Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заемная занятость

Новые формы занятости населения

Ускорение темпов развития всех сфер общественного произ­водства, ставшее следствием технического прогресса, изменения управленческих взглядов об эффективности организации, источ­ником которой является оптимизация использования ее челове­ческих ресурсов, привели к появлению новых форм занятости, в большей степени обеспечивающих гибкость бизнеса. Общими тенденциями в развитии современных организаций являются: сокращение численности постоянного персонала при увеличе­нии доли сотрудников, занятых на условиях временных трудовых договоров, частично занятых, а также работников, реализующих свои рабочие обязанности в формах заемной и дистанционной занятости, значительно отличающихся от традиционных моделей использования наемной рабочей силы.

Занятость на основе «заемного труда» представляет собой фор­му организации использования наемной рабочей силы, участни­ками которой являются работник, коммерческое кадровое агент­ство, принимающее его в свой штат, заключая временный или постоянный трудовой договор, а также организация, заключа­ющая договор с кадровым агентством о предоставлении ей во вре­менное пользование наемной рабочей силы. При этом кадровое агентство само подбирает работников, заключает с ними трудо­вые договоры и выполняет все функции работодателя — от рас­пределения по рабочим местам, оплаты труда до выплаты ком­пенсаций в связи с нетрудоспособностью.

Виды организации заемного труда:

• сезонная занятость на короткий срок;

• лизинг персонала — предоставление наемных работников, состоящих в штате кадрового агентства, в пользование пред­приятию-заказчику на длительный срок (от трех месяцев до нескольких лет).

• аутстаффинг — выведение предприятием-работодателем части своих работников из штатной структуры и передача их другой организации (кадровому агентству), которая при­нимает на себя функции работодателя. Целью таких дей­ствий является снижение издержек предприятия, связанных с содержанием персонала, в частности, за счет уменьшения расходов на оплату труда, социальное, медицинское стра­хование и др.

Использование заемной рабочей силы позволяет предприятиям в кратчайшие сроки заменять сотрудников, не справляющихся со своими обязанностями, а также временно отсутствующих (бо­лезнь, отпуск, командировка и т.п.), увеличивать или уменьшать численность наемных работников в зависимости от потребностей производства, исключить издержки, связанные с наймом и уволь­нением персонала.

Занятость на основе заемного труда является гибкой формой участия в трудовой деятельности для многих категорий граждан, испытывающих проблемы с трудоустройством: молодые люди без профессиональной подготовки, молодые матери, люди пен­сионного возраста, низкоквалифицированные безработные.

Вместе с тем применение заемного труда связано с рядом проблем в области его законодательного регулирования. На дан­ный момент Трудовой кодекс РФ не устанавливает нормативно-правовых норм и гарантий для этой формы занятости. Однако Конвенция Международной организации труда № 181 о частных агентствах занятости (Женева, 19 июня 1997 г.) содержит целый ряд норм, обеспечивающих реализацию трудовых прав «заемных работников». В частности, устанавливается и распределяется от­ветственность между частными агентствами занятости и пред­приятиями-пользователями в отношении ведения коллективных переговоров, минимальной заработной платы, продолжительно­сти рабочего времени и других условий труда, установленных за­коном пособий по социальному обеспечению, доступа к профес­сиональной подготовке, защитных мер в области безопасности и гигиены труда, возмещения ущерба, причиненного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального за­болевания, возмещения в случае банкротства и защиты требова­ний работников, охраны материнства и пособий по беременности и родам, а также льгот и пособий родителям.

Дистанционная занятость (телеработа)

Активное развитие информационных технологий объективно повлияло на формирование новой экономической среды, функ­ционирующей на основе применения современных средств вы­числительной техники, сетевых информационных ресурсов, теле­коммуникаций. Следствием этого стало появление новой формы занятости — дистанционная или телеработа.

Отличительными особенностями дистанционной занятости являются:

• пространственная, а нередко и географическая, удаленность рабочего места сотрудника от места расположения органи­зации-работодателя;

• применение различных коммуникационных техники и тех­нологий для осуществления трудовой деятельности (теле­фон, факс, компьютер, Интернет);

• гибкие режимы организации труда: гибкое рабочее время, гибкий рабочий график, гибкое расположение рабочего места и т.д.

Необходимо заметить, что дистанционная занятость не явля­ется полным аналогом надомной работы, поскольку при ее реа­лизации наблюдаются признаки как традиционных форм работы по найму, так и самозанятости. В первом случае работа выполня­ется в рамках индивидуального предпринимательства (электрон­ная коммерция). Во втором — в рамках действия трудового дого­вора между телеработниками и организацией, не отличающегося по содержанию от договоров с другими сотрудниками, при этом рабочие контакты осуществляются в реальном режиме времени, а оплата труда, обучение, продвижение и оценка таких работни­ков происходят по регламентам, применяемым организацией в области управления персоналом.

Существует несколько разновидностей дистанционной ра­боты:

1) надомная телеработа (home-based telework) — вид занятости, при котором работники по крайней мере один рабочий день в неделю осуществляют трудовые обязанности на дому; используют персональный компьютер по пути на ра­боту; используют в качестве средств коммуникации с руко­водством и коллегами факс, телефон, электронную почту;

2) дополнительная телеработа (supplementary or occasional telework) — вид занятости с таким же содержанием, как у предыдущей категории, на долю которого приходится ме­нее одного рабочего дня в неделю. Как правило, этот вид занятости является дополнительным к традиционной заня­тости работника в офисе, на официальном рабочем месте.

3) телеработа в специализированном телецентре (centre-based telework). Это достаточно новая практика, когда определен­ная организация предлагает рабочие места для сотрудников сторонних организаций, беря на себя вопросы оснащения данных рабочих мест оргтехникой, средствами коммуни­кации (высокоскоростным доступом в сеть Интернет, к об­щедоступным базам данных, программным продуктам).

Фактически это работа через организацию-посредника, своеобразный центр коллективного обслуживания телера­ботников, специализирующийся на предоставлении им сер­висных услуг;

4) мобильная телеработа (mobile telework) — вид занятости, при котором работники осуществляют свои трудовые обя­занности по меньшей мере 10 ч в неделю вне дома и вне рабочего места в офисе (в командировках, на объектах кли­ентов/заказчиков, по пути следования на работу) и исполь­зуют компьютер для связи с организацией в реальном ре­жиме времени.

Дистанционная занятость получила широкое распростране­ние во многих зарубежных странах. Так, в 1997 г. количество те­леработников в Европе превышало 2 млн чел., в США — более 11,1 млн. По некоторым оценкам, к 2007 г. в Европе было организовано уже 40 млн. рабочих мест для телеработающих, в США — до 50—60 млн. В развитых странах активно формиру­ются электронные биржи труда, применяется дистанционная за­нятость на договорной основе между работниками и организа­циями, находящимися в разных странах.

В среднем по десяти европей­ским странам (Дания, Франция, Финляндия, Германия, Ирлан­дия, Италия, Нидерланды, Испания, Швеция и Великобритания) в структуре общей занятости на долю телеработников приходит­ся 6%. Эта доля составляет 8,5% числа занятых в финансовом секторе экономики, в промышленности и строительстве — 3,5, в сфере транспорта и связи — 5,5, в области образования и госу­дарственного управления — 2,3%.

Дистанционная занятость, по мнению многих специалистов, создает значительный потенциал для российского рынка труда, и, прежде всего за счет расширения занятости для регионов с высоким уровнем безработицы. Территориальная независимость ра­бочего места обеспечивает возможности занятости в любой точке страны и мира. Во-вторых, телеработа дает дополнительные шан­сы для трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями, женщин, граждан, вынужденных отказываться от традиционных форм занятости в связи с необходимостью обеспечения ухода за нетрудоспособными членами семьи, моло­дежи, впервые вступающей на рынок труда, и др.

Вместе с тем дистанционная занятость, как никакая другая форма занятости, требует наличия у работника знаний и навыков в области информационных технологий. Причем требования к квалификации не только диктуются работодателями, использу­ющими телетруд, но и определяются самим характером и содержа­нием работы, а это, в свою очередь, означает, что человек, жела­ющий реализовать себя в дистанционной самозанятости, должен обязательно иметь определенную подготовку. Помимо этого важнейшим условием развития дистанционной занятости явля­ются состояние информационной инфраструктуры, а также сте­пень доступности информационных сетей и ресурсов. Однако на сегодняшний день приемлемые, с этой точки зрения, условия сформировались только в крупных городах и экономически бла­гополучных регионах России. Тем не менее практически неогра­ниченные возможности получения оплачиваемой работы на ос­нове дистанционной занятости должны быть в полной мере использованы в сфере регулирования рынка труда.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы и виды занятости | Социально-экономические характеристики занятости
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.