Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Повседневная жизнь средневекового города

Вопросы.

1. Город античный и город средневековый.

2. Город как среда производства и обитания.

3. Социокультурные характеристики средневекового города.

 

Вспомним понятие «polis» (греч.) или «civitas» (лат.) - античной гражданской общины, целостного единства города и сельской округи. Расцвет этой системы в Греции приходится на VI-IV вв., а в Риме – на IV-II вв. до н.э. В ней свободные полноправные граждане были одновременно и собственниками, и тружениками на своей земле, и членами народного собрания (эклессия – в Афинах, апелла – в Спарте), и участниками войска. Здесь было единство индивидуальной и коллективной собственности, практически не различались владение и пользование землёй. В позднеантичную эпоху это нерасчленённое единство города и деревни начало распадаться, зародилось противопоставление urbanitas (горожан как воплощения цивилизованного, культурного образа жизни и уровня развития) rusticitas (деревенщикам как воплощению грубости, нецивилизованности, некультурности, отсталости).

В поздней Римской Империи теряющие гражданские права неимущие народные массы (plebs) разделяются на городской и сельский plebs. Это разделение нарушило единство античной гражданской общины – «polis» и «civitas». Масса бывших равноправных членов античной общины утрачивает свои гражданские права, гарантии своей свободы, гражданская и античная по своей природе земельная собственность, эта основа античной общины, из гражданской превращается в сословную. Растёт слой безземельных крестьян – арендаторов чужой земли. Связь такого обедневшего крестьянина с городом ослабляется, а со своим собственником земли, латифундистом - усиливается. Прежнее общинное единство распадается и возникают две разные общины – городская и сельская. Это важно для понимания происхождения средневековых городов, средневекового устройства, в том числе и проблем городской повседневности.

Urbs (город) - в эпоху классической античности этот термин прилагался только к Риму. Знаменитая поговорка: Urbs Roma heterna - Вечный Город Рим. В дальнейшем данное слово получает более широкое употребление как город в современном смысле, сосредоточение массы людей на небольшом пространстве. К нему тяготела пригородная округа – suburbium (предместье, городские окрестности), а далее шла сельская территория (более дальняя округа), окончательно отделившаяся от города в IV в. н.э.

Приведём ещё два термина - Burg и stat, указывающих на укреплённый характер городского поселения, на наличие крепостных стен, подчеркивающих, маркирующих пространственное отличие города от деревни как неукреплённого поселения, расположенного на открытой местности. Город как крепость (castellum). Такое его значение на Западе становится особенно заметным с Х1 в. Город от деревни на Западе (в отличие от Руси и Востока) был отделён хозяйственными и социальными, административно-правовыми, бытовыми, социокультурными отличиями. Западный город отличался статусом независимой от аграрно-сеньориальной среды независимой социально-правовой корпоративной общности.

2. От термина urbs идёт понятие урбанизация, применительно к средневековью это динамичная система хозяйственных и социальных взаимосвязей между городом и его ближайшей и дальней округой. Город в средние века выступал как средоточие специализированного неаграрного производства. Город производил другую продукцию, чем деревня, и делал это руками узкоспециализированных мастеров. Городская экономика была ориентирована на рынок и денежный обмен, сильнее втянута в товарно-денежные отношения, нежели сельское хозяйство деревни. В ХШ в. большинство городов было небольшими, имели численность населения от 500 до 1000 чел., крупными считались города с населением в 10 тыс чел. и площадью в 40 га. В Х1У в. крупнейшие города Европы – это Париж, Венеция, Милан, Флоренция, насчитывавшие до 80 тыс. чел.

Город являлся специфической средой производства и обитания, целостной и динамичной, творчески преобразующей и сплачивающей разнородные элементы. Основные социальные фигуры города – ремесленник и купец, однако экономическом развитии города не было непреодолимого барьера между ремеслом и торговлей. Ремесленники, как правило, являлись мелкими товаропроизводителями. Масштаб деятельности купечества или замыкался в пределах данного города и его округи, или выходил далеко за пределы данного города, имея международный характер. Городской рынок и улицы с домами торговцев и ремесленников – вот основные составляющие внутригородского пространства. В центре же его, как правило, находился городской собор, ратуша (здание городского совета) и городовая башня- беффруа с колоколом. Все коммунальные здания строились из камня. Ратуша являлась административно-судебным центром города, здесь вершилось правосудие, в подвале башни размещалась тюрьма для преступников. В здании ратуши также находились архив, казна, городская печать, эталоны мер веса и длины, которых должны были придерживаться купцы.

Английский политэконом Питер Ласлетт предложил понятие домохозяйства – семейной домашней общины, подчинённой единому хозяйственному ритму, общему домашнему распорядку. Кроме малой супружеской семьи хозяина с его женой и детьми, такая община включала ещё вдов-работниц, мужчин-работников и учеников с их семьями. Все они питались за одним столом и получали одежду от хозяина-мастера. Здесь наблюдается органическое единство места обитания и производственной деятельности. Таким образом, структура семей у феодальной аристократии была более жесткой, а у горожан – более «разрыхлённой». Это было обусловлено включённостью в более широкие сферы хозяйственной деятельности – ремесло, торговлю, ростовщичество, использование городских доходных статей (мельниц, мостов, бань, мыловарен и пр.).

Практиковалось и совместное проживание братьев со своими семьями – фратрерия. Однако наиболее хозяйственно выраженной в средневековом городе была именно малая супружеская семья, именно её индивидуализации благоприятствовал город. С этим же обстоятельством был связан и наследственный, семейный статус профессиональных занятий горожан. Степень же средневековой урбанизации может быть измеряна прежде всего уровнем развития ремесла.

Однако в хозяйстве малых городов велика была роль земледелия, скотоводства, виноградарства, и эти отрасли также были ориентированы на рынок, денежный обмен. Известный медиевист и историк культуры Л.М. Баткин сравнивал сеть малых городов Италии с системой тонких кровеносных сосудов, паутиной ветвящихся вокруг основных торгово-промышленных артерий. Через посредничество купцов (местных и приезжих) продукция жителей малых городов и крестьян городской округи поступала на рынок. Важной была и такая отрасль, как мельничное дело. С помощью мельниц производился не только помол зерна, но и валка сукон, распил древесины, другие производственные операции, усиливавшие энерговооружённость человека той эпохи, по преимуществу ручного труда.

3. В городах средневековой Европы складывался урбанистический образ жизни, компоненты средневековой городской культуры. Для горожан был характерен более высокий уровень грамотности, необходимость обращения к письменности, документу, письменному оформлению сделок, тяга к книжности. Более динамичные коммуникации и социальная мобильность горожан обусловливались их более сложными социальными функциями, более интенсивным информационным обменом.

Знания и больший рационализм, большая деловитость, готовность к риску, особый поведенческий и психологический склад, более высокое само- и правосознание, чувство собственного достоинства у горожан становятся частью их повседневной практики. Не случайна это поговорка «Городской воздух делает человека свободным». Действительно, само пребывание в городе год и один день снимало с человека личную зависимость, включало в обособленное от феодально-сеньориальной сферы правовое пространство. Город создавал его жителям коммунально-корпоративный принцип поддержки, организованным в купеческие гильдии, ремесленные цеха, церковно-приходские сообщества. Вместе с тем в городах проживала и значительная часть феодальной аристократии, находящейся вне специфических коммунально-корпоративных связей. Зоны расселения феодалов и торгово-ремесленного люда в городах были разными: первой главным образом в центре, ближе к административным зданиям, где их дома напоминали настоящие крепости; второго – на периферии, на улицах и кварталах, где близость профессиональная (улица или квартал бочаров, гончаров, галантерейщиков) дополнялась соседской. Прибывавшие в города иммигранты расселялись по принципу землячеств (например, улица Ломбардцев в Париже, где жили выходцы из области Ломбардия в Италии).

В городах позднего средневековья рождаются новые социальные практики – банковское дело, предпринимательство. В городах с изобретением книгопечатания появляется новая отрасль ремесленного производства и соответствующей торговли. Франкфурт-на-Майне и Лейпциг – центры международных книжных ярмарок во второй половине ХV в. Городские школы и университета подрывают монополию церкви на образование, книжность, науку. Ж.Ле Гофф считал, что в ХIII в. уже сложилась городская Европа, когда культура, искусство, религия принимают вполне городской облик. Важно ещё и то, что сама книга именно в городах ранее всего утрачивает черты сакрального объекта, её функции всё более рационализируются. С повсеместным ростом университетов в латинской Европе формируется специфический слой городской интеллигенции, получающей за свой труд плату.

Именно в городах ранее всего была осознана опасность загрязнения окружающей среды, забота о поддержании гигиены и санитарии, чтобы по возможности избежать массовых инфекций, заражения источников питьевой воды. Запрещался выброс мусора на улицы, слив фикалий, неупорядоченное пользование отхожими местами. Эти стороны городской повседневности уже начали регулироваться. Практикуется мощение улиц, возведение настилов и насыпей типа тротуаров вдоль домов.

У горожан формировалось более рациональное отношение ко времени, осознавалась важность его измерения и рационального использования (позднейшее выражение купцов и бюргеров «Время – деньги»). Расширение ремесленного производства требовало точного учёта времени для измерения продолжительности рабочего дня. Время как независимая от природных явлений субстанция (не чисто природное/сезонное – как у крестьян и не чисто литургическое – как у духовенства). Время непрерывное и необратимое – это был и вызов горожан религиозной традиции, и разрыв с ней. Вспомним учение Фомы Аквинского (1225-1274) о церковном времени как непрерывной протяжённости, вечности, которая лежит равно как в начале, так и в конце бытия, вернее, существовала до начала и будет существовать после конца. В городах уже в начале ХIV в. на каменной башне-беффруа вместо колокола стали устанавливать механические часы с часовой стрелкой, что сделало восприятие времени не аудиальным (слуховым), а визуальным, отражая стремление к более точному его измерению, так время дискретно (прерывисто) измерялось, а в ХV в. появились уже и наручные часы, и будильники. Городские интеллектуалы стремились уравновесить, уравнять жизнь деятельную и созерцательную.

Наилучшим образом дух городов и их культуры отразили готические соборы ХI-ХV вв. Они и необходимы-то стали по мере демографического роста городов, интенсивного притока в них нового населения, прежде всего крестьянской округи. Сам величественный готический собор можно рассматривать как архитектурный образ средневекового города.

Самосознание городских купцов не было лишено мучительного раздвоения между тягой к наживе, расчётом и богобоязненностью, страхом посмертного воздаяния за неправедные способы обогащения. С учётом новых явлений экономической жизни городской среды понятнее становится появление идеи Чистилища, третьего места в топографии потустороннего мира, где душа грешника избавляется от вечного проклятья. Среди горожан распространяется практика дарений церквям и монастырям, составления духовных завещаний, благотворительности при жизни, покупка индульгенций и прочие «добрые дела». Ими предусматривались также пожертвования на улучшение городского благоустройства – улиц, мостов, дорог.

В целом именно в среде средневековых горожан формировалась более высокая, чем в аграрной сфере, предрасположенность в смене традиционных форм существования, готовность к их изменению.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Повседневная жизнь духовенства на средневековом Западе (V-ХV вв.) | Введение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.