Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Караимы

После разгрома Бар Кохбы центр раввинистической учености перемещается на территорию совр. Ирака, где с 3 в. создаются религиозные школы, возглавлявшиеся гаонами – значит гений. Это был своего рода совет еврейских мудрецов, который регулировал жизнь всей еврейской диаспоры, принимал решения по религиозным вопросам. Они же избирали рейш-галута или экзиларха, главу евреев в изгнании (должность просуществовала до 12 в.).

Интересно, что уже в 8в. возникает протест против засилья устного закона в еврейской среде и появля-ется секта караимов, настаивавшая на буквальном понимании Торы и отвергавшая устный закон. Они су-ществовали в Палестине, Испании, Византии, Египте, в средневековье в Литве и Крыму. В России 19 в. признаны особой конфессией, из-за чего не пострадали от Гитлера.

Все началось с восстания портного Абу-Исы в 748-755 гг. на территории арабского халифата, более 10 тыс. участников, которые выступали не только против властей, но и против еврейской элиты, возглавляв-шейся руководителем книжников, получившим с 658 г. титул гаона. Иса объявил себя предтечей мессии, отвергал Талмуд и признавал только ВЗ. Признавал также Моисея и Иисуса Христа. После пдавления вос-стания борьба в евр. обществе продолжалась: конфликт между гаоном и родственником последнего экзи-ларха Ананом, кот. хотел занять руководящее место, а ему не давали. В 761-2 гг. – движение протеста. Получили название караимов. Многие считают, что это возрождение саддукейства. Однако были отличия: верили в пришествие мессии, в воскресение мертвых и бессмертие души.

Каббала (значит предание)

Антиталмудические настроения в иудаизме возникают довольно рано. Одним из их проявлений можно считать мистический трактат Сефер Йецира (книга творения) (7-8 вв.). Сильное влияние пифагорейской нумерологии. Представление о творении как результате деятельности безличной первопричины.

Пути творения скрыты в 10 сефирот – числах и 22 буквах еврейского алфавита. Сефирот – фундамен-тальные категории реального бытия. Считают ее первым каббалистическим произведением. Присутствует неоплатоническое учение о связи Бога со вселенноц через эманации таинственных сил всевышнего.

Если говорить о движении против течения, то стоит попутно остановиться на деятельности выдающего-ся еврейского ученого Маймонида или Рамбама (1135-1204). Моисей бен Маймон родился в Кордове. но после преследолваний евреев со стороны династии Альмохадов, бежал в Марокко, Палестину, потом в Египет. В 1165 г. поселися в Египте, стал врачом каирского султана. Знаменитый труд – «Морэ невухим» - Путеводитель колеблющихся. Бог создал природу, но не вмешивается в ее дела, ибо законы природы сами по себе незыблемы. Элементы рационализма: если чудеса Писания противоречат разуму, то надо пони-мать, что они фигурируют там лишь как способ выражения и притча. Сторонник метафорического метода толкования чудес. в Морэ нэвухим много говорится о познании скрытого смысла Писания. Торжество ра-ционализма – стремился в своих трудах удалить из Библии все антропоморфизмы, дав им аллегорическое толкование. Учил. что Бог может быть познан только через то, что Он не есть – апофатика. Выдвигал на первое место чистое знание, считая выполнение заповедей мицвот делом второстепенным. Имел тен-денцию к тому, чтобы понимать Бога как чистый разум или как универсум.

Маймонид также написал толкование к Мишне – Мишнэ Тора(Повторение учения). В этой книге много внимания уделено (помимо вопросов повседневной жизни)теме прихода машиаха: «Царь-мессия восстано-вит политический суверенитет Иудеи, восстановит храм и соберет детей Израиля. Но пусть тебе не мере-щится, будто царь-мессия должен показать чудеса и совершать нечто необычное, как, например, воскре-шать из мертвых или что-то в этом роде. Это не так». Возражал против мессианского движения Давида аль-Рои в Йемене в 1170-е гг.

Трактат Техийат ха-метим – воскресение мертвых. Пытался все обосновать через постижение естест-венных законов.

Провозгласил 13 догматов веры: 1. Бог руководитель и создатель всех существ; 2. Бог един; 3. Бог бес-телесен; 4. Бог есть первый и последний; 5. Молиться следует только Богу; 6. Слова пророков истинны; 7. Моисей- великий пророк; 8. Тора есть откровение Божие; 9. Тора неизменна; 10. Бог вездесущ; 11. Бог все-праведен; 12. Бог ниспошлет мессию; 13. Бог воскресит мертвых.

Написал книгу Сефер гамицвот – (книгу заповедей), в которой подверг подробному рассмотрению все 613 заповедей. Книга эта огромна и изучается уже «продвинутыми» раввинами.

Стоит указать, что книги Рамбама в 1234 г. были сожжены, а сам он предан раввинами проклятию. Одна-ко со временем его труды вернулись, особенно в хасидскую среду.

Вернемся к каббале.

10-12 вв. – время распространения еврейства в Испании. С приходом к власти в Испании и Мароккво ди-настии Альмохадов положение ухудшилось, ибо требовалось немедленно принять ислам. Сопротивление. Развитие средневекового мистицизма. Кабала возникает именно на испанской почве.

Легенда Талмуда гласит, что римляне подслушали беседу враждебных им раввинов и решили их ре-прессировать. Один из них – раввин Симон бен Йохай – вынужден был вместе с сыном скрываться в пеще-ре 12 лет, питался плодами рожкового дерева, изучал Тору и написал книгу «Зохар», которую обнародовал в 13 в. испанский раввин Моше де Леон, якобы получивший ее из Палестины. Как отмечают исследователи, эта книга, хотя и не была первым произведением кабалистического направления, однако выразила квинт-эссенцию учения, а также «распространила свое влияние на все стороны иудаизма и органически влилась в еврейскую жизнь, во многом преобразовав традиционное мировоззрение».

Многие считают, что это псевдоэпиграф – фальсификация древней рукописи.

Для нас существенно, что это текст гнотического свойства, содержащий так называемое тайное знание. В одной из древних книг говорится о «Зохаре» = что она содержит «великие тайны, которые допустимо лишь передавать из уст в уста и не следует записывать, делая доступными для всех, умеющих читать?».

Зохар значит «сияние» или «остерегаться» (соотносят с Дан 12,3 = И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда).

Состоит из трех томов, построенных в виде толкования на Пятикнижие и еще один том. Нет времени и смысла при столь общем обзоре останавливаться на всех трактатах, входящих в Зохар. Стоит лишь упомя-нуть некоторые, чтобы понять направление.

=Ситрей Тора (Тайна Торы) – описание тайн души и имен ангелов. Раза де-Разин (Тайна тайн) – физи-огномия и хиромантия. Ситрей Отийот (Тайны букв)- описание тайн еврейского алфавита. Есть трактат, где дано 70 толкований первого слова Библии – берешит. Как заявляют сочувствующие – Зохар – это мистиче-ский рассказ о тайнах небес и земли (отметим, что небеса постоянно упоминатся во множественном числе), душе и мире ангелов, глубинах вторения и временах машиаха. Книга написана на арамейском (интересно с точки зрения еврейского соревнования с Богом) – считали, что этот язык невраумителен для ангелов, а по-тому выступает в роли своеобразного шифра даже для небесных сил.

Собственно язык книги – доведенная до совершенства терминология в ее предельном выражении. Каж-дое слово, даже служебное имеет свойство термина, носит указующий, а не описательный характер, жестко соотнесено со своим уникальным и специфическим контекстом.

Объясняя происхождение Зохара, кабалисты утверждают, что это часть устной Торы, полученной Мои-сеем на Синае. Причем считается, что лицо письменной Торы можно увидеть только из устной. Таким обра-зом Писание превращается в тайну за семью печатями, остающуюся недоступной непосвященным. Писа-ние делится на «открытое» и «сокровенное». Последнему отводится роль ядра ореха, а все остальное лишь оболочка Торы. Кабала настаивает, что мифическому раби Шимону – раввину Симону открыты тайны, и такого больше не будет в людях «пока не придет царь Машиах». Шимон настаивает на том, что данное ему откровение выше Моисеева, ибо тот не «ведал, что лучится кожа лица его» (Исх. 34, 39), а Шимон знал.

Центральаня идея Зохара – божество, не имеющее никаких атрибутов. Эн-соф – бесконечное, находя-щееся в абсолютном покое, нетворимое и нетворящее начало. Сефирот же рассматриваются как творящие силы или потенции божества, выступающие в роли посредником междун ним и миром. Миру света. воспло-щенному в сефирот противостоит тьма – клипот (скорлупки), их тоже десять.

Взгляд на Тору как на постепенно самораскрывающуюся тайну, идущую навстречу ищущему ее, а сторо-нящуюся глупца. Мудрому же в конце концов открывает все тайны свои и он становится «совершенным че-ловеком». Зохар – путь к совершенству, своего рода «Тора мессинаских времен». Эсхатологическая пер-спектива может быть проиллюстрирована таким текстом: «Однажды друзья прогуливались с раби Шимо-ном. Он сказал: Я вижу все другие народы славные, а Израиль униженным. Почему? Потому, что Царь, Бог прогнал Царицу Израиль, взял служанку и надел корону на ее голову». Он заплакал и продолжал: «Царь без царицы не царь: если царь привязан к служанке царицы, где его слава? Служанка правит Сионом, как когда-то правила Царица. Но однажды Всевышний вернет Царице ее законное место; кто тогда возрадует-ся, как не Царь и Царица? Царь потому, что он вернулся к ней и ушел от служанки, а Царица – потому что воссоединилась с Царем. Поэтому написано: «Радуйся безмерно, о дочь Циона» (Захария 9,9).

Каков же взгляд Зохара на творение – вселенной предшествует абсолютное единство. «Сокрытость со-крытого из тайны Беспредельности, узел в свернутом, замкнувшийся в кольцо». Потом высшая воля размы-кает кольцо и создает мир, чему предшествует образование некой точки в пульсаци беспредельного. Токва зовется мудростью всевышнего. Присутствует идея катастрофы и неправильного построения мров, которое потом преодолевается воссозданием и исправлением – совершенно гностический пафос.

«При создании вселенной была распря левой стороны и правой. Во время этой распри, в которой пробу-дилось левое, вышла Геенна и прилепилась к нему. Срединная Опора, которая суть третий день, вошла между ними, и разрешила спор, и согласовала между собой обе стороны, и Геена спустилась вниз, а левая сторона включилась в правую, и все стало цельным». Представлениям каббалы о творении присуща идея цикличности. Мир постоянно повторяется, все вновь и вновь возвращается.

Душа человека попадает в тело для испытаний. Выдержав их, после смерти попадает в рай. Если гре-шит, то до трех раз возвращается в человеческое тело. Связывали учение о переселении душ с пришест-вием мессии, который пректатит очищение дух и разграничение добра и зла.

Человек рассматривается как главная цель творения. Сумма всех сефирот являет собою Адама Кадмо-на – прообраз, божественную идею человека, а образ человека в свою очередь есть образ всего сущего.

Появление еврейского народа рассматривается в контексте исправления основ мироздания и гармони-зации мистических стихий: «достигли все три отца цельности и исправилось горнее и дольнее».

Зохар учит о всеединстве, включащем в себя в качестве важнейшего компонента – праведника – цадика. Он соединяем между собой вышнее мужское (Святой, благсловен Он) и женское (Шехина). Праведник, го-ворится в комментарии к Зохару, это живая реализация той объединяющей силы, которая пронзает все ми-ры, связывает все стороны, так как находится в постоянном процессе восхождения к изначальным источни-кам бытия и нисхождением от них. И верхнее смыкается с нижним, и божественное с человеческим. Пример из Зохара – раввин Гемнуна – Это человек, поскольку он жил на земле, а после своей смерти ходит среди людей и беседует с праведниками. Это ангел, поскольку наделен миссией, выполняет посланнические функции и способен внезапно исчезать и появляться.

Праведник – это человек Торы. Поэтому единство миров (!) рассматривается как единство Бога, Торы и Израиля. Пятикнижие начинает уже выступать в роли некоей божественной силы, участницы творения, по-скольку гворится, что Бог сотворил ангелов и «все миры» с Торой и при помощи Торы. И они существуют «ради нее». Из такого понимания Писания неизбежно проследовала идея. что сами писания Торы – это только ее одежда. но не главная суть.

Зохар много внимания уделяет отношеням человека с Торой. Здесь интересна концепция «обновления слов Торы». Иными словами, работа по толкования постоянно вскрывает новые смыслы, и Тора постоянно воспринимается как нечто новое и неизведанное.

По своей сути Зохар безусловно пантеистическое произведение, привнесше имено такой да еще и гно-стический дух в иудаизм.

Зохар начинает широко распространяться в еврействе после изгнания из Испании в 1492 г. Апофеозом влияния на еврейскую культуру стало появление в палестнском Цфате в 16 в. новых школы кабалы, наибо-лее известна – Исаака Лурии. Идет постоянная борьба между Талмудом и Зохаром. В 17 в. возникает важ-ная ересь саббатинаства (Шабтай Цеви, 1626-1676) в Турции. Родился 9 Ава – день разрушения храма, в этот день должен родиться машиах – сын Давида, освободитель Израиля. В 1648 г. провозгласил себя Ма-шиахом, весть об этом распространилась во всем европейском еврействе, многие двинулись в Израиль, продав имущество, особенно с Украины и из Польши, напряженные отношения с местными властями, по-громы Хмельницкого.Цеви провозгласил конец времен и все свое учение основывал на Зохаре. Неожидан-но вместе с соратниками принял ислам и вижение остановилось.

В каббалистике получает широкое распространение способ толкования Торы, называемый гематрия. Т.е. толкование смысла Писания на основе сопоставления математических выражений слов, получаемых путем сложения числовых значений букв. Первичная гематрия – это сложение значений букв. Малая гемат-рия – у слагаемых отбрасываются крайние нули. Возможно и дальнейшее сокращение путем складывания простых чисел первичной гематрии – например, 395 – 3+9+5=17. Например, для пасхального седера можно таким образом свести к священному числу 7 слова свеча, вино, хлеб, рыба, мясо. Полная гематрия – сумма парвичных гематрий названий всех букв слова. Гематрия, основанная на взаимозаменяемости букв по фо-нетическому созвучию (не распространяемся в детали). Трансформационная гематрия – первая с послед-ней, вторая с предпоследней и т.д. Колель – добавление едицины, что обозначает связь с верхним миром духовности.

 

Хасидизм. Отличительные черты: учение благочестия, особое внимание религиозной экзальтации. Ре-лигиозный пантеизм и непрестанное взаимодействие между человеком и Богом. Мир не есть эманация Бо-жества (по Каббале), а просто проявление Божества. Раз в мире есть только Бог, то ничто не может счи-таться абсолютным злом: зло есть тоже форма проявления Божества (дуалистические моменты). Слияние с Богом происходит не путем изучения закона, а через восторженную молитву. Не нужно обращать внима-ния на обрядовую мелочность. Аскетизм – менее совершенное служение Богу, нежели бодрое и радостное действие. Следует относиться к грешнику как к праведнику.

Основатель украинский еврей Израиль Бааль Шем-Тов или Бешт (1698-1760). Фамилия значит – облада-тель доброго имени. Имел известность целителя и духовного вождя. Его жизнеописание овеяно легендами. Якобы таинственным образом получил древние рукописи по каббалистике и отсюда приобрел необыкно-венную мудрость. Их ему передал некий Израиль, сын Элеазара из Окупа. Стали вместе заниматься кол-довством, Израиль погиб. Бешт скитался, потом женился и жил в бедности в Галиции. Много времени про-водил, молясь в горах. С 1735 г. слава – множество последователей (к концу жизни 10 тыс.). Молитва с рас-качиванием, сильным вздрагиванием – вся мебель тряслась. Кричал или впадал в ступор. Писал мессина-ские письма в Палестину. Полагал, что главное – внутреннее нравственное развитие.

18 в- - польские и украинские евреи имели самоуправление через свой кагал. Рост социальных противо-речий. Интенсивный рост книжности, тысячи людей занятых крючкотворным изучением Талмуда.

Бешт конечно был пантеистом: Человек должен постоянно думать о том, что Бог везде и всегда с ним; что Он есть как бы тончайшая материя, разлитая повсюду. Он считал, что богом наполнена природа.

Элементы дуализма. «Нет безусловного зла, ибо зло есть также добро, только оно низшая ступень со-вершенного добра. Добро и зло не в Боге, а в человеческих поступаках; когда зло причиняет добро, оно служит последнему как бы фундаментом и, таким образом, само становится добром».

Бешт создает учение о благочестии, СОВЕРШЕННО НЕ ТРЕБУЮЩЕЕ ЗНАНИЯ ТАЛМУДА, Кто его изу-чает – находится во власти лукавого. Главное – это горячая молитва, вознесенная к Яхве. «Во время мо-литвы человек должен как бы высвободиться из своей материальной оболочки и потерять свое самоощу-щение, то есть дойти до такой ступени, на которой не различаешь, живешь ли ты на земле или нет.

Число его приверженцев в Подолии, Волыни и Польше достигло 10 тыс. К концу 18 в. присоединились также Белоруссия и Литва. Им пришлось выдержать нападки раввинов-талмудистов во главе с виленским гаоном – раввином Илией. Суд кагала предал хасидов проклятию в 1772 г.

Создается движение хасидов с цадиков-праведником во главе. Учение о цадике-праведнике получило развитие при наследнике Бешта – Бере из Межерича (1710-1772). Он был изначально ревностным поклон-ником каббала Исаака Лури: человек сосуд зла, необходимо постоянно поститься и молиться, чтобы не по-пасть в ад. Установил институт эмиссаров, разъезжавших по всей черте оседлости и проповедовавших ха-зидизм.

Мир держится на 36 тайных праведниках – цадиках. Делают добро втайне. К.Шалхан арух – единство всех евреев на земле – гарантия единства всех сотворенных миров.

Бер ходил во всем белом, даже ботинках – цвет милости. Появлялся редко и торжественно. «Цадики желают управлять миром, поэтому Господь и создал мир для того, чтобы цадики имели удовольствие управлять им». Цадик становится культом, ему поклоняются. во всем его слушаются. 19 в. – цадики напол-нили Украину и Польшу. Целые династии. Леви Ицхак из Бердичева (1739-1809) учил, что цадик не властен только над теми Божьими определениями, которые направлены ко благу людей.

Главное внимание уделяется личному общению с Богом, а не соблюдению закона. Ссылались на Тал-муд: «Бог вожделеет сердца». Некоторые экстатические формы поведения: «Все кости мои скажут: Госпо-ди, кто подобен Тебе?»(Пс.), вставали на голову вверх ногами.

Считали, что суть кабалы нужно доводить до мирян, но лишь в виде писаний хасидских комментаторов, тогда как сам Зохар и писания кабалистов Цфата, например, оставались уделом избранных.

Интересно, что в 1750-е гг. в Польше проходили дискуссии между талмудистами и кабалистами во главе с Яковом Франком. последние добились сожжения Талмуда в Польше, а сами приняли христианство. Это была одна из иудейских ересей.

раввин Шнеур Залман из Ляд (1747-1812) основатель учения Хабад (хохма-мудрость, бина – разумение, даат-знание) – абсолютное всебожие, отрицание самостоятельного бытия всего существующего, непре-рывность миросотворения. Во время войны с Наполеном отступал с русской армией до Курска, организовал разведчиков из евреев.

Богатство цадиков- раввин Израиль из Ружина (1797-1850) – жил в Киевской губернии, имел дворец, ог-ромный штат слуг, певцов и мцзыкантов. Идеология цадикского гедонизма: Цадик светоч мира, через него изливаются свыше все блага мира… Он должен быть обставлен богато, ибо если сам цадик стеснен в пользовании земными благами, то и влияние его ограничено».

Такое положение не могло привести к конфликтам. Поэтому раввин Нахман из Брацлава (1770-1811) теорию о взаимодействии цадика и хасидов. ц. не может обойтись без народа, он через него получает оза-рение. Народ же не может обойтись без ума цадика. Цадик – душа, народ – тело. «Когда сатана убедился, что ему одному не сбить с пути весь огромный мир, он прибег к помощи раввинов».

Интересен взгляд на Зохар европейской христианской кабалы времен Возрождения. Эти мистики счита-ли, что тут содержатся не искаженные измышлениями Талмуда истинные принципы иудаизма, совпадаю-щие с христианством. В чем они видели совпадение – не совсем ясно. Интересно, что тогда как в Европе сжигали Талмуд, Зохар всегда печатали (интересно?).

В основе кабалы лежит учение о десяти Сефирот – сосудах или орудиях, в которых воплощается боже-ственная воля. Сефирот выступают также как универсальные принципы построения мира, сочетание кото-рых составляет всю совокупность бытия. Мистицизм заключается в том, что использование сефирот не для нужд онтологии, а для соприкосновения с бытием невыразимого и непостижимого. Выстраиваются в дере-во.

Три сфиры (единств. число) соотносятся с разумом, в т.ч. зхохма – мудрость, а семь – с сердцем, эмо-циями и чувствами.

Еврейский календарь – лунные месяцы внутри солнечного года, 354 дня, имеет 19-летний цикл, к 7-ми годам из 19-ти (3,6,8,11,14,17-й) прибавляется дополнительный месяц из 30 дней – перед Адаром, называ-ется Адар-алеф, а собственно Адар – Адар-бет. Обычный год имеет 12 месяцев из 29 и 30 дней. Начало – Сентябрь-Октябрь –Тишри – и много других праздников. Нисан – амрт-апрель – пасха, Ав-июль-август – день разрушения храма, мессианская тема. Год не может начинаться с воскресенья, среды и пятницы. Но-вый год сдвигают на день вперед, и окончательно корректируют разницу с солнечным календарем.

Летосчисление ведется от сотворения мира, т.е. от 7 октября 3761 до РХ. До конца 3 в. до РХ начинали с марта.

Новый год – Рош-гашана. Отсюда видимо и христианское – 1 сентября. Считается, что в эти дни Бог ре-шает, кому жить и умирать. Инструмент покаяния – шофар-рог барана, к который трубят по сто раз на дню, кроме субботы. Три типа звуков – долгий, прерывный и рыдающий – покаяние. Ташлих – обычай бросать грехи в воду – Михей «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (7, 19). Каббала считает, что шо-фар улучшает души евреев, привлекая к ним Шехину, возвещает пришествие Машиаха и пробуждает за-слуги семи отцов – Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Аарона, Иосифа и Давида. Символ союза с Богом, изгнание сатаны. Именно в Израиле содержится сила, способная низвергнуть сатану. Элементы пантеизма и натурфилософии – шофар вмещает силы огня, воздуха и воды, как и Тора! Стихии соотносят с Авраама-ом, Исааком и Иаковом, а также с творящими стихиями. Шофар пробуждает все пять уровней души: един-ственная, живая, дышащая, дух, душа.

Перед Новым годом желают друг другу – «пусть вас запишут на хороший год» (да изгладятся они из кни-ги живых и с праведниками да не напишутся (Пс. 68, 28).

Талмуд учит, что есть Книга жизни, Книга смерти, а осталные - те, что посредине и их участь решается между Рош-Гашана и Йом-Кипуром (судный день).

Йом Кипур – день поста ради примирения между человеком и Богом, ибо именно грехи против Него прощаются в этот день.

Нужно просить у всех прощения, иногда по нескольку раз. «Это правило не применяется, если оскорбле-ние очень велико или ущерб в принципе невосполним». Заявляют, что Йом-кипур единственный пост пред-писанный Торой. Начинается за час до наступления и продолжается 25 часов. Нельзя ничего пить, мыться, вступать в связь, носить кожаную обувь (уменьшение комфорта). Постятся все женщины с 12 и мужчины с 13 лет. В одной из молитв просят освободить от невыполненных клятв-обетов. В этот день просят проще-ния за все грехи. в том числе «За грехи, которые мы совершили под давлением». Каждый молится не толь-ко о своих грехах. но и о грехах других евреев. Читают Иону – о прощении всех искренне раскаявшихся.

Через 4 дня непрерывное празнование 4 праздников – Суккот или Кущей – воспоминание о 40 годах ски-таний в пустыне. Каббалисты связывают с противостоянием добра и зла, поскольку гематрия Суккот равна гематрии силы зла – Лилит.

Делают палатки с крышей из ветвей, чтобы через них можно было видеть небо и звезды. Празднуют и сбор урожая в Израиле. Держав в руке три растения – 1. лулав-пальму; 2. две ветки ивы; 3. – три ветки мир-та и 4. этрог – цитрус, похожий на продолговатый лимон, нельзя, чтобы стебелек на его конце был сломан. За безупречность этрога платят до 100 долл. Растения символизируют: лулав – головной мозг и позвоноч-ник; этрог – сердце; миртовые листья – глаза; ивовая ветка – уста. Растения соотносят и с семью отцами, которые посещают суку.

На 8-й день – Шмини-Ацерет – молитва о дожде. Наконец – Симхат-Тора – окончание годового круга чтения Торы. Вечером в синагоге носят свитки Торы, окружающие танцуют. Распростр. в СССР.

Конец ноя. – нач. дек. – Ханука, в США совмещается с Рожд. Празднуется победа Маккавеев, после чего для очищения Храма не было достаточно ритуального масла и оставшееся в светильнике горело 8 дней. Важную роль играет менора – 9-ти свечник.

Кабалисты особенно почитали праздник Ту-бишват – янв-февр., совершалась с 16 в. специальная тра-пезас 4 чашами вина, чтением 13 библейских стихов и поеданием 13 видов израильских растений – оливы, финики, виноград, фиги, гранаты, яблоки, орехи, плоды рожкового дерева, груши, вишни, семечки и арахис.

Пурим – связан с историей Эсфири и Амана. Заповедь нпиться до такого состояния, что не отличишь слова «благословен Мардохей» от «будь проклят Аман». Талмуд учит, что начиная с этого дня «наше сча-стье увеличивается». Пурим будет соблюдаться даже во дни Машиаха. когда все прочие праздники будут оставлены (комм.). В синагоге читают Кн.Эст., а все трещат грогерами, которые используются при каждом произнесении имени Амана. Маскарад. Во время праздниного ужина подается сладкое – гоманташен – уши Амана.

Подготовка к пасхе – все старые продукты записраются на 8 дней, покупается все новое. Нисан – празд-нуется освобождение из Египта и начало существования как нации. Поскольку покидали Египет так быстро, что не успело поднятьсяч тесто, едят мацу – плоский пресный хлеб.Маца- лучше быть голодным, но сво-бодным. Весь хлеб убирается. Праздничная трапеза называется – седер. Кроме мацы, важно еще вкушение горькой травы – символ египетского рабства, смесь измельченных орехов и яблок – символ глины, из кото-рой делали кирпичи. В течение седера читается Агада – описание исхода, испиваются 4 чаши, к конце каж-дого из чтений. 5-ю ставят прор.Илии. В заключение поется песня- «Следующий год в Иерусалиме».

Шавуот – через 50 дней после второго дня Пасхи – пятидесятница. Праздник сбора урожая. Период ме-жду двумя праздниками назувается временем счисления омера (сноп собранного зерна). Соблюдают траур в память 24 ооо погибших учеников раввина Акивы, участвовавших в восстании Бар Кохбы. Не стригут во-лосы, не играют свадьбы. По преданию заповеди получены Моисеем во вторую ночь Шавуот, поэтому это и праздник дарования Торы. Существует специальный сборник, состоящий из Торы, выдержек из Талмуда и др. книг для чтения в это время в синагоге – «Тикун».

9 ава – разрушение храма- Талмуд учит, что «наше счастье уменьшается». Пост 1-9 ава. Нельзя сти-рать, бриться, делать что-либо доставлящее удовольствие. В этот же день изгнаны из Англии – 1290, из Испании – 1492. В синагоге читают «Плач Иеремии». Сидят на полу, не приветствуют друг друга. Не возла-гают филактерии, поскольку считается, что это приносит радость. В этот день ждут рождения Машиаха.

Суббота – Мишна в отличие от Торы увеличивает запреты до 39 – пахать, собирать урожай, печь, кра-сить, завязывать постоянный узел, шить, забивать животных, строить и разрушать, забивать гвозди, пере-носить предметы из одного владения в другое (не выйдешь из дому с ключами и носовым платком) Орто-доксы носят ключ как заколку на галстуке. Матери сидят дома, нельзя носить младенцев. Эрув- граница из столбиков, окружающая дома общины, объединяя их – можно все носить беспрепятственно.. Нельзя тра-тить деньги, а кто говорит, что и брать в руки не следует. Суббота начинается с возжигания свечей накану-не. Потом родители благословляют детей, далее муж читает текст прославляющий жену. Далее поют «Ша-лом-алейхем» - гимн об ангелах, сопровождающих каждого еврея по субботам. Кидушин – молитва над ви-ном: создание мира и исход из Египта. Омовение рук перед любой трапезой, содержащей хлеб. Благросло-вение над двумя халами – две в воспоминание двойной порции манны для субботы. Поют песни о субботе. Благословение после ед.

Каббалистическое отношение к субботе – соединение Творца и Благодати (Шехины), соединение муж-ского и женского в происхождении мира. Также символ таинственного бракосочетания Бога с евреями.

Ортодоксальная синагога (или шул – идиш – школа) – разделение между мужчинами и женщинами, у других вместе. Тора читается с бимы – возвышения среди молящихся, лицом к ящику. в котором хранится Тора. Консерв. и реформ. ввели орган. Миньян – минимальное число евреев для молитвы в синагоге – 10.

Посвящение в раввины – смиха-подпорка. Назначающий клал руки на голову назначаемому, опираясь на его голову.После 425 г. из-за римского запрета такое рукоположение прекратилось.

Синагогальные должности – кантор (хазан) – поет, габай – отвечает за уставный ход службы, объявляет кому идти читать Тору. Читающий Тору поет ее по специальным нотам. Молитвенник называется – сидур (упорядоченный). Ежедневнй круг молитв – утренняя Шахарит, полуденная Минха и вечерняя – Маарив. Утренняя молитва 35-50 минут, раввины стремятся, чтобы без чтения Торы не оставались более трех дней. Сойфер – писец, переписывавший Тору. Есть правила, касающиеся величины букв, пергамент из ритуально чистого животного, перед писанием погружаются в очистительную микву. Обычно Тору пишут целый год. Настоящий верующий еврей должен хотя бы раз переписать Тору. Обишки в орфографии сразу делают текст негодным до исправления. Весит около 10 кг. Если роняют на пол, то все присутствующие постятся целый день.

Текст разделен на 54 отрывка – 30-150 стихов. Еженедельный отрывок делится на 7 частей. Парашат гашавуа – порция недели (параша).

Алия – восхождение к Торе = на бар-мицву в 13 лет, в субботу перед свадьбой, после рождения девочки- отец восходит, потом ей дают имя(мальчикам при обрезании) и в субботу перед годовщиной смерти бли-жайшего родственника. Первым восходит всегда еловек из рода коганов (Коган,Раппопорт, Кац) – духовная аристократия (принадлежность к врейству определяется по матери, по племенная – по отцу). Потом идут левиты – Леви, Левин, Левинский. Дальше всем прочим. В вост.Европе не любили шестое чтение – отсюда шестерка. Вызванны к Торе стоит рядом с возвышением, а чтец читает.

Коганим запрещено общение с мертвыми телами, не могут учиться в мед. училищах и работать на клад-бище. Не могут жениться на разведенных и вдовах. Приносят выкуп за первого мальчика в семье. Благо-словляют общину по праздникам. Левиты моют им руки, а те став без обуви благословляют молящихся. Особое перстосложение. Некоторые считают, что на них нельзя в это время смотреть, ослепнешь. Накры-вают голову талитом- молитвенным покрывалом.

Центральное место службы – молитва Шмонэ-Эсрэ – 18 благословений, читается на всех службах и со-стоит из 19 благословений – последнее призывает Божье проклятие на доносчиков и клятвопреступников. Читая, надо поставить ноги вместе. еще называется стояние – амида. Еще одна важная молитва, читаемая 4 раза в день – Слушай, Израиль – Шма Исраэль: (Втор. 6, 4 = Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть). В молитве 245 слов, поскольку верят, что в человеческом организме 248 частей, добавляют еще три слова – Господь Бог истина. Каббала учит, что нужно остерегаться проходить даже сбоку от молящего-ся на расстоянии ближе. чем 2 м.

КРУГ ЖИЗНИ

Ритуал свадьбы определяется Талмудом. Помолвка за 12 месяцев, раввин составляет документ, имею-щий юридическую силу и аннулируемый с трудом. Расторгалась только через развод. В субботу утром, пе-ред свадьбой жених восходит к Торе. Его потом посыпа.ют конфетами и изюмом. Обычай предписывет. чтобы жених и невеста до свадьбы не виделись.

Условия бракосочетания – два свидетеля, брачный контракт, подарок невесте от жениха, ритуал со сва-дебным кольцом. Подписывают по-арамейски написанную ктубу (обязательно 270 слов) – брачный дого-вор: подтверждается намерение новобрачных жить в вере и заботиться друг о друге во всех отношениях, обязанности мужа (Талмуд определяет частоту связей: для не работающих – ежедневно, для работников – дважды в неделю, для погонщиков ослов – один раз в неделю, для погонщиков верблюдов – 1 раз в 30 дней, для моряков – раз в 6 месяцев) перед женой и 7 благословений. После подписания ктубы – освиде-тельствование невесты – не подменили ли. Равин говорит: «И благословили Ревекку, и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч (Быт. 24, 60).

Потом встают под хупу, жениха стараются вертеть вокруг его оси: семь раз – каббала – невеста постига-ет все семь сфер его духа. Потом жених одевает ей кольцо и говорится: Ты этим кольком посвящаешься мне по закону Моше и Израиля. Потом дарит подарок. Потом вслух читается текст ктубы, которая потом вручается на хранение невесте.

Развивание бокала под ногами жениха – талмудическое предание. Указание на то, что Храм еще не вос-становлен. Запирают на 10 мин. в отдельной комнате – подтверждение их права быть вместе как супругам – йехуд.

Одеты во все белое, у жениха – китель.

Запрещена близость во время месячных и 7 дней после. Очищение в микве. Некоторые даже за руку жену не берут.

Рождение ребенка. Заранее охраняют роженицу от сил зла – Лилит, широкое распространение талисма-нов. амулетов и оберегов. Если рожала дома, то вокруг кровати обводили магический круг, родственники дежурили день и ночь, иногда даже трубил в шофар, ребенку давали истинное и ложное имя, чтобы обма-нуть бесов. Перед родами женщина ходила на кладбище, на могилы праведников, чтобы облегчить роды. В синагогу жертвовали столько свечей, сколько метров в ограде местного еврейского кладбища. Если роды были трудными. то роженицу опоясывали шнурковм, который предварительно семь раз обвивали вокруг надгробия недавно умершего раввина. В комнате развешивали чеснок.

После родов – нечиста (тума), обязательное очищение в микве (через две недели после мальчика и три- после девочки).

На тридцатый день гости, среди них коган, которому дается символический выкуп за мальчика-первенца. Коган произносит благословение. Если человека в детстве не выкупили, он потом делает это сам. Детей коганов и левитов не выкупают.

Обрезание – брит мила. Специальное вышитое плотенце с именем ребенка, родителей, датой рожде-ния. молитвами. Вышито по надписи, сделанной софером. На восьмой день, даже в субботу приходит мо-гель, знающий все правила по Шулхан Аруху. Зажигаются свечи, ставят специальный стул для пророка Илии. Стремятся, что присутствовал миньян (включая могеля и отца). Женщина берет ребенка у матери. дает мужчине, тот кладет его на стул Илии. Другая женщина дает сандаку, т.е. тому мужчине, который дер-жит ребенка при обрезании, а также тогда, когда могель дает ребенку вина.

Евреи льстят себе, что якобы обрезание было принято у английских королей и они доверяли делать его могелю, а не врачу. На 31 день – выкуп первенца – пять монет. По традиции никто не обращается к ребенку по имени, пока оно не наречено при обрезании или в синагоге. Если не выкупили в детстве, сам себя потом выкупает.

Бар-мицва и бат-мицва – 13 и 12 лет (мальчик и девочка).

Совершенноелетие – бар мицва – с 13 лет (девочки с 12) – человек подвластен действию заповедей. Может носить тфиллин. участвовать в миньяне, исполнять различные обязанности в синагоге. В синагоге восхождение к Торе. Отец: Благословен Всевышний, который освободил меня от ответственности за руко-водство моим ребенком». После чтения Торы, ребенок произносит заранее приготовленное толкование.

Запрещается закрывать галаза еще не полностью умершему – приравнивается к убийству. В то же вре-мя можно отключить аппаратуру, поддерживающую безнадежного больного: Шулхан арух считает, что не нужно препятствовать освобождению души.

После смерти тело сразу обмывают, покрывают покрывалом (мужчинам еще кладут талит). На похоро-нах, которые прооисходят в течение суток со дня смерти. процессия делает семь остановок –опять кабала, гроб закрыт. Бросают землю в могилу. Близкие делают дыру в одежде на месте сердца (воспоминание о том, что в древности раздирали одежды – крийа). Семь дней после похорон сидят дома на низких стульях. Трижды в день соверщаются молитвы с соблюдением миньяна: читается древняя молитва об умерших Ка-диш, в которой говорится о величии Божием, о грядущем веке и спасении мира. Родителям читают Кадиш 11 месяцев. хотя траур год: так как 12 мес. мучаются очень плохие люди. чтобы не обитедеть родителей. Соблюдается пост.

 

Кошерная пища – забитые резником корова и овца. Шея надрезается в определенном месте специаль-ным ножом. Нельзя есть кровь: спускается в землю. а мясо просаливается и вымачивается. Нельзя есть рыбу, если не имеет чешуи и плавников, моллюски, креветки и лангустов. Птица – можно только кур, инде-ек, гусей. Дичь запрещена. Нельзя смешивать молоко и мясо (Втор. – не вари козленка в молоке матери его). Даже испольуют разную посуду. Между этими видами пищи должен быть перерыв. В США раввины контролируют 16 000 наименований продуктов с целью их сертифицирования. Нечистая еда – трефная (трефы – изображение креста на картах).

Цдака – справедливость – набор различных этических норм. Есть и набор для неевреев – 7 правил Ноя – 1.Не отвергай Бога; 2. не богохульствуй; 3. не убивай; 4. не совершай кровосмесительства, скотоложества и прелюбодеяния; 5. не укради; 6. не ешь мяса, отрезанного от живого животного; 7. создай суд для обеспе-чения вышеперечисленных правил.

О самовольной смерти

Когда разрешается выбрать смерть = 1. когда из-за тебя может погибнуть невинный; когда есть угроза идолопоклонства – христ. 3. когда есть опасность вступления в запретную половую связь. Христово еще называют «новым религиозным культом». С идолопоклонниками Талмуд запрещает торговать за три дня до начала праздника – т.е. с христ. нельзя торговать с чев\тверга до воскресенья. Авода зара – чуждая служба (около 50 заповедей).

Мишна: «Кто уничтожает одну еврейскую жизнь, рассматривается Торой как уничтожающий целый мир, а кто спасет одну еврейскую жизнь, считается спасающим целый мир». Некоторые раввины сейчас сущены таким текстом.

Новообращенный в иудаизм – гер. В США 5-10 тыс. ежегодно. Микве и обрезание.

Мессия – из рода Давида, завоюет суверенитет над Израилем, соберет всех евреев со всего мира, вос-становит полное соблюдение Торы и «принесет мир миру». Иисус – не принес мира, не победил врагов и не дал суверенитета. Реформисты вообще не ждут. Зато любавичские хасиды – особенно ожидают.

Представление о загробном мире слабо разработано, есть лишь с

Даосизм

 

Особенность – при анализе идеалов или образа жизни китайца прежде всего обнаружим даосские корни, а конфуцианства в чистом виде будет не так уж и много. Часто говорят о даосизме как о национальной религии. Т.е. религия, свойственная определенному народу и территории, не способная к распространению в других регионах, неотделимая от культуры, мифов и обычаев. В этом смысле даосизм чисто китайская религия, хотя и содержит в своем учении универсальную идею о бессмертии (центр даосской сотериологии). Есть и противоречия в теории территориальности, поскольку есть следы даосизма в Японии, Корее, Вьетнаме и Камбодже, но только как отдельные элементы, не позволяющие говорить о религии в целом.

Особенность даосизма еще и в том, что он не имеет исторического или квазиисторического основателя. Идея о Лао-цзы позднейшего происхождения.

Даосизм тесно связан с народной жизнью (сельская община) и верованиями, но и отличается от них. Перечисляются следующие: почитание небесных божеств, богослужение на литературном языке, проведение традиционных покаяний и постов, наличие наследственного духовенства, полуофициальные отношения с властями, бюрократизированная система духовенства.

В народных же культах – почитание светоносных духов, богослужение на разговорном языке, распространенность медиумических и шаманских приемов (одержимость, общение с духами), связь с тайнами обществами и восстаниями, неорганизованное духовенство.

Когда мы говорим о народных культах, то должны понимать, что это были все верования и культы, не принадлежавшие к институционализированным религиям и пронизывавшие все слои общества, включая и императорский двор.

Внутри народной религии существовало еще деление на градации: местные культы (тусы) и непристойные культы (иньсы). Что такое неприст.? — «Приносить жертву тем, кому не должно... – это и называется непристойный культ, не приносящий счастья (Лицзи). Специфика непристойных культов = чрезмерные разорительные расходы, молитвы с кровавыми жертвоприношениями, танцами и песнями, использование шаманов и шаманок-предсказателей, искупительные ритуальы для исцеления болезней, поклонение огромному пантеону неканонизированных местных божеств, в большинстве злобных и уждающихся в умилостивлении. Даосизм отвергал такие божества, считая их нечистыми духами умерших, заслуживающих изгнания, а не поклонения. Поклонение = только эманациям или ипостасям Дао и собственные предки в определенные дни.

Но и здесь все не абсолютно. Известны случаи, когда даосы практиковали культы гор, рек и деревьев, а также сочувственно относились к культам, восходившим к древней государственной религии Чжоу – Небо, Земля, пять священных гор, рек, местности и домашнего очага, богини западного рая – Сиванму.

На самом деле даосизм оказался в пограничном срединном положении между элитарной имперской и народными религиями. Синтезирующий фактор религиозного синкретизма последующих времен.

Поскольку государство – особая функция в Китае, то существенно разобрать этот компонент. 1. Сакрализация монарха в духе той же идеи тяньмин. 2. Совершенное правление – тяньши – даосский мудрец, выполняющий функции монарха в междуцарствие, гоши – советник легитимного правителя, наделенного мандатом неба.

В литературе часто можно встретить противопоставление религиозного и философского даосизма. Многие представители классического китаеведения настаивают на том, что религиозный возник из философского. В первую очередь на основе классических текстов Даодэцзин и Чжуанцзы. Здесь сказывается влияние миссинеров. а) хотели найти в древних текстах (особенно протестантские рационалисты) следы прамонотеизма или единого откровения, которые не имеют ничего общего с языческой мифологией и позднедаосскими сказаниями. В.М.Алексеев – «миссионерский фанатизм». б) позитивистское противопоставление чистой философии и презренного мифа, в особенности оскорблявшего пуристские воззрения 19 в. в) влияние конфуцианцев на европейцев.

Эти идеи уже отвергнуты и считается, что религиозная практика предшествовала философии, а последняя интерпретировала накопленное, тем более, что сами тексты пронизаны указаниями на практику и методы «обретения Дао».

В целом, если говорить об историческом становлении даосизма:

1. период древних протодаосских религиозных верований шаманского или околошаманского типа, стихийное складывание мировозреннческих моделей – 4-3 вв. до рх.

2. «рационализация» мировоззрения, подведение философской базы и письменная фиксация, рождение направлений: школа дао-дэ Лаоцзы и Чжуанцзы; натурфилософия инь-ян и усин; методы обретения бессмертия и медитативного созерцания = 3в. до рх – 2-1- вв. до рх.

3. сближение и синтез названных направлений, включение других традиций – гадание по Книге перемен, легизм и конфуцианство (1 в. до рх – 5 в. по рх).

4. параллельное появление первых организованных сект и школ.

Определение даосизма = прежде его рассмотрения = национальная китайская религия, обладающая собственной спецификой и отличная как от других организованных религий, получивших распространение в Китае, так и от народных верований и культов, с которыми она, однако, тесно связана, возникшая в 1 тыс. до рх на основе религиозных верований шаманского типа и окончательно сформировавшаяся в первые века по рх.

Учение о физическом бессмертии = в ответ на неразвитость учения о духовном бессмертии в Китае; по причине отрицательного отношения философской традиции к таким намекам как к «вульгарным и низменным», что исключало разработку в этом направвлении имевшихся религий; из-за наличия в китайской культуре предпосылок для веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни, изменение своего статуса в шаманском экстазе, или после посещения «блаженных островов», где растут снадобья для продления жизни; на основании реликтов древнепоэтического мышления, рассматривавшего макро и микрокосмы как изоморфные системы (глаз, ухо, рука и пр.

Изначально китайцы верили только в то, что цари и их приближенные после смерти отправляются ко двору верховного императора – шинди, но эти привилегии не распространялись на простонародье. Упоминания о душе в известных текстах встречаем не ранее середины 6 в до рх. Души хунь и по универсально принадлежат каждому человеку. Хунь отождествляется с началом ян.

По ассоциируется с оформленной телесностью, плотью; а хунь с божественной пневмой ци и ее энергиями. Вдальнейшем хунь и по соотнесли соответственно с ян и инь. Кроме того, по – животная, телесная душа, а хунь – разумная. После смерти души хунь (их считалось три) превращались в духа-шэнь и некоторое время продолжали жить после смерти тела, а потом растворялись в небесной пневме. Семь душ по становились демоном-гуй и через некоторое время удалялись в преисподнюю к «желтым источникам», где его призрачное существование поддерживалось жертвами родственников, или растворялись в земной пневме.

Тело – единственное, что связывает все души воедино, а смерть тела приводила к дисперсии и гибели душ. Вот зачем бессмертие. Знаменитые раскопки в Мавандуй – княгиния Дай, почти 2 тыс лет назад – сохранена эластичность тканей. Не исключено, что рассчитывали впоследствии при помощи магических приемов воссоединить ее души и воскреситьв статусе «бессмертной, освободившейся от трупа».

Надо заметить, что еще до буддизма обнарудивается множество упоминаний о воздаянии либо при жизни, либо о перенесении их на потомков после смерти субъекта. Со временем появилась вера в божество горы Тайшань, вершащее суд над душами умерших и в обители, расположенные под этой горой.

Такова была основа, на которой постепенно сформировалось баосское учение о бессмертии как неограниченного во времени существования психосоматической личности, сопряженного с повышением ее статусачерез единение с дао как субстанциальной, нормативной и генерирующей основой космоса.

Основные этапы формирования доктрины бессметрия=1. наличие в верованиях древних китайских магов представлений об островах, населенных бессмертными; 2. появление веры в приобретение бессметрия после посещения этих островов и получение снадобий; 3. признание возможности изготовления эликсира бессмертия; 4. соединение магической традиции с культом долголетия и экстатической традицией шаманизма. В результате два типа бессмертия = мирское продление жизни и радикальное изменение статуса бессмертного. 5. соединение веры в бессмертие с философией дао-дэ и инь-ян 6. развитие теории бессмертия и соответствующей практики в рамках алхимического комплекса.

В религиозно-философском плане идея смерти предстает как представление о спонтенной трансформации в рамках единства вещей, не регулируемого каким-либо законом. Отсюда возможность мгновенного превращения в момент смерти в «лапку насекомого или печень мыши». Даосская психотехника должна позволить обрести прозрение и достичь единства с сущностными процессами перемен, стать субъектом этого процесса. Появляется способность к чудотворению. Со всем этим связана идея воровстава космической энергии и т.п.

Тесная связь с традиционным представлением о гомоморфизме-подобии макро и микрокосмов. Мир и человеческое тело рассматриваются как единый комплекс соответствий, причем не только качественном, но и структурном. Моделируя парагдигму человеческого тела, даосы пришли к выводу, что вечность космоса – Неба и Земли, предполагает и вечность уменьшенного аналога – человеческого тела. Поэтому даосская практика бессмертия в первую очередь преследует цель преодоления «отступления от дао», восстановление утраченных связей и соответствий человека и мира. Это приводит к сакрализации этих связей, восстановлению бессмертия человеческого существа и провлению в нем космических сакральных характеристик.

В связи со сказанным бессмертие понималось как результат следования собственной природе – цзыжань – сам такой в ее первозданном виде, и в следовании дао.

Важно отметить, что никакой универсальной сотериологической системы создано не было, а бессмертие всегда оставалось уделом избранных личностей. Конечно, были попытки преодоления – в 14 в. духам умерших возливали элексир бессмертия. Но в целом даосизм занимал слабые позиции перед лицом буддийского наступления.

Спасение избранных отражено и в древнем названии даосиза – не даосюэ, как позже, а сяньдао – путь бессмертных. Именно бессмертная элита – главная действующая сила религии.

Все сказанное способствовало формированию натуралистического витализма, чрезвычайно высокой оценки жизни. В связи с этим даосизм всегда резко осуждал идею целомудрия: «Если бы мужское и женское не вступали в союз, то все роды живых существ исчезли бы». Даже позже, когда появилось даосское монашество, не столь многочисленное, как буддийское, то речь все равно шла о духовном браке с небесным бессмертным.

Итак бессметрие предлагалось достигать путем натуралистическим упражнений с телом. 1. совершенствование тела через дыхательные упражнения, гимнастику и макробиотическую диету, медитацию и сосредоточение. Интересно, что критиковали буддистов за исключительное сосредоточение на совершенствовании сердца и игнорирование энергетического витального начала в человеке.

В даосских текстах можно обнаружить и иерархию бессмертных: 1. небесные бессмертные = вознесшиеся на небо и обитающие в астральных покоях, заняв место в среде небесной бюрократии; 2. земные бессмертные – скрываются в знаменитых горах или пещерных небесах (дунтянь – места перехода из земной реальности и иное измерение) и продолжающие даосскую практику для последующего вознесения на небо. 3. бессмертные, освободившиеся от трупа (шицзесянь) – обрели земное бессмертие через смерть и воскресение. Есть и другие, более сложные схемы. Например, одна из позднейших дает пять ступеней: 1. демонические бессмертные – гуй – накопили небольшую духовную силу и существуют в виде чистого призрака; 2. человеческие бессмертные – даосы, накопившие некоторую силу дэ, делавшие благо, не боевшие и продлившие свою жизнь до бесконечности; 3. земные бессмертные – даосы, добившиеся соответствия между собою и механизмом метаморфоз Неба и Земли. 4. святые бессмертные = уничтожили в себе пневму инь, и создали новое тело, сплошь состоящее из ян, находятся в полной гармонии с мировым порядком. 5. небесные бессмертные = их сила дэ полностью соединилась с дэ неба, и они стали чиновниками небесной иерархии. Очевидна тенденция не просто к продлению физической жизни, но и к повышению уровня спиритуализации бытия.

Итак бессмертие понимается в даосизме как бесконечное продление жизни человека как единого психосоматического целого, соотносимого с макрокосмом как аналогом; обретение нового сакрального статуса как совершенного психического состояния; получение сверхъестественных способностей.

Даосизм и алхимия. В даосизме понимается как наука о бессмертии, разделяемая на внешню и внутреннюю.

Внешняя алхимия была основана на лабораторной деятельности, в ходе которой алхимик из киновари, а также свинца и ртути получал некоторое вещество, рассматривавшееся как эликсир бессмертия. Важную роль играет здесь так называемое трансмутационное золото, получаемое из недрагоценных металлов. В основе представление о том, что все прочие металлы –незрелок золото, которое должно быть доведено до кондиции. В природе такое созревание происходит 4320 лет, а алхимик его ускоряет – за год, т.е. 360 дней, где год идет за час – китайскую стражу или 1\12 часть суток. Некорродируемость золота должна принести нетленность телу алхимика его принимающего.

Киноварь (серная ртуть) также имела важную символику. Процесс нагревания приводил к появлению и исчезновению белого и красного – ассоциация с эмбрионом, образующимся из белого вещества семени и красной крови матери. Таким образомю киноварь рассматривалась как андрогинное вещество и зародыш бессмертия. Позднее на первое место вышли свинец и ртуть, символищзировавшие начала инь и ян.

В отличие от внешней, внутренняя алхимия представляла собой практику совеобразного йогического психофизического тренинга, направленного на создание бессмертного тела. Считалось, что нет нужны заниматься химическим моделированием космоса, нужно – психотехническое.

Методология = в ходе алхимических операций имелось дело не с конкретными веществами, а с космическими сущностями. Все описано в сложных, высокосемиотичных текстах – зашифрованность на нескольких уровнях. Киноварь-кроваво-красный младенец; слюда – облачная мать; уксус – цветочный пруд, хлористая ртуть – крепкий снег и проч.

Теория об ускорении трансмутации способствовала усиленному вниманию к огню. Во внутренней алхимии под огнем стали понимать применение дыхательных упражнений.

Особую роль играла мистика числа – тексты и символика может быть проанализирована нумерологически.

В 4-3 вв. до рх постепенно распространяется вера в лекарства бессмертия. Тексты различных памятников пестрят упоминаниями о волшебных океанических островах. Вплоть до начала 2 в. до рх продолжались попытки отправить экспедиции на эти острова, где обитали фениксы и единороги. В дальнейцшем развивается алхимия и начинают считать, что нет нужды в снадобьях привозных, можно сделать самим.

При дворе ханьского императора У-ди действовали алхимики-даосы. Вместо восточных островов актуализируется тема западного рая бессмертия, управляемого богиней Сиванму.

К 3-4 вв. по рх – широко развивается внутренняя алхимия, анализ текстов которой показывает. что наряду с гимнастикой, дыхательными упражнениями и сексуальной гигиеной присутствовали и чисто лабораторные методы. Иными словами, внутренняя не исключала внешнюю, а сочеталась с ней. В 4 в. с появлением даосской школы Маошань – возникает теория, что практика внешней алхимии должна изменить психику адепта. При этом речь шла уже не столько о принятии элексира, сколько о наблюдении за преобразованием веществ как за трансформацией космоса. Одновременно, правда, получила расзвитие и практика эликсиров, в особенности в направлении принятия ядов для конечного «освобождения от трупа», хотя были часты отравления при передозировках.

Говоря о роли психотехники, следует заметить, что еще в комплексе шаманских верований существовали экстатические состояния, описывавшиеся метафорой полета. С другой стороны, существовали архаические верования в возможность бесконечного продолжения жизни. Синтез этих представлений в 4-3 вв.до рх даетконцепцию сяня- бессмертного гения, к статусу которого путь лежит через внутреннюю алхимию.

Важно подчеркнуть отличие даосской алхимии от европейской. В Китае – главной целью было обретение бессмертия и совершенства, в Европе этот момент был не главным, поскольку в условиях христианского религиозного мировоззрения поиски бессмертия не имели той актуальности, что в Китае. Перемены, пожалуй, произошли только в 15-16 вв. в связи с деятельностью Парацельса, направленной на поиски долголетия.

Сюаньсюэ – важный компонент даосской идеологии, учение, возникшее в 3-4 вв по рх. Сюаньсюэ значит – учение о сокровенном. Отправной пункт этой философии – «отсутствие является корнем». Под отсутствием (у) понимается потенциальное неоформленное сущее, отличное от оформленного сущего (ю) – наличия. В этой системе отнология предстает как отнология процессов, а не самодовлеющих сущностей. Мир находится в процессе изменения, и сами вещи – это лишь условно фиксируемые фазы этого процесса.

Еще оденим интересным моментом этой философии является идея самопорождения. Исходная позиция – всякая вещь обладает уникальной природой, значит может быть порождена только сама собою, ибо все прочее с нею несходно. «Все внезапно самопорождается и не имеет основы». Субстанциональный плюрализм самосущих единичностей (Торчинов). К этой идее примыкает идея спонтанности – цзыжань – сам таков.

Каждая вещь, самоестественно спонтанная, не знает почему она такова, но является таковой. В условиях такой непреднамеренности наблюдается все же взаимная соотнесенность между вещами, образующих структурно упорядоченное множество. Мудрец (и прежде всего государь) должен постичь природу вещей и поступать в соответствии с природой своей и других вещей.

Космология и космогония в даосизме. Здесь основным источником являются именно тексты философского даосизма. Наиболее древний вариант, из трактата Даодэцзин дает такую картину: Дао порождает изначальную пневму (недифференцированная квазиматериальная субстанция): юаньци, которая делится на инь и ян (положительное и отрицательное, пассивное и активное), далее через соединение инь и ян получается триада = небо, земля и человек (или монарх как совершенный представитель человечества). Человек в этой связи понимается как самоумаление великого дао»Дао постоянно, безымянно и просто. Хотя оно и мало, никто в Поднебесной не может его сделать своим подданным. Если же князья и цари могут блюсти его, то все сущее станет служить им. Великое дао пребывает в постоянном отсутствии, и хочется, чтобы оно называлось малым. Все сущее возвращается к нему, но дао не главенствует над ним, поэтому оно и зовется великим» (ДДЦ,№32, 34).

Дао снабжается эпитетом тончайшее, тишайшее, неуловимое – это его онтологические аспекты. Дао есть порождение хаоса (хунь или хуньдунь) = «Есть вещь сформированная в хаосе, прежде неба и земли рожденна» (№25).

Появление мира 10000 вещей понимается как космогенез, являющийся результатом распада исходного единства. Возвращение в утробу матери – символ возвратного соединения с Дао. Отсюда миф о зарождении Лао-цзы в изначальном хаосе и о его пребывании в утробе матери до 81 года. Внутриутробное пребывание = хаотическое единство с дао.

Посему все фундаментальные ценностные установки даосизма вытекают из холистического мировоззрения. Целостность и единство, поддерживаемые через недеяние (увэй) понимаются как благо. В поздних текстах этапы созревания плода сравниваются с ступенями космогенеза, а занятиях псхихотехникой рассматриваются как инволюция – космопорождение пущенное вспять. В этом контексте Дао понимается как вселенская утроба, порождающая все сущее и питающаяего своей благой силой дэ.

Хаос породивший дао называется хунь или хуньдунь, иероглифы с элементами воды, символизирующие грязь и муть.Дренвние евреи – тохубоху; аборигены Австралии – Тундум, индейцы майя – Хух-Хунахну...

В связи с психотехникой: в Чжуанцзы описывается встреча ученика Конфуция с огородником: «Он один из тех, кто практикует искусство господина Хаоса... Этот человек понимает возвращение к изначальной чистоте, подобной небеленому шелку и благодаря недеянию вернулся к состоянию первоначальной чистоты, подобной необработанному бревну. Он выявил истинную природную сущность и обнял дух, беззаботно странствуя в мирской пыли».

Космогония = изначально недифференцированное единство, хаос=безымянно-постоянное=наделенное именем-непостоянное=единство постоянного и непостоянного. От этого единства и отпадает мир 10000 вещей, хотя он и сохраняет некоторую. причастность к единству, ибо только в этом условие существования.

В социальном плане возникает утопия «золотого века». Реализуется через персону совершенномудрого монарха, упорядочивающего мир на основе недеяния и спонтанной естественности – цзыжань.

С течением времени в даосизме возрастает внимание к пнеме ци как универсальной субстанции. Дао начинает восприниматься как программа, регулирующая процесс дифференциации ци, ее перехода от отсутствия-у к наличию-ю.

Космография – земля и 9 небес над ней, населенных правителями и обитателями. Далее возникает три мира, разделяемые на 28 небес по числу созвездий. Особое внимание уделялось полярной звезде как «оси Дао». Вообще северной части уделяли особое внимание, поскольку здесь звезды никогда не заходят за горизонт – бессмертны. Медитация на Большую Медведицу.

Солнце - ян, луна – инь. Учение о 4 материках и 10 континентах. 9-й – Фэнлиньчжоу = в Западном океане, за 1500 верст, окружен слабой водой, тонет наже пух – не проплыть. Фениксы и единороги.

Важно остановиться на различии между даосизмом и гностицизмом. 1. даосизм натуралистичен, гностицизм трансцедентален; 2. в гностицизме эоны и архонты-начала выступали в роли препятствий к освобождению духа, тогда как в даосизме возможна инволюция по ступеням.3.в даосизме космогенез носит плавное движение от уровня к уровню, в гностицизме – после порождения плеромы процесс приобретает скачкообразно катастрофический характер. 4. в гностицизме – появление мира есть результат заблуждения, а в даосизме – знание способствует миропорождению.

Но есть внешнее сходство в тяготении к узкому кругу посвященных и камерному эзотеризму.

==

Собственно история даосизма. Уже говорили, что в 3-4 вв. до рх начинается формирование, завершающееся в 3-4 по рх. Существенен шаманских компонент, некоторые ученые предполагают, что есть влияние сибирских народов. поскольку некоторые племена, населявшие Китая, предположительно пришли с севера, и продвигаясь на юг, прошли через зону проживания Инь-Шан.

Чтобы различить шаманизм и даосизм, достаточно усвоить, что в шаманизме повышение статуса субъекта происходит лишь временно во время экстаза. достигаемого во время камлания, тогда как в даосизме – это непрерывный процесс постоянного повышения.

Важно понять, что на формирование даосизма оказали влияние как собственно китайский этнос, так и народы, проживавшие на периферии, поскольку формирование собственно китайской культуры процесс весьма длительный. завершившийся лишь в начале 2 тысячелетия по рх.

Историю даосизма принято начинать с Даодэцзин. Но это, скорее европейская традиция. На самом деле в даосизме нет книги откорения. Текстов множество, причем в разные исторические эпохи на первый план выходжили разные тексты. Тем более, что многим трактатам приписывалось предмирное происхождение, что тем более отодвигало Даодэцзин на второстепенное место.

Сейчас доказано, что книга эта написана примерно в 300 до рх и не имеет никакого отношения к Лао-цзы или Ли Эру, которого традиционно принято считать старшим современником Конфуция, но теперь опровергают.

Анахронизмы Даодэцзина – полемика с конфуц. как развитой доктриной, в частности говорится о гуманности, ритуале, мудрости в понимании именно сложившегося учения в период уже после Конфуция. Ни в одном тексте до 3 в. ДДЦ не упоминается в связи с именемего автора. Лингвистически – также поздний текст.

Биографические сведения о Лао-цзы поздние, у великого историка Сыма Цяня в Исторических записках, говорится, что он был хранителем библиотеки в Чжоу и написал ДДЦ для начальника пограничной заставы Инь Си.

Тем не менее даосы связывали трактат с Лао-цзы, который с течением времени из простого человека превратился в высшее божество, корень Неба и Земли, в душу всего сущего (2 в. по рх). Семантически – лао – очень важный иероглиф. Поэтому его превратили в Вечного старца\\Вечное дитя.(цзы).

Текст состоит из 5000 иер. и 81 главы (9х9 = совершенство силы ян, нумерологическая символика).

Центральные категории текста – дао и дэ, фундаментальные и для всей китайской мысли, и для даосизма в особенности. Соотносятся как два принципа: один порождает, другой взращивает. Натурализм и примитивная диалектика: наличие – отсутствие, тяжелое-легкое, движение-покой и т.п.

Особое внимание уделено категории недеяния – отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, противоречащей спонтанной самоестественности Дао и порожденной им природы.

Недеяние распространялось и на монарха, который безусловно успешен в своих делах, если увэй. Ибо так следует небу, земле и дао.

Представление о дао:

«Дао – вещь такая: неясная и смутная, безликая и туманная.

О неясная, о смутная.

В твоем средоточии есть образы.

О безликая, о туманная.

В твоем средоточии есть вещи.

О загадочная, о темная.

В твоем ср

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Некоторые исторические подробности формирования раввинистического иудаизма | Культ Неба, царя и предков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.204 сек.