Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности структуры. Сходство и отличия

ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ ПО ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СОДЕРЖАНИЮ И ИХ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ НАЗВАНИЯ

1. Линейный орнамен т – создан с помощью линий в форме зигзагов, волн, спиралей, штрихов, «елочки», «плетенки» (каменный век 15-10 тыс.лет до н.э.).

2. Геометрический орнамен т - основан на сочетании простых геометрических форм, таких как: квадраты, ромбы, круги, овалы (характерен для бронзового и железного веков).

3. Геральдический орнаме нт – орнамент, в котором используются знаки, эмблемы, трофеи, оружие, доспехи, символические животные (в разных культурах они различны). Он появился, впервые, в искусстве древней Месопотамии (Двуречье – территория между реками Тибром и Евфратом) и был связан своим появлением с военными действиями.

4. Орнитоморфный орнамент - орнамент, созданный с использованием стилизованных образов птиц.

5. Зооморфный орнамент - орнамент, созданный с использованием стилизованных образов животных.

6. Пальметта – веерообразный растительный орнамент, изначально был создан на основе таких растительных форм, как листья пальмы и цветы лотоса. Древние греки заимствовали мотивы у народов Азии и Египта и сумели довести его до совершенства, согласно стилистическим принципам греческой художественной культуры.

7. Меандр – узор в виде ломанной или кривой линии с заветками. Исконно греческий орнамент, в основе которого, лежит образ извивающегося русла реки.

8. Раковина – орнаментальный элемент в виде морской раковины в первые был использован в орнаментах древней Греции, т.к. являлся символом богини Афродиты, которая родилась из морской раковины. Часто этот используется с другими декоративными элементами в основном менее сложными, т.к. он сам по себе очень насыщенный.

9. Акант (акантовый лист) – орнаментальный элемент, возникший в результате стилизации листьев и стеблей южного травянистого растения акант. Хотя возникновение этого орнамента во многих источниках приписывается культуре древнего Рима, нужно подчеркнуть, что этот орнаментальный мотив использовался еще древними греками, однако тогда его образ был более строгим и математически выверенным как и сама культура древней Греции, подчиненная, прежде всего философии греческой цивилизации. Классический образ аканта был выработан во времена Римской империи и стал более пластичным. Впоследствии он применялся в барокко, рококо, ренессансе, ампире, готике и других стилях, но несколько адаптированный к стилистическим особенностям того или иного стиля.

10. Вязь – орнамент, созданный на основе образа переплетенных кожаных ремней, веревок или стеблей растений. Он был присущ разным культурам и эпохам. Пример: кельтская плетенка, древнерусская и византийская вязь, вязь эпохи ренессанса, арабские плетенные математически выверенные орнаменты, имеющие в основе модуль, который позволяет заполнять любое пространство до бесконечности.

11. Масверк – самый распространенный и известный вид готического ажурного орнамента – был создан при помощи циркуля, без влияния какой бы тони было органической формы. Пример: готическая роза, «рыбий пузырь», трилистники, четырехлистники.

12. Арабеска – орнамент из растительных и геометрических форм, в котором орнамент покрывает всю поверхность предмета. Его возникновение приписывается арабско-мусульманской культуре.

13. Могол – разновидность индийского орнамента, символизирующий плодородную виноградную лозу.

14. Кикко – традиционный японский орнамент, представляющий собой шестигранный узор – черепаший панцирь, символизирующий добрую судьбу.

15. Ионика – орнамент в виде ряда срезанных сверху яйцеобразных форм, обрамленных валиком, иногда чередующихся со стрельчатыми листьями. Этот орнамент широко использовался в архитектуре древней Греции, где собственно и возник, а затем был широко востребован в других стилях, которые являлись модернизированным продолжением художественно-изобразительного искусства древней Греции и Этрурии.

16. Картуш – элемент орнамента в виде свитка с завернувшимися краями, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы и другие изображения. Широкое распространение он получил в эпоху Ренессанса (13 -16 в.в.).

17. Гротеск – орнаменты, отличающиеся переплетением фантастических и реальных элементов. Они включают в себя образы фавнов, нимф, амуров, гарпий, маскаронов, гирлянды цветов и фруктов, а также фигуры птиц и животных. Особенно гротески популярны в эпоху Ренессанса, родиной которого является Италия.

18. Сетчатый орнамент – представляет собой косую сетку, украшенную мелкими розетками, раковинами в форме причудливо извивающихся лепестков. Был популярен в эпоху рококо (18в.) родиной, которого является Франция.

19. Рокайль – орнамент, возникший на основе симбиоза стилизованного образа раковины и пальметты. Впервые он появляется в стиле рококо, хотя имеется родственный образ в предшествующем стиле барокко – это раковина со всеми узнаваемыми подробностями ее строения (16в.), но к началу 18в., она приобретает более стилизованный облик и более пластичные формы.

20. Анфемий – ленточный орнамент из пальметт, сочетания пальметт, лотосов, лилий. Орнамент времен архаики и античного искусства.

21. Розетка – орнамент античного происхождения в виде распустившегося цветка (розы). В более поздних стилях превращается в сложные орнаментальные композиции, включающие в себя растительные, антропоморфные, зооморфные и другие виды орнаментов и орнаментальных элементов. Характерной чертой является круглая или овальная форма, иногда вписанная в квадрат или другие геометрические фигуры.

 

Глава 4. ФАКТУРА И ТЕКСТУРА

Текстура. Характеризуется декоративно-художественными свойствами, вытекающими из внутреннего строения формы. Наиболее ярко выявляется при гладкой поверхности. Отличается крайним разнообразием рисунка — от мелких вкраплений, представляющих собой почти однородную массу до выразительных узоров, образованных внутренним «рисунком» формы. Четкое выявление текстуры в плоскостных формах предопределяет эффективное с художественной точки зрения их использование в построении пластических композиций. Основные разновидности текстурных поверхностей, используемых в таких композициях, ярко представлены в образцах, которые графически передают разные материалы.

Фактура. Занимает промежуточное место между такими состояниями плоскостной формы, как гладкая поверхность и рельеф. В зависимости от количества и величины составляющих ее пластических элементов (выступов), фактурная поверхность приближается либо к первой, либо ко второй. Основные виды фактурных поверхностей в порядке их перехода от менее выраженных к более выраженным, приближенным к рельефу. Фактурная поверхность может отличаться большим разнообразием. Важно учитывать, что ее пластический характер выявляется тем сильнее, чем она сильнее «высту­пает» и ближе к зрителю. С дальних точек фактура может выглядеть просто гладкой поверхностью. При разноудаленных точках зрения целесообразно применение в плоскостных формах как мелкой, так и крупной фактуры, близкой к рельефу.

 

Глава 5. ПЛАСТИКА

5.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Пластические композиционные средства отличаются от графических средств тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и глубине. Разное развитие формы в том или ином направлении обуславливает разный его пластический характер — линейный, плоскостной, объемный и пространственный. Остановимся на каждом из этих видов пластических форм.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эпохи Модерн и его комбинация | Линейно-пластическая форма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.