Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 6. Групповое сплочение и определяющие его факторы

Вопрос 5. Развитие малой группы.

Развитие группы не может проходить бесконфликтно. Можно утверждать, что любая группа в своем развитие проходит ряд последовательных стадий, при этом переход к каждой новой стадии часто представляет собой качественный скачок, сопровождающийся кризисом и внутригрупповыми конфликтами.

Продемонстрируем этот на модели Стэнфорда и Роарка, а объектом возьмем студенческую группу. Они выделяют семь стадий группообразования, зависящих от направленности членов группы - на эмоциональные или инструментальные проблемы:

1) процесс знакомства - микрогруппы почти не существуют, общение протекает в диадах, изредка в триадах, как правило, оставшихся со школьной скамьи, подготовительных курсов и т.д.;

2) период формирования групповых норм, начало возникновения группового самосознания - ориентация на эмоциональные проблемы;

3) стадия конфликта - конфликт между лидерами;

4) период сбалансированности - проявляются первые признаки групповой солидарности и сплоченности;

5) формирование понятия «МЫ» - на этой стадии при должном подходе группой легко управлять - конформизм выражен максимально;

6) переоценка групповых норм с точки зрения сложившихся эмоциональных отношений;

7) формирование инструментальных ценностей.

Необязательно группа пройдет все эти стадии - она может «зависнуть на любой из них». Связано это, прежде всего с тем, насколько адекватно и сбалансировано протекают следующие групповые процессы: процесс сплочения, групповые конфликты и выработка групповых решений.

 


Сплочение группы - это процесс, сопровождающий её на всех этапах развития. Суть этот процесса - в формировании определенного типа связей и отношений, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, и стремлении их к сохранению своего группового членства и в единстве целей и ценностей участников группы.

На процесс сплоченности группы влияют:

1) эмоциональная привлекательность членов группы.

2) Сходство членов группы между собой: возрастное, этническое, социальное и ценностное сходство (пример: сплоченность может не возникнуть в группе, где люди имеют разный возраст, или где собраны представители разных социальных слоев, это так же относится к образованию). Два вышеперечисленных фактора связаны между собой - чем симпатичнее нам человек, тем ближе нам его взгляды, тем меньше мы обращаем внимание на какие бы то не было различия, и наоборот.

3) Предпочитаемый группой способ взаимодействия - сплоченности способствует взаимодействие по типу сотрудничества и кооперации, конфликтное противоборствующее поведение - наоборот. Но в тоже время сплачивающим факторам может выступить конкуренция по отношению к другим группам.

4) Особенности групповых целей. Цели помогают сплачиваться, если они принимаются членами группы, а не ставятся формально извне, а также если группа может рассчитывать на успех в достижении целей.

5) Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самим собой, тем в большей степени будет сплачиваться группа.

6) Характер руководства и стиль принятия решений. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке решения способствует сплочению группы.

Остановимся подробно на формах и средствах организации процесса выработки совместного решения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 4. Групповые структуры | Вопрос 7: Принятие группового решения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.