Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исмаилиты. В начале XX в. доля мирового населения, приходящегося на племенные культы, составляла 6,6%. Незначительное снижение этой доли — до 6,2% — при относительно





Суфизм

Ислам

Племенные культы

В начале XX в. доля мирового населения, приходящегося на племенные культы, составляла 6,6%. Незначительное снижение этой доли — до 6,2% — при относительно высокой рождаемости в Африке, Азии, Океании и других регионах (кроме Сибири и Северной Америки) распространения племенных культов, объясняется некоторыми успехами христианских и мусульманских миссионеров.

До сих пор к племенным культам принадлежит большинство населения, по меньшей мере, пяти африканских стран — Бенина, Ботсваны, Гвинеи-Бисао, Либерии и Того. К новым синкретическим культам, восходящим к верованиям западноафриканской группы племен — Йоруба, принадлежит большинство населения Гаити (культ Вуду) и Кубы (культ Сантория). В XX в. даже возникли новые племенные верования — так называемые «культы груза» в Океании.

 

 

Определения религии и магии

 

Религия(в узком смысле)есть совокупность способов воссоединения человека с Высшим благом — источником вечной жизни.

Религия(в широком смысле) — совокупность основанных на непосредственном опыте представлений о иной реальности (отличной от обыденной, чувственно воспринимаемой — Боге, Небе, богах, духах, энергиях, истинном бытии, истинном Я и т.п.), а также совокупность способов установления с этой реальностью правильных, с точки зрения данной религии, взаимоотношений, значимых для человека как при жизни, так и (за редким исключением) после смерти.

 

Магия — совокупность приемов (обрядов и психотехник), призванных оказать влияние на людей, предметы или события посредством неправильно понятых природных закономерностей, таинственных сил (как правило, духов), а также воли и воображения мага.

 

Аравийский полуостров населяли многочисленные арабские племена, враждовавшие друг с другом. В Мекке – Курайш, которое в свою очередь делилось на группы – Хашим – откуда происходил Магомет, и стан его врагов – Умайя. Закон кровной мести. Девочек заживо закапывали. Место языческго поклонения – Кааба, где главную роль играл черный камень, встроенный в северо-восточный угол.

Арабы были идолопоклонниками. Коран упоминает о идолах, но ничего не говорит о главном божестве Каабы – Хубале, который видимо восходил к Ваалу, его изображение имелось в нише Каабы и было разрушено Магометом. В Коране упоминаются три женских божэества – ал_оат, ал-Узза и Манат (с 53-19). Их несомненно считали дочерями Аллаха, однако Коран осмеивает идею наличия дочерей у Бога, тем более, что язычники ценили сыновей (с 16-57. 52-39).

Название Аллах предположительно взято от христиан-несториан, говоривших на древнесирийском языке и называвших Бога – Алаха. Есть коннотация и с еврейским – Элохим. Кроме того, ал-илах значит Бог.



Аравия во время появления ислама была охвачена междуусобицами. Преданность семье или племени полагалось соблюдать любой ценой. Ислам предопределил разрушение многих традиций. В первую очередь – преданность Аллаху поставлена над семейными и племенными связями.

Необходимо учитывать христианское и иудейское влияние. Йеменский правитель принял иудейство и строил такое гонение на христиан, что их сжигали в ямах с горящей нефтью. Потом его власть низвергнута, и наоборот приходит войско Арьята из христианской Аббиссинии.

В Аравию проникают и несториане, и монофизиты. Этим можно объяснить. что как увидим позже, христианство упоминаемое в Коране мало соответствует Новому Завету.

Если говорить о влияниях, то следует признать, что в Коране практически нет ничего поистине оригинального, практически все являет собою параллель с тем или иным религиозным учением. В основном Магомет питался сведениями еврейской талмудической традиции и христианских апокрифов. Например, сказание о Иисусе, разговаривающем в люльке (с 19-29,30) происходит из Арабского евангелия детства. Сказание о глиныных птицах взято из Евангелия от Фомы – (с 3-49). Интересно, что арабское произношение Иисуса – Яшу, но Коран использует Иса, кот. происходит от несторианского Исхо. Или еще полнее- Исхо Мшиха, что почти аналогично ал-Масиху-Иса в Коране (с 3-45).

За несколько столетий до рождения Магомета появился некий Мани, объявивший себя Святым Духом, предсказанным Иисусом (похоже на откровение Магомету – с7-157. 61-6). Мани утверждал, что Иисуса не распяли, а Он только в подобии висел на кресте, причем это подобие было антихристом (то же есть в с 4-157).

Есть документальные свидетельства о контакте с христианином, братом жены Хадиджи Вараком. который перевел часть одного из евангелий на сирийский язык и устанавливал связит между М. и христианами.

Незадолго до М. абиссинский царь Авраам решил христианизировал Аравию, для этого в Сане построен храм. Однако народ все равно ходил в Мекку. Поэтому предпринят военный поход туда, однако армия до Мекки не дошла и вскоре погибла – 570 г. По преданию в этот же год родился и М.

Его отец умер еще до этого, и мальчика воспитывал дед – Абд ал-Мутталиб. Потом вдова отдала М. на воспитание в другую семью, женщине по имени Халима. По легенде, два ангела посетили М., вынули сердце и внутренности, удалили всю нечистоту и вставили обратно. По всей видимости, с детства был подвержен приступам падучей болезни. Другое предание говорит о том, что некий христианский монах Бахира узнал в М. пророка, велел дяде Абу Талибу следить за ним, остерегаясь иудеев. Ислам догматизировал факт наличия пророческой метки между лопатками М., по которой его узнал как пророка монах.

М. женился в 25 лет на вдове Хадидже, он управлял ее имуществом, а ей было 40 лет. Семеро детей, но трое сыновей умерли во младенчестве. Одна из дочерей Фатима стала женой знаменитого Али, одного из первых обращенных М. в ислам. Жены впоследствии получили титул Матерей правоверных.

Толчок к религиозной деятельности дало событие при перестройки Каабы, когда участники не могли договориться о том, кому будет принадлежать честь возложить черный камень. Решили дать это право тому, кто первым войдет в Каабу – это и был М.

В пещере на горе Хира ему является ангел, заставляющий его читать откровеня. Первый такой разговор помещен в с 96. М. сильно испуган, боялся джиннов (невидимые духи, сотворенные из огня, некотрые несут в себе дьявольское начало, другие – доброжелательны и интересуются исламом, и даже обращаются. Сразу отметим, что существуют также и признаваемые исламом ангелы, при помощи которых Аллах управляет вселенной, иногда они становятся видимы для людей; к каждому человеку приставлено два ангела: записывающих все хорошее и дурное, припокаянии запись о дурном стирается. Кроме Джибрила-Гавриила, известны Микаил – хранитель святынь и податель жизни в трудные времена, Азраил забирает души умерших, Исрафил призывает души на суд; Малик – хранитель ада, Рыдван – хранитель Рая; еще имеется глава джиннов дьявол, шайтан или иблис, полагал себя лучше Бога и был низвергнут, из ревности отвлекает людей от Аллаха). Через три года второй явление – весь покрылся потом. Потом продолжал в той или иной форме получать новые откровения, и Коран вырастал. М. начинает появляться в Мекке и возглашать, что единственный истинный Бог – это Аллах. Ислам – значит покорность вере Аллаха. Первый муэдзин – эфиопский негр Билал, бывший рабом, спасенный от казни и ставший ревностным проповедником.

Курайшиты смеялись над М., видя во многих его откровениях известные им элементы местного фольклора. Однаджы он в беседе с ними превознес три вышеупомянутых женских божества. (с 53-19,20). Вечером Джибраил (Гавриил) призвал его и велел пересказать дневную проповедь. М. пришлось сказать, что его слова о заступничестве женских божеств были ему внушены сатаной. Теперь поправка следует в с 53-21,22. Параллельно находим упоминания о сатане беспрестанно искушающем праведников – с 22-52.

Спасаясь от преследований курайшитов последователи М. эмигрировали в Абиссинию. Им удалось обмануть негуса, доказав, что разница в вероучении несущественна (избегали упоминать отрицание Богосыновства Иисуса Христа), и получили убежище в Аб.

Все дальнейшие попытки проповеди в Аравии сталкиваются с агрессивностью курайшитов. Тогда М. и его последователи переселяются из Мекки в Медину – 22 июня 622 г- по РХ – ал-Хиджра (Переселение), начало мусульманского летосчисления. В Медине они пользовались уважением местных жителей. Образовали религиозную общину – умму. Обычай верности племени заменен верностью умме. Они приобретают военную мощь, начинают грабить караваны своих недругов. В битве при Бадре захватил огромный караван, ежегодно отправлявшийся из Мекки в Сирию. Все военные действия оправдывались идеей джихада - сводом правил ведения войны: жестокие расправы в духе Второзакония. Слово джихад значит «усердие», в аскетическим плане понимается как противостояние искушениям мира.

Но все это для иноверцев, поскольку «жизнь и собственность каждого мусульманина неприкосновенны и священны… Мусульманин да будет братом мусульманину… После меня не будет ни пророка, ни посланника, и веры другой тоже не будет… Я оставляю вам две вещи: Коран и Сунну, следуйте им…» (сура 5). Пленных решили освободить за выкуп, казнили только поэтов, которые утверждали, что стихи Корана заурядны. неоригинальны, а также превозносили свои собственные поэмы. Проявление ревностного отношения М. к своему произведению (За поэтами же следуют сбившиеся с правого пути – с 26-221\225). Кстати, еще одной жертвой среди поэтов был Каб ибн Ашраф, иудей из Медины, посвящавший М. сатирические памфлеты. В предании описывается, как М. велел своему приближенному убить поэта. Ради веры все нравственные ограничения снимаются. Илл.: Апостол сказал: «Все, что возложено на тебя, ты должен сделать». Он спросил: «О апостол Бога, нам придется лгать». Он ответил: «Говори все, что хочешь, так как ты свободен в своем деле». М. был доволен смертью Каба, а на следующий день сказал своим людям: «Убейте каждого иудея, с которым встретитесь» (террор против еврейской общины Медины). М. вынес постановление, что обман – это искусство ведения боевых действий, а поскольку Каб нападал на мусульман, то ложь убийц оправдана.

Еще зарисовочки о милом М. Не только зарезал множество поэтов, но и грабил богатых людей. Некто Хайбар сообщил М., что у его хозяина Кинана много денег. Напали на жилище, нашли мало денег, страшно пытали Кинана, ничего не добившись М. велел отрубить ему голову.

Женился много раз, но только жена Айша (взял ее, когда ей было 9 лет) не была до него ни за кем замужем. Среди жен была Мария, коптка, очевидно монофизитка, а также Сафия – иудейка. Возможно, что была еще иудейка Райхана, последняя из уничтоженного еврейского племени, которая показала отвращение к исламу и до конца жизни осталась со своей верой. Мужья обеих евреек были убиты мусульманами. Самый предосудительный брак с разведенной женой приемного сына М. – Зейда. Для разрешения скандальной ситуации в Коране появляются слова: «Тебя Мы с нею браком сочетали, чтоб верующим не было стесненья брать в жены (разведенных) жен приемных сыновей» (с 33-37). Жены часто скандалили и устраивали сцены ревности. Вообще Коран разрешает иметь 4 жены (с 4-3). Магомету же разрешено иметь сколько угодно, пока не последовал запрет (с 33-52). Апологеты оправдывают браки М. тем, что он защищал слабых вдов и покинутых женщин.

Правило молиться лицом к Каабе. Для того, чтобы возвысить языческое святилище в Коране говорится о том, что Кааба построена Авраамом и его сыном Измаилом (с 2-125,127). Считается. что сын Агари после долгих скитаний попал в Аравию, и М. происходит по прямой линии именно от него.

Вражда с курайшитами перемежалась перемириями, но в конце концов завершилась захватом Мекки мусульманами. В ответ на обещание пощады, город сдали без боя. Все идолы Каабы разрушены. Далее начинается религиозная война. в ходе которой была завоевана вся Аравия.

Личность М. Признавал, что совершал ошибки. Был уверен, что призван Аллахом увести свой народ от языческого безумия. Вел простой образ жизни: даже когда почти вся Аравия была под его властью, продолжал подметать пол и делать прочую домашнюю работу. Ел самую простую пищу, иногда одни сырые плоды, никогда не ел досыта, спал на простой циновке, не употреблял украшений. Личное влияние М. на верующих является очень существенным компонентом ислама. Полигамия и набеги на караваны не считались чем-то предосудительным в 7 веке.

Высказывания близких показывают. что они принимали М. именно как пророка. Сведения черпаем из мусульманского предания. Абу Хурайра передает слова М.: «Из всех людей и пророков, принадлежавших одной религии, я более схож с Иисусом Христом, и ни один пророк не поднимался между мною и Иисусом». Далее: «Я буду превосходящим среди потомков Адама в День Воскресения Мертвых, и я буду первым просителем и первым, чье прошение будет принято (Аллахом)». Умер в 63 года, перед смертью сказал: «Мне уготовано в раю пребывание среди самых достойнейших». Похоронен в комнате Айши, теперь превратившейся в часть храмового комплекса Медины.

О жестокости сказано выше.

Попытки заигрывания с иудеями и христианами закончились полной неудачей. Тогда М. провозглашает : «Да поразит их Бог!» (с 9-30). Такое разочарование понятно, ибо М. наивно мечтал стать последним пророком в иудео-христианской традиции. Его привлекали Таурат – Тора и Инджил – Евангелие людей писания – ахл ал-Китаб. Отсюда стремление составить свою книгу – ал-Куран – распевное чтение, изложение. После побега в Медину во время пика гонений он установил направление молитвы на Иерусалим. М. считал, что Бог ранее отдавал иудеям предпочтение: «Сыны Исраиля! Вы вспомните ту милость, которой вас Я одарил, и соблюдайте вашу сторону Завета, тогда и Я буду блюсти Мою. Страшитесь лишь Меня» (с 2-40). Он не подозревал, что с иудейской точки зрения араб не может стать пророком. М. также не имел возможности сравнить свой Коран с Торой. В Медине Магомета опозорили иудеи, выявив его безграмотность. Например, об обещании евреев Моисею на Синае – Исх. 24, 7- «Все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны». Коран: «Мы слышим, но мы не повинуемся» (с 2-93). Потом пришлось исправлять себя, сваливая вину на евреев6 «Среди иудеев есть те, которые переставляют с места на место слова и говорят: «Мы слышали, но мы не повинуемся» (с 4-46).

В 624 г. перемена киблы – молиться нужно в сторону Мекки и Каабы.

Исправлять Коран было поздно, оставалось только изгнать евреев (тогда было казнено 600-700 чел., а женщины и дети обращены в рабство, имущество разграблено – это называлось «правосудием Аллаха») и осудить их в тексте: «…да будут (к шеям их) привязаны их руки и будут прокляты она за (богохульство) из речей!… Мы возбудили в них вражду и ненависть друг к другу до Дня Господнего Суда» (с 5-64); «из всех людей сильнее всех вражда к уверовавшим (в Бога) язычников и иудеев» (с 5-82).

С христианами контакты были реже, а отсюда и меньшая враждебность. «…ты найдешь, что ближе всех в любви к уверовавшим те, кто говорит: «Мы – назореи». И это потому, что среди них есть иереи и монахи, которые гордыни лишены (и не возносятся перед другими» (с 5-82).Христиане Йемена, погибшие там, представлены как истинно верующие (с 22-40), предсказана победа Византии над персами (с 30-4). Христиан осуждают за монашество не предписанное Аллахом (с 57-27). Осуждается вера в Троицу, причем по мнению мус. – она состоит у христиан из Аллаха, Марии и Иисуса (с 5-76).

Однако вскоре с христианами также возникла напряженность, в значительной степени из-за безграмотности М. Б-ца названа в Коране О сестра Харуна (т.е. Аарона) –с 19-28, а имя ее Марйям, т.е. Мариам (исх. 15, 20).

Очевидно, что ни М., ни его сподвижники так никогда и не узнали сути христианского вероучения. Распятие упоминается только единожды – с 4-157. Название ал-Масих – Мессия не сопровождается объяснением понимания этого титула.

Вот уже злоба к христианам: «О вы, кто верует! Себе в друзья и покровители вы не берите ни иудеев, ни христиан, они – друзья один другому. А тот из вас, кто их берет в друзья, тот сам из их числа» (с 5-51). Христиан обвиняют в богохульстве (куфр) – вере в Божественность И.Х., а также за веру в Троицу (с 5-75,76). Предание: Умар бен Ард ал-Азиз говорит, что последним высказыванием апостола Аллаха было: «О Господь, умертви иудеев и христиан. Они сделали церкви из могил их пророков. Остерегайтесь, в Аравии не должно быть двух вероиповеданий».

И еще одно милое наставление :»Сражайтесь с теми из людей Писания святого, кто в Господа и в Судный день не верит, и не считает запрещенным то, что не дозволено Аллахом и его пророком, не признавая истины религии Аллаха. – до тех пор, пока они вам дань платить не станут, своею собственной рукой, в смирении покорном (с 9-29).

История откровения М. Ходил размышлять на гору Хира. Ему явилось некое существо, приказавшее: Читай! Потом было второе видение. Об этом уже упоминалось. На протяжении 23 лет текст продолжал нарастать, но без явлений. Коран появляется из приказа, и именно приказной дух является основным для ислама. Ислам значит подчинение, а истинный мус. тот, кто подчиняется, и проявляет свою искренность, не задавая вопросов. Вера здесь – это простой однозначный ответ на известное, открытое, это смирение пред предписаниями. Коран содержит множество запретов сомневаться 9 с 2-147, 6-114. 10-94. Пример, описание истории Авраама: Бог сказал – предайся мне, а А. ответил – я предаюсь (с 2-131). Корану не понятно библейское оспаривание уничтожения Содома и Гоморры Авраамом (Быт 18, 23-25) или как спорил Моисей (Исх 31, 11-12).

Хотя собственно в Коране нет указаний на более чем два явления. Все началось примерно с 610 г. Первое откровение празднуется в последнюю ночь рамадана – 27 числа – называется лейлят-аль-Кадр – ночь решения судьбы или ночь могущества. Однако предание часто говорит о тяжести, испарине, болезненности М., после того как он получал очередное откровение. Это называется –вахи. Вот пример: «Лицо пророка было красным, и он тяжело дышал какое-то время, а потом освободился от этого». Сахих ал-Бухари. Видимо, связь с его изначальной припадочностью. «М. имел сверхчувственный опыт и получал внушения свыше. Следовало бы выяснить другое: от кого исходили эти внушения в каждом конкретном случае, какие именно духовные существа вещали устами М., в какой степени его собственные душевные качества затемняли смысл передаваемых через него откровений» (Фрилинг, с. 36). Иногда получаемое послание не было полностью отчетливым, и он слышал звон колокольчиков, от чего у него начинала болеть голова. Исступление. Говорил. что чувствует будто у него «вырывают душу».

Считается, что М. был пассивным получателем текста Корана. С этим трудно согласиться. Во-первых, множество неточных заимствований из Библии. Во-вторых, оправдания в ответ на критические выпады окружения. Важно знать, что мусульмане отрицают такой подход, поскольку он предполагает наличие в Коране собственных мыслей М. Есть наивные места, рассказывающие об усталости М. от посетителей: «В дома пророка не входите, пока вам не позволят к трапезе прийти, но и тогда (не приходите раньше), чтоб вам не дожилдаться (и не стеснять хозяев). Когда вас позовут, входите. Откушав же сполна, (старайтесь поскорее) разойтись, бесцеремонно не входя в беседу ( с теми кто вас в нее не приглашает «(с 33-53).

Читая Коран можно проследить процесс его развития. Здесь помогает предание. Только один пример: умер Абдулла ибн Убаи. Его считали лицемером. М. сказал, что Аллах оставляет свободу выбора – молиться об умершем лицемере или нет, но и за семьдесят молитв не простит грешника. Потом состоялось поминовение. Далее в Коране появился текст: «И никогда ни об одном из них , кто умер, не молись, и на молитву при его могиле не вставай – ведь в Бога и Его посланника не верили они, и нечестивыми покинули сей мир». (с 9-84).

В Коране есть фантастическое повествование о том, как ангел Гавриил позвал М. проехить верхом на небесном животном – Бараке – лошадь с человеческой головой и павлиньим хвостом от Каабы в Иерусалим, потом на небеса, где он видел ангелов и пророков, а потом предстал перед Аллахом. После демонстрации ужасов преисподней, он вернулся в Мекку. Теперь это событие ежегодно отмечается в 27 ночь месяца Раждаб как Лаилатул-Мирадж – Ночь Вознесения. Именно в память об этом событии, разросшемся в литературе хадисов – предании, состоящем из записей личных высказываний М., в отличие от Корана, который считается словами Аллаха. .

В воспоминание об этом событии построен Купол Скалы – ал-Куббат-ас-Сахра в Иерусалиме. В хадисах говорится о том, как Магомет видел храм и рассматривал его, а между тем известно, что он был разрушен еще римлянами. Само же описание путешествия по небу очень напоминает зороастрийский сюжет из книги Арты Вирафа.

Магомет полагал, что он прежде всего посланник для арабов. Потому то Коран именно должен бы на арабском языке. Пытался представить дело так, что его приход предсказан в Библии: «Кто следует посланнику сему, необразованному, неученому пророку, которого они находят записанным у них и в Торе, и в Инджил» (с 7-157). Однако впоследствии М. усвоены титулы «посланник всему миру» и «печать пророков», т.е. после него никому не положено быть: конкуренция запрещена. Хадис: «Сходство между мной и предшествующими мне пророками состоит в следующем: человек построил дом, очень внушительный и красивый, и он полностью закончил его, кроме одного кирпича в одном из углов. Люди будут ходить вокруг дома и восхищаться им, но потом скажут: «Почему здесь нет кирпича?» И он сказал: «Я и есть этот кирпич, и я последний из апостолов»». Сахих Муслим.

Необходимо учитывать, что в народной традиции личность М. обросла множеством легенд и поверий. Согласно учению ислама он обладает 99 качествами, называемыми «прекрасные имена», отсюда четки с 99 бусинами. Имена взяты из Корана, первые 12 имеются в с 59-22\24. общепринятой альтернативой имени М. стало Ахмад – достойный похвалы. Коран утверждает, что предсказывая приход М. Иисус Христос назвал его именно так с 61-6.

Множество имен аллаха присвоены и Магометы – благородный, снисходительный, милосердный. Считается, что само произнесение имени М. приносит говорящему благословение. В Марокко существует предание, что если в доме есть хотя бы один человек по имени М., то ангелы будут охранять дом до тех пор, пока их не уведет черная собака или труппа актеров. Многие берут его детское имя Амин в качестве фамилии – не очень то приятный пример – Иди Амин.

М. считается абсолютным образцом для подражания. Вплоть до чистки зубов оливковой веточкой или точного соблюдения длины бороды. Встал вопрос, как его изображать, ведь писать портреты нельзя. ИЗОБРЕЛИ ХИЛЬЮ _ НЕБОЛЬШОЙ ПЛАКАТ С НАПИСАНИЕМ ЕГО ИМЕНИ И ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, СЧИТАЕТСЯ, что глядя на хилью можно увидеть лицо пророка, ИСКУПИТЬ ГРЕХИ И СПАСТИТЬ ОТ АДСКИХ МУЧЕНИЙ. Если благословлять имя М., то его душа возвращается в тело и он появляется. Другой вариант: при благословениях благодать М. будет наполнять душу молящегося, пока не произойдет слияния духа человека с духом пророка, и тогда можно будет лицезреть М. в любое время.

Хотя день рождения М. неизвестен, его тем не менее отмечают – в день его смерти 12 день месяца Раби ал-Аввал. Эта традиция началась в Марокко в 1291 г. До заката держат пост, с особым тщанием готовят угощение, поют песни, прославляющие М. В Мекке празднование запрещено с прошлого века, когда к власти пришли ваххабиты и запретили все, намекающее на отступление от ислама. (Ваххабиты – движение возникло в Аравии в 18 в. под руководством Мухамеда бен абд ал-Ваххаба. Стержень – учение о единобожии, Аллах – единственный источник творения и только он достоин поклонения. Сопротивление поклонения святым, а также прочим нововведениям. Осуждение роскоши и стяжательства. Важное место – джихад против многобожников и мусульман отступивших от древнего ислама. Крайний фанатизм в борьбе с политическими противниками. В настоящее время – официальная идеология Саудовской Аравии). Тем не менее распространено поклонение различным реликвиям – волоскам М.. отпечатку его ступни. Надо иметь в виду, что ортодоксальный ислам не принимает празднования дня рождения М.

Хотя всякое заступничество перед Аллахом отрицается в Коране, однако хадисы говорят, что М. сказал: «Мое заступничество будет за мой народ, кто соершил главные грехи». В День страшного суда он появится с зеленым знаменем и покроет им свой народ и будет просить Аллаха о милости. К тому же мусульмане носят на себе амулет с надписью : О Аллах, О сострадательный, О прославленный, о правитель. Если положить в могилу мусульманина, то он никогда не испытает тяжести могильного холма, Аллах простит все грехи и наполнит могилу светом.

С течением времени легенда трансформировала М. из пророка в величайшее первоначальное творение Бога, из которого потом были созданы все ангелы, пророки, святые и смертные. Миф говорит, что он был создан в виде восхитительного света. Отсюда термин нур-мухаммад – Свет Магомета. Очевидно, что такая идея является результатом неверно усвоенного содержания Евангелия Ин., а также каббалистического Адама Кадмона –первое божественное проявление и источник различных форм и идей. Толкователь Халладж утверждал, что пророчество – это лишь воплощение М., который ранее существовал как «светильник пророчества». Опять обращаемся к Ин.

Народный ислам верит, что М. сотворил бесчисленное множество чудес, которые описаны в хадисах. Например, разделение луны надвое по просьбе курайшитов, обещавших уверовать в Аллаха. В книге Сахих ал-Бухари содержится повествование как М. благословил скудную походную пищу и накормил всех своих многочисленных сторонников. В той же книге рассказывается, как не было воды для омовения перед намазом, и М. опустил руку в горшок, и с его пальцев текла вода до тех пор, пока все не умылись.

КОРАН

догматически –это ниспосланная свыше книга, божественное слово Аллаха, выражающее свойство его личности и существования. Была секта мутазиллитов, которые учили, что Коран является только частью сотворенного миропорядка и не может называться божественным. Ортодоксы же считают, что Коран – конечный продукт откровения, посланный М. в подходящий момент. Коран не был создан. Автор – Аллах, передатчик – ангел Джибрил – с 2-97, Гавриил.

Коран разделен на главы, называющиеся сурами. Чтение Корана предваряется словами: Ищу убежища у Аллаха от сатаны проклятого. , далее – Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. Требуется читать по-арабски, концентрируя внимание на Аллахе, пусть даже ничего не понимаешь. Брать книгу можно только верным, да и то после специального омовения. Полка для книги должна быть расположена так, чтобы Коран был выше всего прочего в доме. Перед чтением моют руки, женщины покрывают голову, принимают специальную молитвенную позу, целуют, нельзя оставлять открытым, а то сатана придет и прочитает. Язык Корана считается стандартом и мерилом качества литературных произведений. Неприлично поворачиваться к Корану спиной. В этой комнате невозможны скандалы и разврат, просмотр по телевизору непристойных фильмов или насилие.

Коран делится на 114 сур, неравнозначных по длине, они делятся на речения: айя (мн. айят, что значит «знамения»). Ближе к концу все короче. Главы имеют название, например, 12 – глава Иосифа. Это одна из последних, делаем вывод. что про Иосифа М. узнал только в конце жизни. 19 –глава Марйям – о Деве Марии. Коран еще делится на 30 разделов – джузов, для чтения в каждую из 30 ночей священного месяца Рамадан. Каждая глава(сура) делится на рукуах, после чтения каждого полагается делать поклоны.

В Коране отсутствует историческая последовательность, нет дат и названий местностей. Так, изложение истории пророка Ионы (с 37-139\148) настолько фрагментарно, что вызывает мысль о том, что слушатели предположительно должны были и так хорошо знать эту тему. Считается, что первое откровение с 96-1\5, а последнее в с 5.

Притчу пророка Нафана, рассказанную Давиду, Коран представляет как реальную историю, а участники приходят судиться к Давиду (с 38-22\23). Совершая суд, Давид понял, что суд имеет отношение к нему самому и пал ниц. Но не зная Библии никто не поймет в чем же дело.

Против христиан говорится, что Бог не может иметь ребенка, если не имел супруги (с 6-101). Хотя Мария (с 3-47) и спрашивает о том же, а ответ гласит, что нет невозможного для Аллаха. В с 19-21 также говорится, что Аллах может все. Противоречивость.

И все же 112 сура – Скажи: Он-Аллах, единый, Аллах вечный, Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему». И еще «Веруйте же в Аллаха и его посланников. И не говорите: Бог – это Троица» (с 4-17).

Мусульмане верят, что некоторые отрывки из Корана удостоены особой святости. Например, самое начало – с 1-1\7- Во имя Аллаха всемилостивого и милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров; Всемилостив и Милосерден он один, дня судного один он властелин. Лишь пред тобой колени преклоняем и лишь к тебе о помощи взываем: Направь прямой стезею нас, чтоб ты избрал для тех, кто милостью твоею одарен, но не для тех, на ком твой гнев и кто в неверии блуждает».

Во время чтения молитв и Корана верующие произносят – аминш. Считается, что они делают это в унисон с ангелами и получают прощение грехов. Еще 112 и 36. Последнюю считают сердцем Корана. Все читающие ее – прочитали Коран десять раз.

Учение Корана о небесах в чем-то восходит к библейскому тексту, но главный упор делается на удовольствиях и легкости жизни верующих, а не на Богообщении. И это довольно часто повторяющееся клише.

Теория аннулирования или отмены Корана. Аллах может отменить ранее сказанное. Это имеет отношение и к Священному Писанию, и к Корану. «Мы не отменим ни одного айята и вам не повелим забыть его пока на смену лучший или схожий не дадим. Ужель не знаешь ты, что всемогущ Аллах над всем (с 2-106). Пример изменения – тема вина. Сначала учение о том, что вино может быть и полезно, и вредно. Потом – не приходить на молитву нетрезвым. Наконец- полное запрещение. В Мекке полагалось молиться ночью. но после переселения в Медину – разрешено молиться в удобное время, т.к. много разных дел. Соответств. изменения внесены и в Коран.

Основные доктрины Корана

Все начинается с Адама и Евы и рассказа о первородном грехе. Человек помещен на земле в качестве представителя Бога. В конце Бог повернулся к Адаму из сострадания, видя как тот мучается в изгнании (с 2-30\39). Полагают, что рай находился на небесах, поскольку глагол – посылать вниз, хотя сам текст Корана указывают лишь на прекращение блаженства. Адам был пророком, и его грех – ошибка, ибо он забыл о запрещении. Коран не считает, что человек склонен ко греху и его греховная сущность должна быть заменена. Грех является проблемой во взаимоотношениях человека с Богом. Виды: нарушение церемониальных законов; серьезное неповиновение Аллаху. Единственный непростительный грех – ширк, т.е. поклонение иным богам. Нет прощения тем, кто умер в неверии или не раскаялся в злом деле.

Страшный суд называется днем воскресения мертвых или днем пробуждения. У Аллаха есть книги регистрации всех человеческих поступков, одна для злых, другая для добрых,, которая будет свидетельством. Длительность суда названа и тысячу, и 15 тысяч лет. Спорят, то ли фигуральное обозначение, то ли указывает на непостижимость Божьего времени, то ли призвано продемонстрировать ужас грядущего. Ад описывается как место дьявольского огня и кипящей жидкости. Есть вариант пытки темной, густой ледяной жижей. В раю – упиваются вином, живут в прекрасных домах с прекрасными супругами. Здесь прямое заимствование у ап. Павла «На небесах я приготовил для праведников то, что ни один глаз еще не видел, ни одно ухо никогда не слышало, и самый глубочайший ум не смог бы себе представить» (хадис Кудси и Коран 32:17) ср. 1 Кор. 2,9 «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». В Коране ничего не говорится о воздаянии верующим женщинам.

Различие между исламом и христианством – первый стоит на спасении через благие дела и соблюдение обрядов, второе – на спасении по благодати.

Библейские темы в Коране.

Сначала нужно сделать предварительное замечание о том, что в Коране обнаруживается великое множество заимствований и христианских, и иудейских, и зороастрийских, и буддийских. При этом встает проблема вторичности: пророк Илия зовется Ильясином – взято из греческого и сирийского перевода. Из того же источника кораническое имя Ионы – Юнус. Распространено слово властелин – рабб, что имеет очевидное еврейское происхождение. Поэтому смешным предстает утверждение. что Коран божье откровение написанное на чистом арабском языке.

Мусульманам приказано верить во всех пророков Аллаха без различия. В связи с этим перечисляются Авраам, Измаил, Исаак, Иаков, Моисей, Иисус. Описание различных историй, связанных с ними, только частично следует Библии, и в огромном масштбае привлекает талмудический фольклор.

Например, убийство Авеля – с 5-30\35 содержит не только описание события по Быт., но и разговор между двумя братьями в стиле мидраша Пирке Рабби Элиезер. Комаентарий Корана о том, что убийство одного равно убийству многих (с 5-32) имеет параллель в Мишне Санхедрин, которая также написана задолго до Корана.

Рассказывается также об уничтожении идолов Авраамом, причем язычники хотели за это его бросить в огонь, но Аллах охладил пламя (с 21-69\70). Смотрим трактат Мидраш Рабба, где говорится, что Авраам разрушил идолов, которых производил его отец.

Что касается огня, то Магомет стал жертвой еврейского переписчика. В книге Таргум – ошибочное цитирование Быт., где слово Ур (Халдейский) заменено на Ор – огонь. Отсюда – не «Я вывел тебя из Ура Халдейского», а из «огня халдейского». Коран повторил ошибку. Кстати отца Авраама, Тераха, называют в Коране Азаром, видимо вслед за слугой Елиезером (Быт. 15, 2).

Соломон наказывает удода, что тот долго отсутствовал. Птица оправдывается, что летала посмотреть на царицу Савскую. Соломон посылает письмо, и царица прибывает в гости (с 27-20\42). В Таргумен а Есфирь говорится о том же, но посланником является петух.

Ошибки хронологии. В Коране встречаем Амана из книги Есфирь. но он назван одним из начальников египетского фараона.

Другие нестыковки: дочь фараона, спасшая Моисея становится женой фараона – с 28-9, Моисей женится на одной из двух, а не семи дочерей Иофора и зарабатывает брачный выкуп восемь лет ( как Иаков). В конце жизнеописания Иосифа узнаем, что его родители перехали в Египет (с 12-100).

Из более поздних пророков в Коране нет никого кроме Ионы.

Интересно, что ни слова не говорится о жертвоприношениях как важнейшей части израильской религии. Упоминание Храма – фрагментарно – с 17-7.

Пример искажения история Лута-Лота. Рассказывается, что при бегстве некая «старуха» задержалась и погибла (с 26-171, 37-135). В третьем месте, наконец, появляется жена (27-57), а еще позже узнаем о посещении ангелов и о названии города, где произошли события (с 15-51\66). Еще в одном отрывке говорится о молитве Авраама ради спасения Лота и о том, что после требования жителей города ангелы открыли себя (с 11-74\81).

Иса – Иисус. Марйям – Мария, Яхья – Иоанн Креститель, Закарийя – Захария.

Почитание целомудрия Марии: «И ту. что сохранила девственную плоть, и Мы от духа Нашего в нее вдохнули, и сделали ее и ее сына знамением для всех миров» (с 21-91).

Рассказывается о молитве бездетной матери. о даровании дочери, о передаче ее попечению священника Захарии. Каждый раз, войдя в михраб, он видел около нее много пищи – от Аллаха (с 3-37) (взято из протоевангелия Иакова Меньшего). Есть заимствования и из еретического коптского «Сказания о девственнице».

Иисусу присвоены такие имена как Мессия, Слово Аллаха, Дух от Него (с 4-171). Коран признает вознесение на небеса (с 4-158) и возвращение на землю в качестве знамения Часа (с 43-61). Признается способность творить чудеса с позволения Аллаха – лечить прокаженных, отверзать очи слепым, воскрешать умерших (с 5-113).

Смешение требования пищи в пустыне при Моисее и Тайной Вечери – ученики просят испросить с небес стол полный яств. что и происходит, хотя Бог разочарован в маловерии людей (с 5-115\118).

Отрицается Распятие: «но ими не был он убит, и не распят. Им лишь представилось все это… Нет не был он убит! Господь вознес его к себе (4-157\158). Смысл тот, что распятие инсценировка с другим человеком, а Иисуса взяли на небо живым.

Богосыновство рассматривается как богохульство (с 9-30), Аллаху него гордиться Сыном (с 4-171). Присутствие Сына противоречит принципу единобожия – с 9-31. Христос – не Господь и не Спаситель с точки зрения мусульман.

Говоря о христианских источниках укажем еще на некоторые:

= с 18-9\26 рассказывает историю семи отроков Ефесских, которые названы «товарищами пещеры». Самые ранние записи этой истории – не ранее четвертого века. М. не знает сколько их точно было, а срок их сна у него в Коране – 309 лет.

 

КРАТКИЕ КОРАНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, ДЕВЕ МАРИИ

Несмотря на то, что исторический интервал времени между Христианством и Исламом почти 600 лет (соответственно I-VII века н.э.), в Коране довольно много сведений о христианстве, больше, чем о других религиях. Это вызвано тем, что и христианство, и ислам, и иудаизм в разное время возникли в одном географическом регионе мира - Ближнем Востоке и среди народов семитского происхождения (евреи и арабы). Поэтому, живя веками по соседству, и иудеи, и христиане, и мусульмане хорошо знали как религиозную, так и светскую жизнь друг друга.

В Коране "Иса" (Иисус Христос) особо почитаемый пророк, последний перед Мухаммедом, Иисус Христиан. Называется в Коране также алмасхи ("мессия"), Ибн Марйам ("сын Марйама"), абд Аллах ("раб Аллаха"), расул Аллах ("посланник Аллаха"), Салих ("праведник"), калима ("слово") Аллаха, каул ал-хакк ("речение Истины") и т.д. Ему было ниспослано откровение – Инджил.

Образ "Исы" занимает в Коране особое место. Он отнесён к "приближенным" (маккаррабун) Аллаха (3:45/40), что давало повод говорить о его наполовину ангельской природе. Он был вознесён к Аллаху на небеса (3:55/48; 4:158/156) и подобен Адаму, т.к. тоже сотворен Аллахом (3:59/52). Наконец он особо связан с Мухаммедом, ибо предрек его появление (61:6). Как и у Мухаммеда, у него был помощник - рух ал-Куддус ("святой дух"), иденфицируемый обычно с Джибриилом (Гавриилом) (2:87/81, 253/254). Вместе с тем Коран подчеркивает, что "Иса" - раб Аллаха (43:59), а никак не сын и не божество (9:30, 31; 5:72/76). Особо отвергается в Коране идея Троицы, под которой понимаются три божества - Аллах, "Иса" и его мать Марйам (4:171/169; 5:73/77, 116). Довольно подробно в Коране рассказано о чудесном рождении "Исы". Ангелы (или один ангел в обличии человека) сообщил Марйам, что она по слову Аллаха, оставаясь девственницей, родит сына. Который будет посланником Аллаха, проповедником писания и чудотворцем. Родившийся ребёнок возвестил ей, что Аллах облегчает её муки, даровав плоды с пальмы, под которой она рожала, и заставил бить под ней источник. Он же приказал молчать, когда её станут расспрашивать. Она молчала в ответ на упреки своих сородичей, но вместо неё заговорил новорожденный младенец, объявивший, что он - посланник Аллаха (3:42/37-50/44; 19:16-34/35, 23:50/52 - возможно отражение истории бегства в Египет).

В пророчестве ангела о будущем "Исы" говорится: что в доказательство своей пророческой миссии он будет творить чудеса - вдохнёт жизнь в глиняные фигурки птиц: исцелит слепого и прокажённого; будет воскрешать мертвых; обнаружит скрытое (3:48/43). Часть людей уверовала в "Ису", у него появились апостолы-помощники (хаварийун) (3:52/45-53/46; 61:14). Когда они попросили даровать им трапезу с небес, Аллах ниспослал им её (5:110-115).

Коран отрицает смерть "Исы" на кресте, заверяя, что вопреки утверждениям его врагов, они "не убили его и не распяли, но это только представлялось им" (4:157/156- 159/157), "Иса" был вознесён к Аллаху на небеса, где он пребудет до наступления Суда (ср,4:158/156; 5:17/18). В день Суда он предстанет перед Аллахом, как и другие пророки, и будет свидетельствовать против неверующих (5:109/108; 4:159/157). Намёком на второе пришествие "Исы" считается указание, что он будет "признаком" наступающего Суда (43:61).

Мусульманские предания подробно расцвечивают выделенные Кораном христианские легенды, в частности, историю рождества. Особое значение приобретают в них, однако, эсхатологические мотивы, в Коране почти не выраженные. В сказаниях мусульман о конце света "Иса" действует то рядом с ал-Махди, то вытесняет и заменяет его. Согласно этим легендам, "Иса" пребывает в раю и спустится оттуда накануне конца света. Спустится он в Палестину, где убьёт ад-Даджжала (по христианскому - антихриста) и установит на земле царство справедливости. Затем он умрёт и будет похоронен в Медине рядом с Мухаммедом, а потом уже воскреснет вместе со всеми. В Мединской Мечети показывают место, отведённое для захоронения "Исы". Уже в послекораническое время получает широкое распространение обозначение "Иса", как рух Аллах ("Дух Аллаха").

Коран знает об "Исе" значительно больше, чем о других пророках Аллаха. Художественная форма рассказов о нём, диалоги Марйам и ангелов, "Исы" и Аллаха, многочисленные отсылки к фигуре "Исы" свидетельствуют о широком бытовании в Аравии VII в. христианских сказаний, связанных с различными христианскими средами - с эфиопскими и йеменскими монофизитами, с сирийскими православными, со сторонниками мелких сектантских течений. Корану известны некоторые апокрифические евангелия, например "Евангелие детства"; некоторые представления Корана, кажущиеся искажениями христианских воззрений, на самом деле отражают взгляды различных христианских сект, иудео-христиан и частично гностический образ Христа, многие тексты свидетельствуют о явной симпатии к христианству в начальный период создания Корана. Согласно, вероятно, достоверному преданию, сура (глава) "марйам" с рассказом о рождении "Исы" читалась мусульманскими мухаджарами перед эфиопским негусом как доказательство близости проповеди Мухаммеда к христианству.

"Иса" стал объектом поклонения в некоторых мусульманских течениях. Члены общины ахмадийа, например, считают, что спасшийся из Иерусалима "Иса" умер в Кашмире, где был похоронен, а затем воскрес, воплотившись в основателя общины. В некоторых мусульманских странах, например, имя "Иса" давалось незаконнорождённым детям.

По Корану "Марйам" (Дева Мария) - великая праведница (сиддик), мать пророка "Исы", соответствует христианской Деве Марии. В Коране "Иса" многократно называется сыном Марйам. Именем "Марйам" названа одна из сур (глава) Корана (19). Мусульмане почитают "Марйам" как одну из самых благочестивых женщин в священной истории, главу женщин в раю.

Коран подробно излагает историю рождения "Марйама", дочери Имрана (Иоакима), ещё в утробе матери посвящённой Богу и сразу после рождения заклинаниями обережённой от Шайтана (диавола). Она была отдана в храм под опеку Закарии, получившего эту честь по жребию: киданию в воду "письменных тростинок" (каламов). Она жила в помещении храма (михраб), где каждое утро чудесным образом появлялась свежая пища, которую посылал ей Аллах. Однажды ангел (или ангелы) возвестил ей, что у неё родится сын - мессия, "слово от Аллаха", "славный в ближнем и последнем мире", приближённый к Аллаху. На её изумлённый вопрос: "Откуда будет у меня ребёнок, когда меня не касался человек?" - ей было отвечено: "Аллах творит, что желает, когда он решит какое-нибудь дело, то скажет ему: "Будь!" - и оно бывает". Ангел рассказал ей о чудесах, которые будет творить её сын-пророк.

Затем "Марйам" удалилась от людей, и родовые схватки начались у неё около пальмы. На её стенания: "О, если бы я умерла раньше этого и была забытою, забвенной!" - заговорил только что родившийся ребёнок, сказавший, что Аллах даровал ей для успокоения и отдыха источник воды и свежие финики этой пальмы. Он приказал ей при встрече с людьми говорить, что она дала обет молчания. Когда "Марйам" вернулась к сородичам с ребёнком, они стали упрекать её в прелюбодеянии; она же молча указала на ребёнка, и тот заговорил из колыбели: "Я - раб Аллаха. Он дал мне писание и сделал меня пророком, и сделал меня благословенным, где бы я ни был, заповедал мне... благость к моей родительнице" (3:35/31-47/42:16-33/34; 23:50/52;66:12).

Послекораническое предание приводит имя матери "Марйам" Ханна (библейское - Анна), сообщает подробности о споре за опекунство над ней, о чуде появления разных видов пищи в Михрабе, о неупомянутом в Коране бегстве в Египет, о путешествии "Марйам" после смерти "Исы" в Рим, о её бегстве от преследователей под землю.

В Коране есть отголоски догмата "о непорочном зачатии". Согласно коранической интерпретации, "Марйам", будучи девственницей, родила "Ису". "Мы вдунули в неё Нашего (Аллаха) духа" (66:12). "Иса" - слово Его (Аллаха), которое он бросил "Марйам и духу Его" (4:171/169,3:47/42,19:20,23:50/52). По некоторым айатам (стихам) Корана, в которых осуждается обожествление христианами "Марйам", можно заключить, что в кораническом представлении христианская Троица состояла из Аллаха, "Исы" и "Марйам" (5:171/169,5:75/79,116). Отец "Марйам" в Коране назван Имраном (3:35/31;66:12), а сама она - "сестрой Харуна" (19:28/29), что часто объясняют путаницей между "Марйам" и ветхозаветной Мариамъ, сестрой Аарона и Моисея. Однако из текста Корана видно, что большое временное расстояние между Мусой и Исой (библ. Моисей и Иисус Христос) осознавалось чётко. Возможно, что коранические выражения означали принадлежность к роду Имрана, потомству Имрана, что было переосмыслено потом как указание на прямое родство.

"Марйам" упоминается в сурах как мекканского, так и мединского периода. Дважды история о ней рассказана как пример могущества Аллаха, сумевшего, пожелав, дать ребёнка девственнице и заставить его говорить в колыбели. Она же является введением к рассказу об "Исе" и к полемике с утверждениями христиан о его божественности. "Марйам" упоминается также как образец благочестивой женщины (66:12). Некоторые места коранического рассказа указывают на то, что приводимая история была слушателям Мухаммеда неизвестна (3:44/39). Сам рассказ, судя по его стилистике, подробному изложению событий и его форме - диалогу, является, видимо, передачей какого-то услышанного текста, в котором стилистически были увязаны истории Благовещения Закарии и "Марйам", истории рождения Йахйи (Иоанн Креститель) и "Исы" (Иисус Христос).

На это же указывает и близкое сходство рассказа о рождении "Марйам" и "Исы" с некоторыми апокрифическими евангелиями, прежде всего с протоевангелием Иакова. Рассказ о родах под пальмой содержит некоторые мотивы из рассказа о бегстве в Египет у псевдо-Матфея. Возможно, что представление о "Марйам", как об одной из ипостасей триединого божества тоже восходит к какой-либо из христианских или гностических сект, существовавших в Аравии. Согласно преданию, сура "Марйам" была ниспослана для того, чтобы убедить эфиопского негуса (царя) /или наджанских христиан/ в том, что Мухаммед послан подтвердить учение "Исы". Весьма вероятно, что приехавшие в Эфиопию мусульманские эмигранты действительно приводили её как доказательство благорасположенности Мухаммеда к христианству. Её текст, несомненно, проникнут симпатией к христианству и его героям, идущей от христианских сказаний и воспринятой коранической тенденцией их передачи.

ЗОРОАСТРИЗМ = Много параллелей, например с именами главного зороастр. божества Ахуры Мазды – Видящий, Мудрый, Знающий, Сильный, Создатель, Достойный похвалы, Учитывающий. Зачало Корана – бисмилла –Во имя Бога…. повторяется в зор. книге «Дасатир и Асмани». Есть и другие примеры, нет времени укглубляться.

Буддизм = Коран рассказывает о беременной Марии, которая ушла прятаться в пустыню, и из-под пальмы для нее забил источник воды (с 19-22\26). Находим параллели не только в апокрифе «История родов Марии», где пальма в Египте склоняет ветви к младенцу Иисусу, но и в буддиской литературе на пали – «Наданкатха джатакам» - к беременной Махамайе склняются цветущие ветви деревьев, в «Карийа-Питакам» - деревья склоняются перед Буддой, чтобы накормить его спутников.

В Коране говорится, что только что родившийся Иисус называет себя слугой Аллаха (с 19-29\32). Это связано не только с Арабским Евангелием Детства, имеющим скорее всего коптское происхождение, но и с книгой «Будда карита», где рассказывается, как Будда сделал по семь шагов во всех стороны срахзу после рождения. под ногами открывались цветы, а он говорил: 2Я главный во всем мире».

Идея священных книг – ал-Китаб. У христиан – Евангелие, полученное Иисусом от Бога (с 57-27), у евреев – предварительно посланная Тора для руководства народом (с 5-47). Полагал, что каждая из книг самостоятельное Божественное произведение, хотел поставить в один ряд. Со временем, ознакомившись с Библией, исламские ученые пришли в замешательство от неграмотности М. Попытки перетолкования провалились, и тогда было сформулировано учение тахриф-и-маанави – искажения посланий Священных книг евреями и христианами. Речь шла об искажении истинного смысла. Однако потом перешли к тахриф-и-лафзи – искажению текста. В поддержку теории приводят текст Корана: «Средь них есть и такие, кто весть Писания своими языками искажают, стараясь убедить вас в том, что таковы слова Господни. «Сие от Бога» - говорят они. Но это вовсе не от Бога! И эту ложь они возводят против Бога, и сами ведают в душе об этом» (с 3-78).

Хотя в то же время в Коране говорится о том, что христианам надо поступать по Евангелию (с 5-50), а евреям по Торе (с 5-46). Если это поврежденные тексты, то зачем к ним обращаться?

Несмотря на уважение к Книге, проявляется враждебность к евреям и христианам. При этом. говорится, что Авраам был мусульманином (с 3-67), а Тора и Евангелие появились позже. Но Коран написан еще позже?

Законы и правила, предписанные Кораном – религиозный закон шариата.

Источником являются сборники хадисов. Наиболее авторитетные шесть – Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Хасан и Ибн Маджа. Все написаны в третьем веке хиджры, т.е. около 10 в. Поскольку всего накопились десятки тысяч хадисов, их делят на действительные, слабые и сомнительные.

Следует различать шариат – тщательно разработанный кодекс поведения, и дин – веру ислама. которая не меняется и остается незыблемой.

Принципы поведения: фард или ваджиб – нечто подлежащее обязательному исполнению, харам – абсолютно запретное; мандуб или мустахиб – рекомендованное – напр. дополнит. молитвы из добрых побуждений; макрух – не запрещенные и не поощряемые – развод; муба – действия, о которых нет никаких указаний.

Выработка шариатских решений производится на основе методики – фикх. Их существует четыре суннитских направления – шафиитский, ханифитский, маликитский и ханбалитский. С точки зрения шиитов, толкование закона принадлежит живым богословам – муджтахидам, выдающимся личностям такого рода присваивается титул аятолла – тень бога.

Священность жизни мусульманина – «Всякий кто укроет мусульманина, будет укрыт Аллахом в судный день». Три категории преступлений караются смертью: преднамеренное убийство, демонстративная супружеская измена и откровенна хула ислама.

Подтверждается валидность декалога, переданного Моисею на каменных скрижалях. Есть, конечно, оригинальные добавления, вроде отрубания руки за воровство (с 5-41).

В современном мусульманском обществе шариат относится к фактическим действиям и предписанным ритуалам, охватывающим каждый аспект деятельности мусульман. Он занимается внешними формами и предписаниями, хотя и содержит детализированные стандарты этики. Существует при этом разделение на общение с мусульманами и с немусульманами. Ответственность перед уммой и собратьями по вере стоит на первом месте.

О вещах. Существуют неприкосновенные – харам, причем это относится и к высокой святыне, и к свиному мясу. Отрубание руки за воровство и головы за супружескую измену – норма уголовного законодательства в Аравии.

Брак рассматривается как юридическое состояние, причем женщина обязана выходить за мусульманина, а мужчина – может брать в жены и иноверку. Можно иметь до четырех жен, их следует материально поддерживать, иначе не нужно более одной. (с 4-3), Если жена изменила, ее надо убеждать исправиться. Если отказывается от супружеского ложа – можно бить (с 4-34).

Если фикх занят внешним поведением мусульманина, то касательно жизни души постановления даются тасаввуфом. Это своего рода исламская аскетика.

Говоря о духовном содержании Корана следует прежде всего указать на имя Аллаха. которое повторяется постоянно. – около трех тысяч раз. Не имеет рода, но о нем принято говорить в мужском роде. Смысл творения раскрывается так: «Я создал джинном и людей лишь для того, чтоб мне они служили» (с 51-56). «И всяк, кто на земле и в небе пребывает, приходит к милосерному как раб» (с 19-93). Отсюда название религии – ислам- подчинение. Спасение людей – высшая цель неотменимых решений Аллаха. Он не отец, а господин своих рабов. Сам Иисус Христос в Коране называет себя рабом Аллаха – с 19-30. В отношении Аллаха к людям присутствует фатализм: одного возносит, другого низвергает в ничтожество. Никакого свободного человеческого участия – все предначертано. Есть просто откровенные свидетельства злобы Аллаха6 «Аллах сбивает с пути кого пожелает», «Нет прямого пути тому, кого свел с пути Аллах» (с 4-88 и др. см. Фрилинг с. 73). При этом, хотя и нет свободного выбора, отвечать за соделанное все равно придется (с 16-93). Нет случайностей и непредвиденных обстоятельств. Нет смысла просить кого-либо о помощи кроме Бога. Абсолютное противоречие с идеей свободной воли.

Люди стремятся видеть лик Аллаха, что объясняется как «величие его добродетельной щедрости при встрече с нуждами всех созданий на небесах и на земле» (с 55-29).

Важно остановиться на формировании коранического канона. Он никогда не составлялся в одну книгу при жизни М. Заучивали наизусть, или отдельные части записывали на кусках дерева, пальмовых ветвях, черепках. М. умер в 632 г. Стали избирать халифов – воспреемников. Такой человек должен был сопутствовать М. и в Мекке, и в Медине, понимать хадисы и вести праведную жизнь. Больной М. просил Абу-Бакра предстоять на молитве, решили. что халифом должен быть старейшина – отсюда первй халиф (632-634). Далее Омар (634-644)Бесконечные войны, захват Иерусалима при св. Софронии, принцип «Ислам, налог и меч». Убит христианином во время молитвы. Осман – муж двух дочерей пророка (644-656). Его родственники раздажали мусульман своей коррупцией. Убит своими же. Али (656-661) – зять пророка, ему противостояла Айша со своими приближенными, война. Потом противостояние с правителем Дамаска Муавией, двлюродным братом Османа. Его приверженцы перед битвой держали на копьях свтики Корана. Али не решился вступить в бой, и постепенно лишился власти. Его сторонники образовали первую мус. секту «хариджитов» - отступивших, они покинули Али, не примирившись с компромиссом. Один из них потом и убил Али.

Здесь то и происходит деление на суннитов – для них хадисы являются главной основой религиозной жизни мусульман, и шиитов – проповедующих революцию и мученичество, восстания и войны, называют Запад «великим сатаной». Утверждают, что М. всегда называл Али своим преемником. Строят свои обычаи не на хадисах, а на своих сборниках предания – ахбар. Суннитское мнение о иджме – единодушном мнении общины, заменяют на учение об имаме – духовном вожде, ведущем свое происхождение от Али. В отличие от суннитов, шииты верят в Провидение, но отрицают предопределение судьбы, у них иная форма призыва на молитву и иной ритуал омовения, с долей суеверия поклоняются могилам имамов, им разрешается скрывать свою веру во избежание преследований.

К 711 г. арабы захватили не только Иерусалим, но и всю северную Африкиу, пришли в Испанию.

Первоначально Коран учили наизусть и декламировали, отсюда название такого рода чтецов – хафизы. Среди составителей первых рукописей Корана – ученики М. Салим и Зайд. Когда работал Зайд встала проблема примирения противоречий, комментирования и взаимоисключения. Во время царствования халифов Абу Бакра и Омара – версия Зайда считалась главной, но не получила общенародного распространения. Возникновение различных толков и группировок побудило халифа Османа приказать уничтожить все версии Корана, и свести все в одну. Ортодоксы настаивают, что речь шла только об унификации произношения, однако в ранних рукописях отсутствовали гласные и вопрос конечно в разных смыслах. Остался кодекс Зайда. Но существовало семь типов декламации (Медина, Мекка, Дамаск, Басра, Куфа и еще несколько, выбор любой считался свободным. В 934 г. некто Ибн-Муджахид в Багдаде ввел гласные звуки.

Суфизм – мистическое направление в исламе. Связано с деятельностью известного поэта-астрлога Далаладдина Руми (1207-1273), жил в Конье. Основал орден кружащихся дервишей. Учил: «Много путей ведет в Каабу… Но влюбленный знает, что истинная Святая Мечеть – это единение с Богом».

Цель – достижение экстатического состояния через беспрестанное повторение мантры «ля иляха илляллаху» - нет бога кроме аллаха. На этой основе образовались братства дервишей. занимавшихся также мистическими танцами. Персидский мистик Баязид Бистами (ум. 875) сформулировал идею «фана» - самоуничтожение в божественном опьянении, слияние личного сознания с сознанием Бога в состоянии неразличимой тождественности. Близко к буддийской нирване, хотя в исламе вовсе не предполагалось какой-либо первосубстанции.

Побудительным толчком к возникновению суфизма стало господство схоластического богословия. Суфии же обращали внимание прежде всего на эмоциональную и интуитивную стороны религиозного опыта, сопряженного с углубленной рефлексией, которую ортодоксы называют излишним самотерзанием и самоосуждением. «Суф» значит шерсть, ибо были одеты в простые одежды из некрашеной шерсти. Цели – отвержение желаний, богатства, поиски внутренней духовной жизни, единение с Богом через очищение сердца, искоренение начатком человеческого сознания и растворение в Божественном разуме, преодоление желаний и страстей. Находились в постоянном конфликте с ортодоксией.

Два вида членства: посвященные (внутренний круг) и присоединившиеся (участвующие в радениях). Посвященный называется мюридом, он полностью находится во власти своего шейха. Деление на ордена. Один из наиболее известных – Накшбандия, возник в Ср.Аз. в 14 в. Сейчас практически все правители суннитских мусульманских стран являются суфиями. Это исламское масонство.

Календарь только лунный, это предписано самим М. во время последнего посещения Мекки в 632 г. Год, состоящий из 12 лунных месяцев составляет 354 дня, на 11 короче солнечного. Это отставание привело к тому, что все мусульманские праздники скользят по году солнечному. Пост месяца рамадан за 33 года проходит весь солнечный год. С каждым столетием разница между фактическим числом лунных и солнечных годов увеличивается на три лунных года. Поэтому 1977 соотв не 1355 (1977-622). но 1397 году хиджры.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

Мусульманин – значит «тот кто покоряется». Символ веры состоит из двух утверждений: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк Его». Мухаммед значит восхваляющий. К этому имени постоянно прибавляют «да пребудет с ним мир». Идея таква – вездесущия Божия понуждает все мысли и поступки сообразовывать с волей Всевышнего и угождать ему.

Вторая концепция – рисала - пророчество, от Адама идет цепь пророков, через которых Бог говорил с человечеством. Адам первый строитель Каабы, восстановленной потом Авраамом. Всего в цепи пророков – 124 000. Из упомянутых в Коране 26 пророков, трех нет в Библии – Худ, Салих и Шуайб (возможно Иофор, тесть Моисея). Из священных книги упомянуты Тора, Псалтирь, Евангелие и сахифа – свитки Авраама, которые считаются полностью утерянными.

Третье – ахира – жизнь после смерти. Жизнь начинается не с рождения. а с сотворения Богом живой души (рух), а оканчивается не физической смертью. а когда Бог душу растворяет. Земная жизнь необходима для духовного развития. Люди не властны над тем сроком жизни, который им предопределен. Люди созданы наместниками Бога на земле и ответственны за благополучие мира.

Верят, что священные слова арабского Корана пребывают в неизменности с момента ниспослания их

 

СТОЛПЫ ИСЛАМА

1. Шахада – свидетельство – утверждение «нет Бога кроме Аллаха и М. пр. его». Обращение состоит в свидетельстве при двух мусульманах. Нужно также отказаться от свинины, алкоголя, посещения злачных мест и нескромной одежды.

2. Молитва – салат – состоит из движений и слов, требуется совершать пять раз в день: между рассветом и восходом солнца, после полудня, предвечерняя и ночная. Мужчины молятся сообща, женщины дома. Одна общая молитва в мечети – по пятницам. Если более трех недель не ходит – покинул лоно ислама. Пятница нерабочий день. Имам – предстоятель на молитве, не читается священником, должен только пользоваться уважением, разбираться в основах веры и знать Коран. Стоит впереди верующих, располагающихся рядами. Цель молитвы – очищение сердца, духовное и нравственное очищение. Перед молитвой необходимо отвлечься от мирской суеты, молятся на специальных ковриках, там м.б. изображение мечети, где похоронен М. или Каабы. Чистая одежда, без обуви, мужчины иногда носят молитвенную белую ермолку. Ритуальное омовение – вуду: лица и руки до локтей, головы и ноги до щиколоток; если нет воды – песком. Три раза полоскать рот, три раза мыть ноздри, макушку, трижды уши. Если состояние вуду не нарушено, можно снова не омываться. Нарушение: кровью, семя, фекалии, моча, сон, менструация, прикосновение к покойнику. Кибла – во время молитвы поворачиваются лицом в сторону Мекки. Во время молитвы совершается 8 отдельных поклонений состоящих из чтения кототких речений из Корана, воздевания рук и поклонений до земли. Испрашивая прощения у Бога кладут на правое колено правую руку сжатую в кулак с выставленным вперед указательным пальцем. Иногда при молитве используют 99-бусинные четки субха, кот. разделены на три части: хвала Аллаху, слава Аллаху, Аллах велик – по 33 раза.

МЕЧЕТЬ

или масджид – место поклонения мусульман, хотя весь мир считается пригодным для молитвы. В домах также выделяется для этого специальное место. В настоящее время мечеть выполняет и роль мусульманского клуба, может иметь школу, библиотеку, спортивные залы. В мечети ежедневно проводятся занятия по изучению арабского и Корана. Глава мечети – имам или мулла. Архитектурные особенности – купол и минарет. На верху хупола пятиконечная звезда ви полумесяц – звезда – пять столпов ислама, полумесяц – напоминает о Боге творце и лунном календаре. В мечети два входа, для мужчин и для женщин. Снимают обувь и – вонь. Омовение после туалета совершается левой рукой (правая – чистая), используют специальные кувшины. В стене, направленной на Мекку имеется ниша – михраб, в которой хранится Коран. Справа от михраба – минбар – возвышение, с которого имам провозглашает пятничную проповедь = хутбу.

3. Закьят – религиозный налог, который в отличие от садаки – помощи пострадавшим от бедствий и бедным, является религиозным налогом и не связан с чувствами симпатии и сострадания. Взгляд на богатство и бедность в кальвинистском духе. Размер составляет 2,5% от стоимости всего нажитого состояния. Взымается с имущества, имеющегося в собственности не менее года и имеющего определенную ценность.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.032 сек.