КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы создания ИС
Структура и схема функционирования ИС. Рассматривая структуру ИС, следует различать объекты управления, для обслуживания которых она создается. Одни объекты функционируют в сфере бизнеса, и тогда информационные системы должны обслуживать бизнес-процессы. Но существуют и такие объекты, где бизнес-процессы отсутствуют, например, налоговое, статистическое, региональное, муниципальное или государственное управление. Характерной чертой такого рода ИС является их ориентация на решение локальных, часто плохо связанных между собой управленческих задач. Так как в них существовала жесткая ориентация отдельных подсистем на решение локальных управленческих задач, поэтому их можно назвать функционально-позадачными. Рассмотрим их, так как они достаточно широко распространены в непромышленной сфере. ИС можно условно представить в виде двух частей: - функциональной; - обеспечивающей. Функциональная часть состоит из функциональных подсистем и отражает цели и функции управления в виде моделей различного характера: информационных, математических, статистических и прочих, выражающих суть деятельности того или иного структурного подразделения. С помощью функциональной части определяются операции, осуществляемые работниками управления, их потребности в информации, используемой исходной документации и т. д. Именно в функциональной части осуществляется последовательная трансформация целей управления в функции управления с последующей постановкой задач управления, результаты, решения которых являются либо прямыми предписаниями объекту управления, либо содержат учетные данные. Функциональная часть отображается в проектных материалах и в последствии материализуется в обеспечивающей части. Принципы создания функциональная части ИС: - позадачный (инструмент, предназначенный для поддержки какой-либо функции управления за счет решения соответствующих задач: расчет месячного плана производства; расчет фактической себестоимости производства; расчет плана загрузки производственных мощностей и т. д. В этом случае функциональная часть состоит из подсистем, которые привязываются к соответствующим структурным подразделениям, обеспечивая их деятельность); - процессный ( объединение операций, предназначенных не только для осуществления какой-либо одной деятельности, но и нескольких. Практика показала, что эффективным является объединение тех операций, которые ориентированы на конечный результат, то есть производство продукции или услуги. Такие совокупности операций получили название бизнес-процессов. При такой организации функциональная часть ИС уже не могла привязываться к конкретным функциям управления и отдельным структурным подразделениям. Вместо функциональных подсистем появились функциональные модули, куда включаются операции, выполняемые в разных структурных подразделениях.
Обеспечивающая часть ИС состоит из: Информационное обеспечение – совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации, циркулирующей в АИТ. Лингвистическое обеспечение объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала с ВТ. Техническое обеспечение – комплекс технических средств для реализации всех процедур преобразования информации. Программное обеспечение – совокупность программ, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. Математическое обеспечение – это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач. Организационное обеспечение – комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала АИТ в условиях функционирования АИС. Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС и АИТ. Эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования АИТ, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АИТ. На рис. 2.1 представлена структура функционально-позадачной ИС, ориентированной на позадачный подход организации ее функциональной части. Для примера выбрана ИС, обслуживающая муниципальное управление. Такие ИС функционирует следующим образом. На вход службы аппарата управления (управление муниципальным имуществом, управление городским хозяйством, управление образованием, культурой и спортом и т.д.) поступают данные из внешней среды и отчетные данные объекта управления. Прямая связь наполняется содержанием после того, как исходные данные, поступившие от объекта управления и внешней среды, обработаны аппаратом управления. Обработку данных называют решением задач. Результаты решения задач передаются по каналам прямой связи на объект управления (жилищно-хозяйственные конторы, объекты городского хозяйства, образования, культуры и т. д.). Обратная связь, отражающая фактические состояние объекта управления вместе с информацией, поступившей из внешней среды, направляется в аппарат управления. Из внешней среды поступает общегородская и государственная информация. Если данный подход к созданию ИС используется на промышленном предприятии, то в качестве подсистем будут: Производство, Планирование, Сбыт и т.д., в рамках которых будут решаться соответствующие задачи.
5. Стандартизация – технологическая основа для создания открытых ИС. Конкурентоспособность ИС, ИТ и отдельных программных продуктов, сложность создания и развития требуют их соответствия общепризнанным стандартам, ограничивающих фантазии и поле деятельности разработчиков. Стандартизация ИТ и ИС повышает их прибыльность за счет снижения затрат на создание и особенно модификацию. Стандартизации подлежат: - базовые функции операционных систем; - функции управления базами данных и распределенная обработка; - функции пользовательского интерфейса; - функции взаимосвязи открытых систем; - структура данных и документов; - безопасность ИС и др. Создаются ИС в соответствии со стандартами, которые разрабатываются многочисленными организациями. Кроме того, существуют ассоциации и консорциумы, разрабатывающие рекомендации, полезные в деле автоматизации управленческих процессов. Согласно уровню утверждаемой организации стандарты располагаются следующим образом: 1. На верхнем уровне находятся международные стандарты (ISP), признанные соответствующими комитетами. 2. На среднем уровне находятся региональные стандарты, создаваемые для группы стран или континентов 2. На нижнем уровне находятся национальные стандарты, действующие в рамках отдельных государств. В РФ функционирует Государственный институт по стандартизации и метрологии, который разработал профиль взаимодействия открытых систем в соответствии с ISO/IEK TR 10000-1 под названием «Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России. Рекомендации по освоению». Государственный профиль взаимодействия открытых систем определяет: - государственную политику России в области ИТ, ее ориентацию на ИСО/МЭК; - набор взаимосвязанных государственных стандартов России, предназначенный для регламентации прикладных задач (электронная почта, кодирование символов, базы данных и т.д.); - очередность разработки стандартов, касающихся ИТ. Кроме международных, региональных и национальных стандартов разрабатываются отраслевые (корпоративные) стандарты, стандарты промышленных консорциумов, которых к 2000 году в области информационных технологий насчитывалось около 150. Все без исключения стандарты верхнего уровня предназначены для создания открытых ИС. Открытая ИС – это система, которая способна взаимодействовать с другой системой посредством использования международных стандартов. Стандарты открытых ИС необходимы для обеспечения взаимодействия ИТ за счет достижения следующих видов мобильности: - мобильность данных, заключающаяся в способности систем к взаимодействию за счет использования согласованных форматов данных (стандарт ISO 7498); - мобильность программ, заключающаяся в переносе прикладных программ при замене технических средств (ISO 9945); - мобильность пользователя, заключающаяся в предоставлении дружественного интерфейса пользователю, не имеющему специальной подготовки; - расширяемость - возможность добавления (наращивания) новых функций, которыми ранее информационная система не обладала, без ее модификации. Под интерфейсом понимается совокупность правил, в соответствии с которыми осуществляется взаимодействие объектов (программ, оборудования, человека). Большинство стандартов состоит из следующих разделов: введение, область применения, примеры, нормативные ссылки, определения, спецификации. Спецификация – это описание функций, служб и форматов, обеспечивающих интерфейс между различными компонентами системы.
В связи со сложностью и трудоемкостью процесса создания ИС осуществляется он специальными фирмами, которые впоследствии сопровождают созданную систему, периодически внося в нее корректировки. Это возможно лишь в том случае, если созданная ИС будет соответствовать определенным стандартам, предъявляемым к открытым системам. В соответствии со стандартом ИСО/МЭК 12207-95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств» [6] создание информационных систем должно базироваться на понятии «жизненный цикл» программной системы. Под жизненным циклом программной системы понимается период времени существования программной системы, начиная с выработки первоначальной концепции и кончая ее моральным устаревание и ликвидацией. Жизненный цикл программной системы, в соответствии с указанным стандартом, состоит из следующих процессов (см. рис. 3.6): - основные; - вспомогательные; - организационные. Основные процессы жизненного цикла состоят из пяти подпроцессов, которые реализуются при участии основных сторон, вовлеченных в жизненный цикл программных средств. 1) Процесс заказа. Определяет работы заказчика, то есть организации, которая приобретает систему, программный продукт или программную услугу. 2) Процесс поставки. Определяет работы поставщика, то есть организации, которая поставляет систему, программный продукт или программную услугу заказчику. 3) Процесс разработки. Определяет работы разработчика, то есть организации, которая проектирует и создает программный продукт. 4) Процесс эксплуатации. Определяет работы оператора, то есть организации, которая обеспечивает эксплуатационное обслуживание информационной системы в заданных условиях в интересах пользователей. 5) Процесс сопровождения. Определяет работы персонала сопровождения, то есть организации, которая предоставляет услуги по сопровождению программного продукта, состоящие в контролируемом изменении программного продукта с целью сохранения его исходного состояния и функциональных возможностей. Данный процесс охватывает перенос и снятие с эксплуатации программного продукта.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |