Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление социально-экономическими системами. Суть управленческой деятельности в организации

Менеджмент рассматривает управление формальными организациями, под которыми понимаются группы людей, объединившихся для достижения общей цели, которой они не могут добиться, действуя поодиночке.

Таким образом, под организацией понимается группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей.

Управление организацией представляет собой сложный динамичный процесс, сочетающий понимание общих целей и многочисленных вариантов их достижения.

Организации, как правило, решают совокупность сложных взаимосвязанных задач и для них характерны:

¨ преобразование ресурсов для достижения результатов;

¨ зависимость от внешней среды (как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей);

¨ горизонтальное и вертикальное разделение труда, вызывающее необходимость управления.

Говоря осути управленческой деятельности,необходимо отметить, что для управленца характерны кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности. Применительно к работе менеджера еще одной общей чертой управленческой работы являются роли руководителя, под которыми понимаются наборы определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности.

Широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель.

Управление ¾ это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Организации, достаточно крупные для четкого разграничения работы руководителей и не руководителей, обычно имеют настолько большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных функциональных подразделений (производственного, финансового, транспортного, маркетинга и т. д.). Для выполнения различного рода действий управленческая работа также должна быть посегментно скоординирована сверху вниз вплоть до уровня руководителей непосредственно стоящих над неуправленческим персоналом, создающим продукцию или предоставляющим услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда образует уровни управления.

Существует множество определений ключевого понятия «система». В философском смысле система ¾ это объективное единство закономерно связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. По П. К. Анохину, система ¾ это комплекс избирательно вовлеченных элементов, взаимосодействующих достижению заданного полезного результата, который принимается основным системообразующим фактором. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля определяет систему как план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо в последовательном, связном порядке.

Согласно «Большой советской энциклопедии» система (от греч. systema ¾ целое, составленное из частей; соединение) ¾ это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

Претерпев длительную историческую эволюцию, термин «система» с середины XX в. становится одним из ключевых философско-методологических и специально-научных понятий. В современном научно-техническом знании разработка проблематики, связанной с исследованием и конструированием систем разного рода, проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем в кибернетике, системотехнике, системном анализе и т. д.

Первые представления о системе возникли в античной философии, выдвинувшей онтологическое истолкование системы как упорядоченности и целостности бытия. В древнегреческой философии и науке (Евклид, Платон, Аристотель) разрабатывалась идея системности знания (аксиоматическое построение логики, геометрии). Воспринятые от античности представления о системности бытия развивались как в системно-онтологических концепциях Б. Спинозы и Г. Лейбница, так и в построениях научной систематики XVII-XVIII вв., стремившейся к естественной (а не к телеологической) интерпретации системности мира (например, классификация К. Линнея). В философии и науке Нового времени понятие «система» использовалось при исследовании научного знания; при этом спектр предлагаемых решений был очень широк ¾ от отрицания системного характера научно-теоретического знания (Э. Кондильяк) до первых попыток философского обоснования логико-дедуктивной природы систем знания (И. Ламберт).

При определении понятия «система» необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

Выделяют следующие основные системные принципы:

· целостность ¾ несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций внутри целого;

· структурность ¾ возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы поведением ее отдельных элементов и свойствами ее структуры;

· взаимозависимость системы и среды ¾ система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия;

· иерархичность ¾ каждый компонент системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы;

· множественность описания каждой системы ¾ в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы и др.

Существенным аспектом при раскрытии содержания понятия «система» является выделение различных ее типов. Предложен ряд классификаций системы, использующих разные основания. В наиболее общем плане системы можно разделить на материальные и абстрактные. Материальные (целостные совокупности материальных объектов), в свою очередь, делятся на системы неорганической природы (физические, геологические, химические и др.) и живые системы, куда входят как простейшие биологические системы, так и очень сложные биологические объекты типа организма, вида, экосистемы. Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления; они также могут быть разделены на множество различных типов (особые системы представляют собой понятия, гипотезы, теории, последовательная смена научных теорий и т. д.). К числу абстрактных систем относятся и научные знания о системах разного типа, как они формулируются в общей теории систем, специальных теориях системы и др.

Особый класс материальных живых систем образуют социальные системы, чрезвычайно многообразные по своим типам и формам (начиная от простейших социальных объединений и вплоть до социально-экономической структуры общества). Основной связующий элемент социальной системы ¾ человек. Социальные системы, в зависимости от поставленных целей, могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими, правовыми и т. д.

Наиболее распространены социально-экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Соответственно каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель ¾ получение максимальной прибыли; для социально-культурных ¾ осуществление эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных ¾ достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также вторично.1

Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Они способствуют реализации потенциальных возможностей и способностей человека, формированию единства интересов людей, обладают сложностью, динамизмом и высоким уровнем неопределенности.

Эволюция социально-экономических систем качественно отличается от эволюции природных систем.

Во-первых, основной эволюционный принцип ¾ принцип целесообразности ¾ не проявляется в рамках общества столь однозначно, как в природной системе. При естественном отборе выживают наиболее приспособленные особи. Парадоксально, но человек по сравнению с другими живыми существами располагает более скромными возможностями приспособления. Только избыточные с точки зрения жесткой целесообразности факторы ¾ дух и интеллект ¾ компенсируют его физическую слабость по сравнению с другими животными, позволяют ему приспосабливаться к окружающей среде, создавая искусственные структуры, компенсирующие его физическое несовершенство. Вот почему многие явления социальной жизни, избыточные с точки зрения целесообразности (мораль, религия, нравственность, идеология, мировоззрение), определяют развитие общества не менее жестко, чем сугубо материальные факторы.

Во-вторых, особенность социально-экономической эволюции ¾ существование общепрогрессивной тенденции в ее развитии, что подтверждается всей историей человечества, в то время как эволюция чисто природных систем при достижении наибольшей целесообразности обнаруживает тенденцию к своеобразному повторению, цикличности, и нарушение этих долговременных естественных циклов в природной истории часто носило характер катастроф.

Еще одна особенность эволюции социально-экономических систем ¾ передача исторического опыта будущим поколениям, что составляет важнейшее условие их дальнейшего развития. Благодаря этой особенности социальная эволюция носит социокультурный характер, так как происходит путем усвоения, наследования, использования полезных навыков, знаний, традиций, выработанных предыдущими поколениями людей, и поэтому осуществляется значительно более быстрыми темпами, чем эволюция природных систем.

Общество представляет собой открытую неравновесную систему. В обществе сознательное управление дополняется самоорганизацией, т. е. стихийным воздействием на процессы, протекающие в системе. Процесс самоорганизации в подобных системах начинается со случайных внешних воздействий, которые не подавляются, а усиливаются и в конце концов приводят к образованию новой динамической структуры. В результате самоорганизации, осуществляемой по принципу отрицательной обратной связи, в системе устанавливается новый порядок, называемый спонтанным, поскольку он возникает не под влиянием внешних сил, а образуется самопроизвольно вследствие внутренних причин. Поддержание нового равновесия в системе уже осуществляется на основе принципа положительной обратной связи.2

Организация ¾ в широком смысле ¾ это социально-экономическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих целей, а в узком смысле ¾ это объединение людей, реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Таким образом, можно отметить, что социально-экономическая организация ¾ это обособленное объединение людей для совместного решения экономических задач.

В условиях хозяйствования организация как основное звено национальной экономики представляет собой сложную систему, объединяющую в себе взаимосвязанные компоненты социально-экономической, технологической и природной среды. Коммерческие, производственные организации, аккумулируя в своей структуре элементы различного происхождения ¾ общественного, материального, информационного, отображают, по сути, сложную структуру народного хозяйства в целом.

Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт. Следовательно, жизнедеятельность организации можно представить в виде трех взаимосвязанных процессов: получение ресурсов из внешнего окружения; изготовление продукта, услуги; передача результата во внешнюю среду.

Определяя сущность современного предприятия (организации) с системных позиций управления как сложную, многоаспектную, теория управления рассматривает предприятие как саморазвивающуюся систему, которая может с определенной степенью гибкости реагировать на изменения внешней среды, адекватно изменять свою стратегию, цели, формальные структуры, организационную культуру и поведение персонала. Эффективность реагирования предприятия на изменение окружения зависит от степени открытости системы, адекватности механизма управления логике эволюции предприятия и окружения, равновесия в сочетании развития внутренней и внешней среды. Усложнение последней характеризуется ростом дифференциации внешних хозяйственных условий, высокими темпами смены хозяйственных приоритетов, влияющих, в свою очередь, на выбор стратегических целей предприятия, глобализацией экономических отношений, в которые вступает предприятие.

В экономической науке известно несколько основных вариантов теории (модели) предприятия, описывающих с помощью небольшого числа фундаментальных предпосылок его возникновение, функционирование и (или) ликвидацию. В каждом из них предприятие рассматривается в разрезе тех или иных особенностей изучаемого объекта. Наиболее полно разработаны следующие пять вариантов теоретической модели предприятия: неоклассическая (А. Маршалл, Дж. Кларк, Дж. Робинсон и др.), институциональная (Р. Коуз, О. Уильямсон, К. Эрроу, С. Гроссман и др.), эволюционная (Р. Нельсон, С. Винтер), предпринимательская (М. Портер, Р. Хисрич) и агентская теория фирмы (У. Беркли, Г. Минз, У. Меклинг и др.).

Рассматривая указанные варианты модели предприятия в развитой рыночной экономике с точки зрения требований каждой из этих концепций к функционированию предприятий, можно выделить составляющие этих требований.

1. Предприятие должно адекватно реагировать на изменение рыночной ситуации (в том числе изменение цен на продукцию и на факторы производства), формируя свою объемно-номенклатурную и ценовую политику. Необходимо стремиться к максимизации разницы между доходами и расходами. В афористической форме этот принцип может быть изложен так: «Не бывает слишком больших расходов, бывают слишком малые доходы» (неоклассическая модель).

2. Для устойчивого функционирования на рынке предприятие должно создавать условия для уменьшения внутрифирменных, трансакционных и внешних транспортных издержек, облегчая поиск внешних контрагентов. Вместе с тем (особенно в России) необходимо обращать особое внимание на контрактную деятельность предприятия, учитывая, что чрезмерная минимизация трансакционных издержек может привести к росту себестоимости и потерям доходов из-за низкого качества составления и реализации контрактов между предприятием и его контрагентами. Следует оптимизировать размер фирмы за счет управляемости, мотивации работников и синергических преимуществ (институциональная модель).

3. Система внутрифирменного принятия решений должна быть объектом самостоятельного исследования и совершенствования. Нужно оптимально сочетать стабильность правил принятия стратегических решений с гибкостью тактических. Одна из главных задач предприятия ¾ создать гармоничные условия взаимоотношений предприятия с хозяйственной и административной средой, обеспечить соэволюцию предприятия и среды, противодействовать отставанию внутренних изменений от внешних.

4. Необходимым условием эффективной работы предприятия в свободной рыночной экономике является наличие позитивной целенаправленной мотивации его работников ¾ от рабочих до менеджеров. Для значительного числа работников такая мотивация возможна только при создании возможностей реализации их предпринимательских качеств либо на самом предприятии, либо в «интеграционной зоне» предприятия. Весьма важной является проблема сближения интересов руководителя предприятия и коллектива, преодоление разрыва между поведением директора как физического лица и как представителя юридического лица (предпринимательская модель).

5. Взаимоотношения между менеджментом и собственниками предприятия должны быть скоординированы с интересами бизнеса как продолжающегося процесса. Весьма сложную и важную задачу представляет собой поиск оптимальных соотношений между материальной заинтересованностью и профессиональным развитием менеджера. Асимметрия информации в треугольнике «работник ¾ менеджер ¾ собственник» создает предпосылки для нежелательного снижения производительности труда работников и менеджеров и падения эффективности использования средств собственника (агентская модель).

Для каждой из перечисленных моделей характерно преобладание тех или иных качеств, которые должны быть присущи предприятиям для выживания в длительной перспективе. Разные модели по-разному определяют множество факторов, свойств предприятий как сложных организационных систем, влияющих на качество их функционирования и развития. Различны соответственно взгляды на факторы обеспечения устойчивости, управляемости организационных систем. В одних подходах эти качества вырабатываются прежде всего усилиями внутриорганизационных структур, приведением их к оптимальному состоянию, в других ¾ успех предприятия в большей степени зависит от влияния рыночных воздействий, в третьих ¾ главное ¾ это приведение организационной и внешней среды к гармоничному соответствию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характерные черты и стадии менеджмента | Вводные понятия теории управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.