Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая система государства

Роль государства в обеспечении устойчивого экономического роста

 

В макроэкономической теории существуют различные точки зрения на вопрос о роли государства в регулировании экономического роста. Например, кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с позиции факторов спроса. Поэтому они считают, что государство может регулировать экономический рост с помощью фискальной и кредитно-денежной политики.

Другая точка зрения у сторонников теории экономики предложения. Они считают, что экономический рост связан в первую очередь с факторами предложения. А значит, государство должно его регулировать определённой системой налогообложения.

Возможные направления госрегулирования экономического роста:

- Увеличение расходов на стимулирование научно-технического прогресса, на функциональные исследования и разработки.

- Антиинфляционное регулирование, продуманную социальную политику. Важным компонентом государственного регулирования экономического роста выступает также антициклическое регулирование. Оно предполагает стимулирование спроса на ресурсы, потребительские товары и ценные бумаги. Цель этих действий – привести спрос и предложение в соответствие друг с другом, то есть уравновесить рынки. А значит, избежать спадов, придать экономическому росту наибольшую устойчивость.

- Структурное регулирование: каждая из пропорций в четырёх структурах национальной экономики оказывает сильное влияние на обеспечение экономического роста и его темпы. Например, в воспроизводственной структуре чем выше доля накопления в национальном доходе, тем выше в результате будут темпы экономического роста. Структурное регулирование предполагает стимулирование предпринимателей в освоении новых направлений экономики; поддержку экспортёров и производителей импортозамещающих товаров; стимулирование тех сфер экономики, которые способны дать наибольшее количество новых рабочих мест.

 


 

 

Основные моменты темы №5
  финансовая система и её структура;
  принципы налогообложения, ресурсная концепция;
  государственный бюджет, внутренний и внешний государственный долг;
  содержание фискальной политики государства в смешанной системе.

 

 

5.1. Финансовая система и её структура

 

Финансовая система – это система всех финансовых отношений в стране в их совокупности. А финансовые отношения, в свою очередь, - это отношения, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов или фондов денежных средств. Между кем же устанавливаются эти финансовые отношения? Во-первых, между государством с одной стороны и предприятиями, фирмами - с другой. Во-вторых, между самими отдельными предприятиями, фирмами. В-третьих, между отдельными государствами.

Существует и другое определение финансовой системы и её структуры – как системы финансовых учреждений государства (например, в настоящее время в РФ это Министерство финансов РФ, департаменты финансов в администрациях субъектов федерации, контрольно-ревизионные управления Минфина РФ по регионам, финансовые службы предприятий).

Финансовая система включает в себя следующие звенья: государственный и местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы отдельных фирм. Ведущее из этих звеньев – государственный бюджет. С его помощью государство распределяет и перераспределяет валовой внутренний продукт и национальный доход между территориями и отраслями.

Финансовая система РФ, как и в США, ФРГ, Канаде построена на принципе фискального федерализма: разделены функции между различными уровнями – местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в федеральный государственный бюджет. Следовательно, федеральное правительство независимо в расходах, касающихся нации в целом: на оборону, космос, внешние связи. А местные власти независимы в финансировании школ, больниц, коммунальных служб на своей территории.

В федеральных государствах: США, ФРГ, Канаде – на долю местных финансов приходится до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы. К сожалению, этот мировой опыт плохо используется властью в РФ, что обостряет межбюджетные отношения. Уже с начала 1990-х годов призыв тогдашнего президента Б.Н. Ельцина к национальным республикам: «Берите себе столько суверенитету, сколько проглотите!» - привёл к тому, что Чечня, например, совсем перестала отчислять в федеральный бюджет из собранного в качестве налогов на её территории, Якутия стала перечислять лишь 1%, Татарстан и Башкортостан – по 2%. А Ярославская область в это время, кстати, перечисляла 80% в силу своей бессуверенитетности. Лишь к концу 1990-х годов под давлением оппозиции и руководителей русских регионов в российское законодательство был включён принцип: 50:50. Но фактически он не реализуется по вине федеральных властей. Так, наша Ярославская область в 2000-2008 годах две трети налоговых сборов со своей территории перечисляла в федеральный бюджет. Разумеется, оставшейся трети явно недостаточно для финансирования социальных нужд своего региона.

 

 

Основной источник образования доходов государственного бюджета при фискальном федерализме – налоги с населения. А основные расходы государственного бюджета – на финансирование общенациональных мероприятий – социальные программы, оборона, проценты по государственному долгу.

Использование финансовой системы как регулятора национальной экономики называется финансовой политикой. В последние десятилетия в развитых странах наблюдалась тенденция повышения роли государства в регулировании национальной экономики через финансовую систему. Это было связано с ростом расходов на социальные программы и на оборону. Следовательно, росла доля национального дохода, распределяемого государством.

Важнейшее направление финансовой политики государства – сбор налогов. Он выполняет две основные функции: 1) фискальную и 2) стимулирующую. Фискальная функция сбора налогов заключается в формировании денежных фондов, необходимых государству при осуществлении его экономической политики. Стимулирующая направлена на стимулирование той или иной формы хозяйственной деятельности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономический рост | Принципы налогообложения, ресурсная концепция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.