Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства и методы менеджмента

Читайте также:
  1. B. Медленно действующие противоревматоидные средства
  2. CASE-средства для разработки БД. Инструментарий проектирования баз данных
  3. GУметь использовать на практике современные технологии и методы менеджмента.
  4. I. Решение логических задач средствами алгебры логики
  5. III. Гидрометаллургичесие методы
  6. IV Методы установленных цен в маркетинге
  7. V. Ценовая политика на предприятии. Методы ценообразования.
  8. X Методы изучения рынка с помощью инструментария маркетинга
  9. Абстрактные типы данных. Методы представления множеств.
  10. Административные (организационно-распорядительные) методы управления.
  11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
  12. Административные методы управления.

Метод (от греч. methodos ¾ исследование) ¾ это способ исследования явлений природы, подход к изучаемому явлению, планомерный путь к установлению истины. Так, метод есть прием, способ или образ действия.

В управленческой деятельности под методом понимают прием практической реализации задач и функций власти в деятельности административных органов на основе закрепленной за ними компетенции в установленной форме и в соответствующих границах. Применение метода в подобном виде позволяет понять, как функционирует механизм руководства и власти, как практически выполняется управленческая функция, какие средства при этом используются. Следовательно, метод управления является средством практического осуществления функций управленческой деятельности и достижения ее целей.

Для методов управления наиболее характерны следующие признаки:

1) они органически связаны с целевым назначением управленческой деятельности как особого вида практической реализации единой системы менеджмента;

2) выражают управляющее воздействие субъектов управления на соответствующие объекты;

3) используются субъектами менеджмента в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;

4) имеют своим адресатом соответствующий объект;

5) зависят не только от организационно-правового статуса субъекта управления, но и от формы собственности, индивидуального или коллективного характера и т. д.

Необходимо различать методы:

1) управляющего воздействия, имеющие внешнее юридически-властное значение и выражение, которые являются собственно методами управления;

2) организации работы аппарата управления, имеющие исключительно внутриаппаратное значение;

3) свершения определенных управленческих действий ¾ методы процедурного характера.

С общетеоретических позиций действие методов любой деятельности проявляется в виде убеждения и принуждения.

С помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путем проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мер в основном морального воздействия. Принуждение рассматривается как вспомогательный метод, используемый в случае нерезультативности убеждения. Оно выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности.

Таким образом, методы управления ¾ это способы воздействия субъекта управления на коллективы и отдельных работников для достижения поставленной цели.

Различают методы управления и методы процесса управления, первые характеризуют законченный способ воздействия на объект управления, а с помощью вторых выполняются отдельные работы.



Выделяют методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. Использование способов прямого воздействия предполагает непосредственный результат воздействия. При помощи методов косвенного воздействия могут создаваться условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

Методы управления могут иметь в своей основе объективные закономерности, присущие производству как объекту управления, и специфику отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку методы управления подразделяют на три группы: административные, экономические и социально-психологические. Из множества классификаций методов управления последняя является наиболее удобной и часто используемой в менеджменте.

Административные методы квалифицируются в качестве способов и средств прямого или внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения объектов.

Прямое их направление означает, что субъект управления принимает управленческое решение, обязательное для адресата управления. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Для этих методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Административные методы управления являются организационно-распорядительными, т. е. основанными на силе и авторитете власти, например указах, законах, постановлениях, приказах, распоряжениях, указаниях, инструкциях и т. д. Они позволяют:

· регламентировать деятельность (всей организации, структурных подразделений, должностей, функций);

· обеспечивать организацию нормативами (времени, численности персонала, нормативами выработки, концентрации вредных веществ, нормативами соотносительности, например преподавателей и студентов в вузе);

· поддерживать дисциплину (предостережение, разъяснение, ознакомление, советы).

Организационно-распорядительные методы управления включают в себя:

· установление государственных заказов;

· формирование структуры органов управления;

· утверждение административных норм и нормативов;

· правовое регулирование;

· издание приказов, указаний, распоряжений;

· инструктирование;

· отбор, подбор и расстановку кадров;

· утверждение методик и рекомендаций;

· разработку положений, должностных инструкций, стандартов организации;

· исполнение других регламентирующих документов;

· установление административных санкций и поощрений.

Экономические методы представляют собой способы или средства экономического иликосвенного воздействия со стороны субъектов управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с помощью данных методов субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т. е. опосредованно, в отличие от способов прямого властного воздействия, которые здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать не под влиянием директивных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется, чаще всего экономически (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот и т. п.). Тем самым стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта в выполнении поставленных перед ним задач. Должное поведение может быть достигнуто и угрозой материальных санкций. Следовательно, экономические рычаги, используемые в процессе решения управленческих задач, устанавливают систему материальных стимулов. Однако управляющее воздействие составляет содержание и таких рычагов, что сближает их по конечной цели с рычагами прямого (административного) характера.

Таким образом, экономические методы основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников, использовании экономического механизма управления.

Как способы воздействия экономические методы управления основаны на экономических отношениях и экономических интересах людей. Экономические интересы делятся на четыре большие группы: интересы государства, интересы отрасли, интересы коллектива (организации), интересы личности. Между этими интересами всегда существуют диалектические противоречия. Искусство руководителей состоит в разрешении данных противоречий, поиске возможных компромиссов. К возможным экономическим рычагам управления относятся: себестоимость, рентабельность, прибыль, фондоотдача, цена, заработная плата и др.

Экономические методы управления включают в себя:

· технико-экономический анализ и обоснование;

· планирование;

· материальное стимулирование;

· кредитование;

· ценообразование;

· участие в прибылях и капитале;

· налогообложение;

· установление экономических норм и нормативов;

· страхование;

· установление материальных санкций и дотаций.

Социально-психологические методы используют индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию и основываются на общественно значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании.

Социальные процессы идут на четырех уровнях:

1) уровне всего общества (государства);

2) коллектива (организации);

3) рабочей группы;

4) индивида (личности).

К основным факторам, определяющим ход социальных процессов, относятся: демографические факторы, возраст, пол, этническая принадлежность, уровень образования и квалификация, размер рабочей группы, психологический климат.

Для менеджера очень важно верно оценить индивидуальные качества работника; правильно подобрать, расставить и закрепить кадры на рабочих местах; создать условия для максимального проявления индивидуальных профессиональных качеств работника.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления. Это относится к системе взаимоотношений в коллективе, социальным потребностям сотрудников и т. п. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

Социально-психологические методы включают в себя:

· проведение социального анализа в коллективе работников;

· социальное планирование;

· создание творческой атмосферы в коллективе;

· участие работников в управлении;

· социальное стимулирование развития коллектива;

· удовлетворение культурных и духовных потребностей;

· формирование коллективов, групп, нормального психологического климата;

· установление социальных норм поведения;

· развитие у сотрудников инициативы и ответственности;

· установление моральных санкций и поощрений.

Методы этой группы носят также косвенный характер воздействия, поскольку нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и сложно определить силу их воздействия и конечный эффект.

Проблема методов управления диалектична. Это означает, что недопустимо антагонистическое противоречие между методами прямого и косвенного воздействия. Для этого имеются соответствующие причины.

1. Управленческая деятельность по своей природе административная («административное» есть «управленческое»), поэтому любые методы, используемые в процессе ее практического осуществления, также административные. В силу этого выделение административных и экономических методов управления алогично; имеются в виду «управленческие методы управления», независимо от того, какое содержание в них вложено, т. е. единые по своей сути методы управления.

2. Средства прямого (административного) и косвенного (экономического) назначения применяются с единой конечной целью ¾ реализацией управленческого воздействия субъекта управления на поведение объекта управления.

3. Эти средства практически используются одними и теми же, а не различными субъектами исполнительной власти.

4. Они применяются в отношении одних и тех же объектов управления. Не существует таких объектов, которые нуждаются исключительно в косвенном управляющем воздействии.

5. Прямые и косвенные средства используются в практической деятельности соответствующих исполнительных органов (должностных лиц) в рамках единого варианта, а именно как одностороннее и властное волеизъявление субъекта управления. Например, поощрительные или стимулирующие меры (премии, материальные льготы и т. п.) оформляются в виде соответствующих управленческих решений (приказ о премировании, решение о предоставлении кредитных или налоговых льгот и т. п.).

6. Для реализации прямого и косвенного управляющего воздействия требуется, как правило, единая правовая форма. Между тем нередко при выделении административных и экономических методов исходят из того, что первые регламентированы правом, а вторые базируются непосредственно на объективных экономических закономерностях общественного развития. Подобная аргументация ошибочна. Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые. Без правовой регламентации и юридической формы невозможно осуществлять эффективное, рациональное и грамотное управление, тем более что речь идет о самом существенном ¾ непосредственном (или опосредствованном) управляющем воздействии на объект управления.

7. На практике в правовых актах управления можно обнаружить органическое сочетание экономического содержания и административно-правовой формы.

Методы управления можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы нормирования, организации, планирования, регулирования, стимулирования, анализа, учета и т. д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции менеджмента. В общем виде процесс управления (менеджмента) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация | Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1369; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.