КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование состояния занятости в нашей стране
Для характеристики занятости в РФ используются следующие показатели: А) Уровень занятости населения профессиональным (оплачиваемым) трудом определяется по формуле Данный показатель дает представление о том, какова доля людей, имеющих работу среди всего населения страны. Рост уровня занятости свидетельствует об улучшении ситуации в экономике, расширении сфер приложения труда, улучшении качества и в том числе продолжительности жизни граждан и т.д. Снижение уровня занятости однозначно указывает на ухудшение ситуации в социально-трудовой сфере. Однако этот показатель не дает информации о реальном уровне занятости, поскольку рассчитывается по официальным данным, в которых скрытая (теневая) занятость представлена в виде экспертных оценок. Показатель уровня занятости должен рассматриваться в совокупности с другими показателями и характеристиками. Б) Уровень занятости трудоспособного населения в общественном производстве определяется по формуле где Чтр — численность трудоспособного населения. Этот показатель определяет долю занятых в общей численности трудовых ресурсов и указывает, в какой степени трудовые ресурсы страны оказываются задействованы в общественном производстве. В) Структура занятости по сферам общественно полезной деятельности позволяет определить доли лиц (в коэффициентах или %), занятых в общественном производстве, домашнем хозяйстве, обучающихся, безработных и др. Соотношение этих коэффициентов указывает, насколько рационально распределяются трудовые ресурсы в экономике страны. Г) Структура занятости по секторам и отраслям общественного производства отражает тенденции, связанные с распределением трудовых ресурсов по формам и видам трудовой деятельности. Изменение структуры занятости происходит постоянно. Однако существенные перемены, следствием которых является резкое увеличение или снижение доли занятых в определенных областях деятельности, указывают на наличие и возможное развитие проблем в сфере социально-трудовых отношений. За последние годы в России значительно снизилась численность занятых в промышленности и сельском хозяйстве, вместе с тем доля лиц, занятых в непроизводственной сфере, постоянно растет, что свидетельствует об изменении структуры спроса со стороны работодателей на определенные виды труда. Однако ослабление отраслей материального производства из-за оттока почти половины трудовых ресурсов привело к снижению темпов экономического роста. Кроме того, такие сферы, как образование, наука, здравоохранение, культура и другие, столкнулись с проблемой массового оттока специалистов, что существенно повлияло на всю социально-экономическую ситуацию в стране. Д) Профессионально-квалификационная структура занятости отражает доли лиц, занятых трудом, требующим определенной профессиональной подготовки, а также граждан, занятых на низкоквалифицированных работах. Оценка оптимальности этой структуры происходит путем сопоставления со структурой рабочих мест в экономике страны, региона. 7. БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ В практике государственного управления регулированию рынка труда с целью снижения безработицы всегда отводится одно из основных мест. Безработица — социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться. По методологии МОТ безработными считаются лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Из их общей численности выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством о занятости. В России статус безработного определен более жестко: согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту. В современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует: • улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности как товара; • формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду; • повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом; • наличию трудового резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства. В этой связи большой интерес представляет классификация форм безработицы по различным критериям. Фрикционную, добровольную и сезонную безработицу относят к естественной безработице, являющейся необходимой для формирования резерва рабочей силы, составляющего потенциал трудовых ресурсов общественного производства. Институциональная безработица является следствием несовершенства механизма регулирования рынка труда. Так отсутствие широкого доступа к информации о состоянии рынка, соотношении спроса и предложения рабочей силы создает препятствия для трудоустройства граждан, ищущих работу. Упрощение на законодательном уровне порядка предоставления и увеличение размера пособия по безработице может снизить интерес части безработного населения к поиску места работы или доходного занятия, порождая тем самым иждивенческие настроения. Вместе с тем, как показала практика середины 1990-х гг., усложнение процедуры получения статуса безработного повлияло на уровень активности граждан, ищущих работу, следствием чего стал, к примеру, бурный рост индивидуального предпринимательства. Структурная и технологическая безработица, по сути, могут быть отнесены к одному виду, так как причинами и той, и другой является снижение спроса на конкретный труд, вызванное развитием организационных, технических и технологических инструментов и методов управления производством. Циклическая безработица является следствием экономического кризиса, порождаемого сложной совокупностью макроэкономических факторов и блокирующего не только формирование спроса и предложения рабочей силы, но и функционирование рынка как такового. Термин «региональная безработица» применяется для характеристики состояния рынка труда конкретного территориального образования (области, города, района). Анализ региональной безработицы позволяет выявить специфические черты, свойственные местному рынку труда, что необходимо для выработки адекватных мер регулирования занятости и безработицы. Экономическая безработица является одним из результатов конкуренции на товарных рынках. Появление сильных конкурентов всегда приводит к разорению, в частности, мелких производителей, вынужденных, в свою очередь, отказываться от услуг наемных работников. Причинами маргинальной безработицы является низкая конкурентоспособность на рынке труда некоторых категорий населения: молодежь, впервые выходящая на рынок труда, женщины, лица с ограниченной трудоспособностью, граждане старшего возраста. Анализ безработицы в этих группах населения необходим для выработки мер, реализующих их права на трудоустройство. Логическим продолжением предложенной классификации форм безработицы является ее структуризация по следующим половозрастным, профессионально-квалификационным и социально- демографическим признакам: • пол (с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных — женщин); • возраст (с выделением молодежной безработицы и безработицы среди лиц предпенсионного возраста); • трудовое занятие (рабочие, руководители, специалисты, неквалифицированные работники и другие); • уровень образования; • уровень доходов и обеспеченности; • причины увольнения; • ментальные группы. Основные показатели, характеризующие безработицу Полную картину безработицы может отразить совокупность показателей, наиболее важными из которых являются уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы (УБ) — удельный вес численности безработных (Б) в численности экономически активного населения (ЭАН), выраженный в процентах: Уровень безработицы может быть рассчитан как по методологии МОТ, так и в соответствии со специальными законодательными нормами государства. В первом случае это периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В нашей стране эту работу проводит Федеральная служба государственной статистики. Обследование населения по проблемам занятости в Российской Федерации проводится во всех регионах с квартальной периодичностью на основе выборочного метода наблюдения с последующим распространением итогов на всю численность населения в возрасте от 15 до 72 лет. Эта методика апробирована во многих странах мира и позволяет с высокой степенью достоверности получать данные о реальном состоянии рынка труда, субъектами которого также являются граждане, не состоящие на учете в государственной службе занятости населения, которые ищут работу собственными силами или прибегают к услугам коммерческих организаций. Федеральной службой по труду и занятости РФ уровень безработицы определяется на основе численности официальных безработных, зарегистрированных в ее органах в установленном порядке. Эта информация необходима для оценки состояния официального рынка труда, определения динамики обращений граждан в службы занятости и планирования статей бюджета, направляемых на выплату пособий, проведение обучения безработных и другие программы стимулирования занятости. Продолжительность безработицы — величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этот период трудоустроены. Для России, как и для многих развитых стран мира, чрезвычайно актуальна проблема длительной и застойной безработицы. При решении проблем безработицы считается целесообразным достижение естественной нормы (естественного уровня) безработицы — оптимального для экономики резерва рабочей силы, способного достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностей производства. Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественный уровень безработицы, который в экономически развитых странах с 1980-х гг. оценивается в 7%.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |