного искусства с социальными проблемами, народность, патриотизм, обращение к историческим темам и, одновременно, высокие эстетические требования - характеризовали развитие изобразительного искусства второй половины XIX в.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура этого периода переживала аналогичные явления, наблюдался отход от строгих принципов классицизма, утверждались новые принципы и художественные идеи.

Более заметную роль играла станковая скульптура, где определяющей стала бытовая тематика. Близко передвижникам творчество М.М. Антокольского. Большую известность в мировой культуре приобрели его серия исторических портретов «Иван Грозный», «Петр I», «Ярослав Мудрый» и др.

Эклектичность проявилась в монументальной скульптуре А.М. Опекушина (памятник А.С. Пушкину в Москве), М.О. Микешина («Тысячелетие России» в Новгороде).

Сохранялись традиции синтеза архитектуры и скульптуры, что особенно ярко проявилось при строительстве Исаакиевского собора в Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве.

АРХИТЕКТУРА

Особенности эпохи. Интенсивное развитие архитектуры было основано на том, что она связана в равной степени с двумя моментами исторического развития: с одной стороны - общественно- политической, идеологической жизнью общества; с другой - экономикой и развитием производства.

В обеих этих областях во второй половине века происходили значительные трансформации, что способствовало развитию архитектуры и градостроительства.

Изменения в социально-экономической жизни страны привели к значительному расширению направлений в строительстве: вокзалы, банки, магазины, больницы, театры, учебные заведения, административные и общественные здания, особняки, церкви и т.д. В этой ситуации использовался не один стиль, а многостилье.

Патриотизм и увлечение национальной историей привели к появлению «русского» стиля, представлявшего собой одну из разновидностей эклектики. Памятниками этого направления являются Исторический музей (архитектор В.О. Шервуд); Верхние торговые ряды в Москве (здание нынешнего ГУМа) А.Н. Померанцева, здание Московской городской думы Д.Н. Чичагова, Главный дом Нижегородской ярмарки К.А. Тона.

Для архитекторов XIX в. нормой был высокий уровень профессионализма, что позволяло им свободно решать новые задачи, связанные с планировкой зданий, использованием новых конструкций.

МУЗЫКА

О подъеме культурной жизни России XIX в. свидетельствовал расцвет музыкального искусства.

В Петербурге в 1862 г. сложилось творческое содружество композиторов, получившее название «Могучая кучка». Членами общества были М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи. В основе деятельности этой группы лежало сохранение и развитие русской национальной музыкальной культуры, соединенной с достижениями мировой музыкальной классики. Просуществовав как единая организация до середины 1870-х гг., «могучая кучка» определила направление дальнейшего развития русского музыкального искусства.

П.И. Чайковский стал признанным авторитетом мировой музыки. Оперы, балеты, симфонические и камерные произведения, созданные этим композитором, принадлежат к числу образцов самого высокого искусства. Чайковский не входил в сообщество «могучей кучки», но также использовал традиции и мотивы народной музыки и привлекал образы русской литературы.

В 1859 г. в России возникло Русское музыкальное общество, на базе которого была основана в 1862 г. Петербургская, а в 1866 г. - Московская консерватории. Во главе этого движения стоял А.Г. Рубинштейн, выдающийся пианист, дирижер, автор нескольких опер.

ТЕАТР

Одним из факторов состояния культурной жизни общества является уровень развития театрального искусства. В России во второй половине столетия театр стал неотъемлемой частью общественной жизни.

Драматическое искусство

Как и в предыдущий период главную роль играли Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге. В 1882 г. была снята монополия казенных театров, что позволило еще более расширить сеть театров и театральных трупп в России, они были созданы более чем в 100 городах.

В репертуаре театров преобладали пьесы бытового характера, имевшие в основе сложные общественные конфликты. Ведущую роль в драматургии играл А.Н. Островский, автор более чем 50 пьес. Первая пьеса Островского «Не в свои сани не садись» была поставлена на сцене Малого театра в 1852 г.

Опера и балет. В это время для русского общества становится характерным увлечение оперным искусством. Большую популярность имели оперные спектакли императорских театров - Большого в Москве и Мариинского в Петербурге. Здесь выступали как итальянские, так и русские певцы. Однако предпочтение отдавалось итальянской опере, что соответствовало вкусам тогдашней публики. Развитие русской национальной оперы связано с Русской частной оперой, основанной известным предпринимателем и меценатом С.И. Мамонтовым.

ИТОГИ

Русская культура второй половины 19 в, основываясь на достижениях предшествующего времени, достигла высочайшего уровня развития. Она развивалась в одном русле с мировыми тенденциями, на некоторых направлениях добившись более значительных успехов. Творчество ряда российских ученых, писателей, музыкантов, художников оказали огромное влияние на развитие мировой науки и искусства.

Оживлению культурной жизни способствовали активная общественная жизни, процессы демократизации, успехи в области экономики, промышленности, производства. Противоречия, свойственные эпохе в целом, нашедшие выражение в борьбе консервативного и прогрессивного, отражаются и на развитии культуры.

В этой связи, а также в соответствии с определенным этапом развития мировой, прежде всего европейской культуры, основными характеристиками российской культуры второй половины 19 в. являлись социально ориентированный характер, связь с окружающей жизнью, возвращение к национальным традициям, патриотизм.

Характерной чертой этого периода стала дальнейшая демократизация культуры. В связи с ростом грамотности, развитием образования, социальным развитием значительно расширился круг потребителей культуры и искусства. Большую роль в развитии культуры начала играть прогрессивная демократически настроенная разночинская интеллигенция.

 

41. Распространение марксизма в России во 2ой половине 19 в.

Первые шаги по изучению теории марксизма были предприняты народниками; в 1872г. В Петербурге был издан 1 том “Капитала” К. Маркса. Однако народники брали из марксизма главным образом те идеи, которые доказывали пагубные последствия развивающегося капитализма.

Первым российским революционером – марксистом был Георгий Плеханов. После выступления на демонстрации в декабре 1876г. на площади у Казанского собора он был вынужден, в 1880г. иммигрировать в Швейцарию, где со своими единомышленниками создал группу “Освобождение труда” (1883г.). Своей основной задачей группа считала распространение научного социализма, критику взглядов народничества и разработку важнейших вопросов общественной жизни России. Основные идеи, которыми руководствовалась группа, были изложены Плехановым в его работах “Социализм и политическая борьба”, ”Наши разногласия”. В этих работах главное внимание уделялось роли пролетариата в будущей российской революции, давалась критика взглядов народников.

С самого начала “О.т.” в качестве основной цели выдвинула выработку марксистской платформы российских революционеров. Члены группы (с 1883 по 1903гг.) написали и выпустили более 250 работ, ими было переведено 30 произведений К. Маркса и Ф. Энгельса.

В своих работах Плеханов писал, что Р. не может прийти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития, так как капиталистические отношения уже утвердились в Р. Задача революционеров – использовать в борьбе за освобождение нации противоречия капиталистического строя. Основной революционной силой в Р. является не крестьянство, а пролетариат (так же как и в З. Европе). Усилия революционеров должны быть направлены на политическое воспитание пролетариата. Социализм в Р. может победить только в процессе политической борьбы за государственную власть, посредством свержения самодержавия, введения конституции, установления демократических свобод, ликвидации крепостничества, т. е. демократическая революция.

Почти одновременно с “О.т.” в Р. стали появляться марксистские кружки. Один из первых кружок, организованный среди студентов Дмитрием Благоевым в 1883г. В 1884г. под его руководством было объединено 15 социал-демократических кружков. Благоевская группа пропагандировала марксизм среди рабочих Петербурга, издавалась социал-демократическая газета “Рабочий”. В 1885г. Благоев был арестован и выслан в Болгарию, в марте 1887г. группа была окончательно расформирована.

В конце 1885г. в Петербурге Павел Точинский создал марксистскую группу “Товарищество санкт-петербургских мастеровых”. Группа пропагандировала марксизм на ряде крупнейших петербургских заводов, оказывала материальную помощь забастовщикам и ссыльным. В 1888г. группа была разгромлена, а ее активные участники вошли в новую организацию, в 1889г. созданную М. Брусневым.

Группа Бруснева ставила своей задачей готовить рабочих-пропагандистов, которые могли бы вести разъяснительную и организаторскую работу среди рабочих своих же предприятий. Уже в 1890г. было создано 20 рабочих кружков, во всех рабочих кварталах Петербурга. Весной – летом 1892г. многие участники группы были арестованы.

Важное значение в развитии марксистского движения в Поволжье имела группа Николая Федосеева, возникшая в 1887г. в Казани. Ядро организации составляли студенты. Летом 1889г. Федосеев был арестован, группа разгромлена.

Процесс распространения марксизма охватил и национальные районы Российской империи. В конце 80-х – начале 90-х гг. марксистские группы возникли в Минске, Вильно, Киеве, Харькове, Тифлисе, Одессе, Ростове-на-дону и других городах.

В 1895г. создан петербургский “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”, который объединил социал-демократические кружки Петербурга. Во главе стояла организационная группа, в которую входили В. Ленин, В. Ванеев, Г. Киржановский, С. Радченко и др. “Союз борьбы” проводил агитацию среди рабочих, раздавал листовки с призывом к борьбе, как с капиталистами, так и с царским правительством. Группа взяла на себя руководство стачечной борьбой рабочих. В ноябре 1895г. ей была организованна стачка на фабрике имени Торнтона. Особенно большую роль сыграл союз в руководстве всеобщей стачкой петербургских текстильщиков летом 1876г. В декабре 1895г. руководители союза были арестованы.

Помимо народничества и ортодоксального марксизма в Р. существовал так называемые “легальные марксисты”. Они доказывали прогрессивную роль капитализма, виднейшими представителями которого были П. Струве, С. Булгаков, Н. Бердяев, М. Туган-Барановский и др. Они подвергали сомнению необходимость пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата.

 

42. Русская социал-демократия в конце XIX – начале XX вв.

В 1883г. лидеры “Черного передела” (народнической организации) создали новую группу “Освобождение труда”. Идеей основной группы стал марксизм, который связывал преодоление противоречий общественного развития с общемировым процессом развития капитализма. Пропаганда среди рабочих сразу же дала великолепные результаты. Марксисты видели в этом подтверждение правоты идей Маркса. Они не связывали активность российских рабочих с национальным самосознанием, не понимала, что результат может быть далек от желаемого.

 

 

В социал-демократическом движении в Р. с самого начала существовали различные направления. На деятельность российских марксистов сильное влияние оказала европейская социал-демократия, в которой к 90-м годам победило бернштейнианство (от фамилии лидера Э. Бернштейна), стремившееся соединить социалистические и либеральные идеалы. Бернштейн считал, что предсказания Маркса о прогрессирующем разложении средних классов на буржуазию и пролетариат, о растущем обнищании рабочих не оправдались. Средние слои не исчезли, а обнищание пролетариата оказалось характерной чертой лишь раннего капитализма, периода промышленного переворота, который к этому времени уже завершился в Европе. Затем начался период роста благосостояния, и на первое место в рабочем движении вышла борьба за демократию, социальное равенство рабочих. Главную роль в ней играло представительство в парламенте, органах местного самоуправления, участие в профсоюзном движении. Со временем эти взгляды стали господствующими в социал-демократических партиях, входивших во II Интернационал.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 34 Общественная мысль об историческом месте и судьбах России. Чаадаев, Герцен, славянофилы и западники в 30-е – 50-е годы. 2 страница | Вопрос 34 Общественная мысль об историческом месте и судьбах России. Чаадаев, Герцен, славянофилы и западники в 30-е – 50-е годы. 4 страница

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.013 сек.