Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Универсальное множество


Способы задания множеств

a) Конечное множество можно задать перечислением его элементов и записать в форме

(1.1)

Пример 1.2. Рассмотрим множество . Данное множество состоит из конечного числа элементов: 1, 3, 5 и 7.

b) Задание множества путем описания свойств его элементов. Описание свойств обычно задается так: пусть – утверждение, заключающееся в том, что элемент x обладает свойством . Тогда запись

(1.2)

означает, что рассматривается множество всех элементов , обладающих свойством . Таким образом, можно задать как конечные, так и бесконечные множества.

Пример 1.3. Рассмотрим множество натуральных четных чисел. Это можно записать следующим образом:

X={: , – кратное двум} (1.3)

Если рассматривать теорию множеств без ограничений на способы задания множеств, то такая теория называется наивной теорией множеств. В наивной теории множеств было обнаружено ряд парадоксов.

Парадокс брадобрея. В одном полку жил полковой парикмахер, которого называют брадобреем. Однажды командир приказал ему брить тех и только тех, кто не бреется сам. Приказ довольно разумный: если солдат бреется сам, то зачем тратить на него время полковому парикмахеру? Брадобрей, получив приказ, сначала обрадовался, потому что многие солдаты умели бриться сами, побрил тех, кто бриться сам не умел, а потом сел на пенек и задумался: а что ему с собой-то делать? Ведь если он будет брить себя, то нарушит приказ командира не брить тех, кто бреется сам. Брадобрей уже решил было, что брить себя не будет. Но тут его осенила мысль, что если он сам себя брить не будет, то окажется, что он сам не бреется, и по приказу командира он должен все-таки себя побрить…

Что с ним стало, история умалчивает. Причем же здесь теория множеств? А вот причем: командир пытался определить множество людей, которых брадобрею нужно брить, таким образом:

{те и только те, кто не бреется сам}.

Казалось бы, обычное множество, описывается несколькими русскими словами, чем оно хуже, например, множества {все студенты института}? Но с этим множеством тут же возникает проблема: не понятно, принадлежит ли этому множеству брадобрей.



Вот другая версия этого парадокса.

Прилагательное русского языка назовем рефлексивным, если оно обладает свойством, которое определяет. Например, прилагательное «русский» – рефлексивное, а прилагательное «английский» – нерефлексивное, прилагательное «трехсложный» – рефлексивное (это слово состоит из трех слогов), а прилагательное «четырехсложный» – нерефлексивное (состоит из пяти слогов). Вроде бы ничто не мешает нам определить множество {все рефлексивные прилагательные}. Рассмотрим прилагательное «нерефлексивный». Оно рефлексивное или нет? Можно заявить, что прилагательное «нерефлексивный» не является ни рефлексивным, ни нерефлексивным. Но это противоречит закону исключения третьего, согласно которому верно либо утверждение, либо его отрицание.

Говорят, что теория содержит парадокс, если в ней доказуемы два противоречащих друг другу суждения (например, брить и не брить). В чем разгадка рассмотренного парадокса? Дело в том, что мы на веру приняли возможность описанной ситуации. На самом деле брадобрея с такими свойствами не существует, и наши рассуждения именно это и доказывают.

Избежать парадоксы удается только в рамках аксиоматической теории множеств, т.е. теории, которая ограничивает способы задания множеств специальной аксиоматикой.

В некоторых случаях можно избежать противоречий наивной теории множеств, если выбрать некоторое так называемое универсальное множество и ограничиться рассмотрением только его подмножеств. В случае необходимости переходят к другому универсальному множеству и работают с его подмножествами и т.д. Можно сказать, что универсальное множество – самое общее, самое большое множество в данном случае.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия теории множеств | Операции над множествами

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.