КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции и методы регулирования трудовых ресурсов
Институты рынка труда, их роль и структура Лекция 5. Регулирование рынка труда Под институтами в современной теории понимаются «правила игры» в обществе или «созданные человеком» ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система механизмов, обеспечивающая их выполнение. Подобные институты организуют повседневную жизнь, создают структуру побудительных мотивов, уменьшают неопределенность. Институты рынка труда представляют собой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, учреждений и механизмов, определяющих поведение субъектов рынка труда. Институты, связанные с функционированием рынка труда, можно разделить на государственные и негосударственные, формальные и неформальные. К государственным институтам следует отнести Конституцию РФ, законодательные и правоохранительные органы, суд, прокуратуру, трудовую инспекцию, систему образования и переподготовки, службы занятости населения на федеральном, региональном и местном уровнях, органы социального обеспечения и т.п. К негосударственным институтам - профсоюзы, союзы предпринимателей, частные образовательные учреждения, частные посреднические организации, рекрутинговые агентства. Неформальные институты - это традиции, обычаи, правила и нормы поведения, этические нормы, национальные, местные или семейные традиции, религиозные предписания, привычки, предубеждения людей и т.п. В рамках институционального анализа выделяются следующие принципы поведения: • ориентация на мнение и поступки большинства; • деятельный оптимизм (по мнению Д. Кейнса, это природное желание действовать); • привычки (позволяют экономить на издержках поиска и обработки информации); • ограниченная рациональность (не нужно учитывать все имеющиеся ограничения и возможности, варианты поведения рассматриваются лишь до тех пор, пока не будет выбран некий «удовлетворительный» вариант); • обычаи (в отличие от привычек, носящих личностный характер, обычаи являются результатом давления общества или социальной группы на решения людей); • рутины (следование укоренившимся шаблонным правилам поведения; не требует принятия решений, поскольку является почти бессознательным). Принципы поведения, перечисленные выше, представляют собой важные неформальные институты. Например, привычки и рутина удовлетворяют потребности человека в создании вокруг себя предсказуемой среды, позволяют экономить на издержках поиска информации, позволяя сконцентрироваться лишь на наиболее важных аспектах повседневной деятельности. 2. Классификация институтов: 1. Институты спецификации прав собственности на услуги труда. На рынке труда не происходит смены собственника (владельца) труда, поэтому речь идет об использовании функционирующей рабочей силы и о нормах (институтах), регулирующих этот процесс. (трудовое законодательство, норма и практика заключения и содержания формальных и неформальных трудовых контрактов; традиции и ценности, определяющие поведение участников трудовых соглашений при их заключении). 2. Институты контроля соблюдения трудовых соглашений. Это трудовая инспекция и трудовой арбитраж, частично профсоюзы, репутационные механизмы, традиции и ценности, влияющие на поведение контрагентов после заключения трудовых контрактов. 3. Институты поиска контрагента (работы или работника) и сбора информации. К ним относятся государственные и негосударственные структуры трудового посредничества, каналы информации, в том числе СМИ, корпоративные и неформальные связи, образовательные сигналы на рынке труда, рекомендации, репутация. 4. Институты, влияющие на механизм функционирования рынка труда. Прежде всего, это институт конкуренции, причем не только на рынке труда, но и в целом в экономике страны. На механизм функционирования рынка труда влияют антимонопольная политика, факторы, формирующие спрос на труд, качество и престижность рабочих мест, механизмы реализации компенсационной разницы в оплате труда. 5. Институты, влияющие на качество рабочей силы и конкурентоспособность работников: инвестиции в человеческий капитал, система образования и рынок образовательных услуг; традиции и обычаи (например, отношение к образованию, собственному здоровью). На конкурентоспособность работников влияют такие внерыночные факторы, как трудовая дискриминация, трудовая мобильность, трансакционные издержки (барьеры) на рынке труда. 6. Институты, влияющие на трудовую активность граждан и предложение их труда (индивидуальное и совокупное). К ним относятся обязательная военная служба; пенитенциарная система, пенсионная система, система медицинской и социальной помощи населению; домашнее хозяйство, традиции и ценности, трудовая мораль. 7. Институты внутрифирменного, административного распределения ресурсов. Это правила и процедуры функционирования внутреннего рынка труда (в крупных организациях), нормы, корпоративные традиции. На них оказывают косвенное влияние общество, его традиции, нравы, предубеждения, менталитет людей и т.п. 8. Институты социального партнерства. Это такие как профсоюзы, коллективный институт заключения контракта и ведения переговоров между работниками и работодателями, союзы предпринимателей. Степень формализации данных институтов высока, что, впрочем, вовсе не гарантирует их эффективности. 9. Институты государственного регулирования рынка труда, компенсирующие «провалы» рынка в сфере труда (служба занятости, система страхования по безработице, органы контроля условий труда и т.д.). Институты внутрифирменного, административного распределения ресурсов имеют более локальное значение. Важную роль в институциональной среде рынка труда способны играть (но в России пока не играют) профсоюзы. Велика роль государства. Институты рынка труда позволяют минимизировать трансакционные издержки. Например, издержки трудовой мобильности снижаются благодаря эффективной работе институтов предоставления информации, рекомендаций и рыночных сигналов. Институты социальной защиты временно незанятых помогают преодолеть или хотя бы ослабить полное или частичное несовпадение (в пространстве и во времени) спроса и предложения на рынке труда. Велика также роль института права (суд, адвокатура, прокуратура, арбитраж) и принуждения (армия, милиция, налоговая полиция и т.д.). К сожалению, в современной России роль профсоюзов как института разрешения внутрифирменных противоречий невелика. В сфере малого и среднего бизнеса профсоюзов практически нет. В государственном секторе в 90-е годы прошлого века их значимость резко снизилась: количество членов профсоюзов уменьшилось в 1,5-2 раза. По мнению большинства трудящихся, социальную поддержку оказывает не они, а руководство предприятий. В частных и совместных компаниях вместо коллективных договоров нередко используются формы найма на основе устных соглашений и индивидуальных срочных контрактов, которые регулируются Гражданским кодексом РФ. При этом трудовое законодательство часто не соблюдается, отсутствует учет и статистика травматизма и заболеваемости, крайне низок уровень социальной защищенности работников. Проблемы Российского рынка труда: -низкая цена труда; -огромное неравенство в доходах; -бедность; -безработица; -глубокие структурные и межрегиональные диспропорции; -неразвитость инфраструктуры; -слабость профсоюзов; -низкая трудовая мобильность работников и их незащищенность; -недоверие к государству; -социальный пессимизм; -депопуляция; -«утечка умов»; -отсутствие действенного механизма принуждения к исполнению законов и контрактов; -гипертрофированная роль неформальных институтов. 3. Особенности институциональной среды российского рынка труда: • появлением новых институтов, ранее не существовавших; • слабым контролем со стороны государства за соблюдением законов и выполнением контрактов; • массовыми нарушениями правовых норм со стороны самих властей; • преобладанием неформальных институтов и неправовых форм (типов) социального взаимодействия; • слабостью протестного потенциала субъектов, столкнувшихся с нарушениями формальных (и неформальных) «правил игры». Слабость и незащищенность института частной собственности и института контрактов привела к усилению роли неформальных правил и институтов, в том числе противозаконных, нередко криминальных. Во всех звеньях экономики неписаные правила и устные договоренности оказываются сильнее формальных обязательств, зафиксированных в законах и контрактах. В отношениях работодателей и работников формальный контракт часто оказывается «довеском» к неформальным договоренностям. Гибкость российского рынка труда обеспечивается, в отличие от стран Запада, не гибкостью трудового законодательства и разумной правоприменительной практикой, а всеобщим игнорированием законов. Трудовые отношения нередко отражают бесправие работников в условиях отсутствия действенной, а не декларируемой институциональной поддержки государства. Институциональные проблемы российского рынка: 1. В обществе подорвано доверие к институту контрактов. Нарушения договорной дисциплины стали институциональной нормой. Несрабатывание института доверия приводит к росту трансакционных издержек и, следовательно, снижению экономической эффективности. 2. Затрудняется использование репутационных механизмов для снижения трансакционных издержек и риска столкнуться с оппортунистическим поведением работников. Роль репутации предпринимателя на рынке труда в условиях слабости формальных институтов заметно снижается. Работников этические соображения также редко удерживают от оппортунистического поведения. 3. Бизнес не ощущает преимуществ долгосрочных трудовых отношений. В условиях слабости института доверия и незащищенности затрат организации на обучение работника замедляется объективно необходимое формирование внутренних рынков труда. На многих российских предприятиях, даже стремящихся копировать зарубежные модели трудовых отношений, наблюдается чрезмерно высокая текучесть кадров, приводящая к неоправданному росту трансакционных издержек. 4. В условиях информационной непрозрачности часто подвергаются риску и работодатели (особенно при найме сотрудников и инвестициях в повышение их квалификации), и работники (например, при выборе работы и ее смене). Фактор риска увеличивает издержки; информационная непрозрачность затрудняет перераспределение ресурсов из неэффективных секторов экономики в эффективные, препятствует выявлению истинной, рыночной цены труда. 5. Институциональная среда, в которой можно безнаказанно нарушать законы, не только провоцирует сами нарушения, но и способствует углублению неравенства и усилению социальной напряженности, взаимного недоверия и отчужденности, падению нравов. 6. Институциональная среда рынка труда, способствующая ослаблению конкурентных позиций работников, во многом является причиной низких заработков многих из них и нередко провоцирует злоупотребления со стороны работодателей. Говорить о равенстве конкурентных позиций работодателя и работника можно лишь при четком определении того, что именно поступает в распоряжение работодателя. Возможны три ситуации: 1. В трудовом соглашении оговариваются лишь результаты работы (качественные и количественные) и срок ее выполнения; работник сам определяет график работы и режим труда; он может одновременно заключать несколько таких сделок. Подобный тип трудовых отношений характерен для профессиональных рынков труда, доступных наиболее квалифицированным и мобильным работникам. Стороны можно считать равноправными партнерами. 2. Большинство работников в российской экономике предоставляют работодателю право использовать их трудовой потенциал в течение оговоренного времени и в определенных пределах. Во внерабочее время работник нанимателю не подчиняется, не подотчетен ему, может учиться, где-то подрабатывать и т.п. В какой именно степени работник «себе не принадлежит» в рабочее время, зависит от многих обстоятельств. Необходимость выполнять распоряжения руководства и соблюдать производственную дисциплину, обусловленная используемой технологией или требованиями покупателей (клиентов), вполне обоснована. Но возможны и злоупотребления со стороны менеджеров зависимым положением работника (личное унижение, сексуальные домогательства и т.п.). Конкурентные позиции работников и их способность противостоять подобным придиркам определяются потенциалом их трудовой мобильности и качеством институциональной среды. 3. Вышеперечисленные проблемы особенно обостряются, если наниматель фактически распоряжается (или пытается распоряжаться) не только рабочим, но и внерабочим временем наемного работника. Подобная практика весьма распространена в новом частном секторе: сотруднику запрещается любое совместительство (обычно под угрозой немедленного увольнения), его вынуждают работать по вечерам, в выходные и дни и т.п. Если в развитых странах в таком положении обычно оказываются лишь нелегальные иммигранты, то в России - миллионы российских граждан. Положение же иммигрантов подчас поистине рабское; общественное не слишком этому противодействует; а государство фактически бездействует (если не считать действий коррумпированных представителей власти). Факторы, сдерживающие развитие конкурентных начал на российском рынке труда, можно разделить на экономические, поведенческие и институциональные. Экономические связаны с неэффективностью многих российских предприятий, высокой степенью монополизации производства и низким уровнем человеческого капитала. Поведенческие порождены унаследованным от прошлого менталитетом (пассивностью, инертностью, большим количеством нерыночно ориентированных работников, не стремящихся повышать свою трудовую мобильность и адекватно реагировать на происходящие изменения). Роль институциональных факторов, препятствующих развитию конкуренции на российском рынке труда, особенно велика. К ним можно отнести: • неопределенность спецификации прав собственности; • несовершенство трудового законодательства, предъявляющего к работодателям чрезмерные требования в сочетании с отсутствием механизмов контроля и ответственности за их выполнение; • сращивание бизнеса с властью (чиновничеством) и криминалом; • доминирование неформальных институтов рынка труда; • неразвитость институтов поддержки рынка труда (в частности, его инфраструктуры); • недостаточное информационное обеспечение участников конкуренции на рынке труда. Преодоление этих и аналогичных им факторов способно оптимизировать институциональное воздействие конкуренции на рынок труда в целях повышения его эффективности. Решение большинства сегодняшних проблем российского рынка труда связано с совершенствованием его институтов, улучшением их взаимодействия, повышением качества институциональной среды в целом.
Воздействие государства на рынок труда связано с реализацией комплекса экономических и социальных задач. Государство регулирует работу рынка труда с помощью административных и экономических рычагов. Огромную роль играет трудовое законодательство страны, определяющее права и обязанности сторон, вступающих в трудовые отношения: работников, работодателей, профсоюзов, союзов работодателей. В Трудовом кодексе РФ законодательно установлены возраст выхода на пенсию, минимальный уровень зарплаты, коэффициент повышенной оплаты сверхурочных работ, нормы безопасности труда, льготы отдельным категориям работников, ограничения по привлечению к труду детей, подростков, беременных женщин и т.д. Закон запрещает дискриминацию в трудовых отношениях, определяет порядок заключения коллективных договоров, регулирует деятельность профсоюзов, в частности, содержит перечень профессий, представителям которой не разрешается участвовать в забастовках. С помощью иммиграционного законодательства государство регулирует въезд в страну и использование иностранной рабочей силы, тем самым влияя на предложение труда в тех или иных сегментах российского рынка труда. Для России особенно важно учитывать, что государство устанавливает и поддерживает «правила игры» с помощью не только самих законов, но и их эффективного исполнения, т.е. используя законодательную, исполнительную и судебную власти. На трудовые отношения могут повлиять меры государственного административного воздействия на другие рынки, например, антимонопольное регулирование, установление режима функционирования естественных монополий, запрет импорта тех или иных товаров. Весьма разнообразны и меры экономического регулирования трудовых отношений на российском рынке труда. Они носят прямой или косвенный характер, будучи направлены как непосредственно на рынок труда, так и на другие, товарные или ресурсные, рынки. Государство может увеличить количество рабочих мест, используя для этой цели средства государственного бюджета, за счет которого содержится общественный сектор. Финансируя армию, силовые структуры, фундаментальные научные исследования, природоохранные мероприятия, государственный аппарат управления, государство создает рабочие места в самом общественном секторе. Государство предоставляет общественные блага и с помощью частного сектора - через систему государственного потребления, государственных закупок, увеличивая тем самым спрос на труд в тех отраслях, которые получают государственные заказы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |