Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфуцианское учение

Жизнь Конфуция

Одним из таких мыслителей был Кун-фуцзы, или, сокращенно, Кун-цзы («учитель Кун»), основатель жу цзяо ― «учения просвещенных (культурных, благовоспитанных)». По латинизированному варианту его имени ― Конфуций ― эта философская школа была была названа европейцами конфуцианством.

Конфуций (551-479 до н. э.) происходил из обедневшего княжеского рода. Он родился в небольшом княжестве Лу и был назван Чжун Ни (Кун ― его фамильное имя). Отец Конфуция в 63 года взял третьей женой его мать, молодую женщину. Такой брак считался предосудительным и Конфуций рано познал насмешки и пренебрежение.

Будучи 3-х лет от роду Конфуций потерял отца. Он усердно учился шести искусствам ― стрельбе из лука, управлению колесницей, арифметике, классической литературе, музыке и ритуалам.

В 19 лет Конфуций женился и начал служить хранителем амбаров. Вскоре он начинает и педагогическую деятельность. В возрасте 52 лет Конфуций достиг вершины своей карьеры, став главным советником князя Лу. Менее чем через четыре года, в результате интриг правителя соседнего государства Ци, он вынужден был уйти в отставку. В сопровождении учеников Конфуций отправился странствовать по китайским княжествам, надеясь стать советником кого-нибудь из князей и на практике применить свое учение. Не добившись успеха, он через 13 лет в 484 г. до н. э., возвращается в Лу и полностью посвящает себя ученикам, а также редактированию и комментированию 6 книг, составивших позднее ядро конфуцианского канона: Ицзин, Шуцзин («Книга истории»), Шицзин («Книга песен»), Юэцзин («Книга музыки», впоследствии утраченная), Лицзи («Записки о ритуале») и Чуньцю («Весны и осени» ― хроника княжества Лу).

Предание гласит, что к концу жизни Конфуций имел 3 тысячи учеников, из которых 72 сами стали учителями ― продолжателями дела Конфуция. Вскоре после смерти Конфуция близ его могилы в Цюйфу был воздвигнут храм, в котором помещена его поминальная табличка. Храм Конфуция постепенно превратился в место паломничества. В Цюйфу на протяжении веков жили и его потомки. Род Конфуция не прервался и до сего дня.

Изречения Конфуция и его учеников были собраны после его смерти в каноническую книгу Луньюй («Суждения и беседы»). Учитель Кун так говорил о своей жизни: «В 15 лет я обратился к учебе, в 30 лет я обрел самостоятельность [в суждениях], в 40 лет я освободился от сомнений [в правильности избранного пути], в 50 лет я познал волю Неба, в 60 лет научился отличать правду от лжи, в 70 лет стал следовать желаниям своего сердца, не нарушая при этом ритуала [правил поведения]».

 

Конфуций говорил, что он не создает новое учение, но лишь следует древности и учит этому других. В древности, полагал Конфуций, люди, следуя воли Неба, исполняли каждый свой долг: правитель был правителем, подданные ― подданными, отцы ― отцами, а сыновья ― сыновьями. Цари (легендарные Яо, Шунь и Юй, первые правители Чжоу) являли образец добродетели и своим примером воспитывали подданных. Если следовать древности, то в Поднебесную вернуться гармония и процветание.

Конфуций в первую очередь обращался со своим учением к правителям. Властитель, учил Конфуций, в управлении должен опираться на советников и чиновников, причем принимать на службу он должен не того, кто имеет благородное происхождение, но того, кто имеет качества, присущие «благородному мужу» (цзюнь-цзы). Из таких качеств на первом месте стоит жэнь («человечность»). Во внутреннем мире человека жэнь проявляется в таких врожденных, с точки зрения конфуцианства, свойствах человеческой природы, как ум, доброта, беспристрастие, сдержанность, скромность, чувство справедливости. По отношению к другим людям жэнь означает человеколюбие, выражающееся в том, что «благородный муж» не делает другим того, что не желает себе, за добро воздает добром, а за зло ― справедливостью.

«Благородный муж» всегда следует ли (ритуалу, правилам). Это понятие не менее многостороннее, чем жэнь. В области культа ли ― это собственно ритуал, в государственной сфере ― придворный церемониал и дипломатический протокол, в межчеловеческих отношениях ― этикет.

Важно отметить, что Конфуций видел в ритуале отпечаток Дао в мире людей. Таким образом, следовать ли означает следовать Дао.

Антиподом «благородного мужа» выступает «низкий человек». Например, по словам Конфуция, «благородный муж думает о долге, низкий человек думает о выгоде». Важнейший долг цзюнь-цзы ― государственная служба.

Долг и человеколюбие соединяются в сяо ― почитании родителей и вообще старших. Сяо, говорил Конфуций, состоит в том, чтобы при жизни родителей служить им в соответствии с ритуалом, когда умрут ― похоронить в соответствии с ритуалом и потом приносить жертвы в соответствии с ритуалом. На этом примере видно, что в конфуцианстве ли ― это образ, способ проявления человеколюбия.

Конфуций полагал, что семейные отношения должны быть перенесены в жизнь государства. Подданные должны относится к правителю как к отцу ― с сыновней почтительностью, повинуясь ему не за страх, а за совесть.

Также и правитель должен быть отцом для своего народа, заботиться о нем и воспитывать его, прежде всего примером своего совершенства в жэнь и ли. Также весьма важными средствами улучшения общественных нравов конфуцианцы считали музыку и классическую литературу.

И наконец, «благородный муж» должен обладать чжи ― «знанием», понимаемым и как классическая образованность, и как знание людей. Конфуций говорил: «Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей».

К идеалу «благородного мужа» стремился сам Конфуций, к нему он направлял и своих учеников.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия китайской философии | Конфуцианство в истории Китая
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.