Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм внедрения этических норм


Для того чтобы этические принципы, нормы, правила и стандарты превратились в реалии деловой жизни, они должны быть включены в процесс принятия решений на всех уровнях управления, а также в практику работы всех сотрудников, т. е. быть частью реальной кадровой политики.

Наиболее часто применяемым механизмом является этический кодекс, посредством которого около 90% зарубежных компаний внедряло этические принципы. Такой кодекс может быть разработан для компании в целом и содержать общие для всех этические правила. Кодекс, как правило, разрабатывается специально созданным органом ¾ комитетом, комиссией.

Комитет по этике корпорации имеет определенный набор функций, к которым относятся:

· вынесение этических вопросов для обсуждения правлением или топ-менеджерами;

· доведение основных требований этического кодекса до сведения менеджеров всех уровней и рядовых сотрудников;

· разработка мер, поддерживающих кодекс;

· анализ и пересмотр кодекса на основе ежегодных внутрикорпоративных отчетов и в зависимости от изменений внешней среды организации, особенно системы духовных ценностей и мнения общественности;

· составление отчетов о деятельности комитета для совета директоров;

· обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями специалистов по этическим вопросам.

Большая часть этических кодексов компаний была разработана и внедрена в 1970-х гг. Объем их различен ¾ от кодекса «Формулировка деловой этики» на одну страницу компании «Эксон корпорейшн» до «Этического стандарта компании «Ситикорп» объемом более 60 страниц.

По своему содержанию эти кодексы разнообразны, что показывает наличие существенных разногласий между представителями высшего менеджмента относительно предмета этического кодекса.

Характерной особенностью современных кодексов этики является то, что разделы, которые содержат рекомендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие. При этом акцент делается на столкновении интересов корпорации:



а) с правительственными органами;

б) сотрудниками или акционерами корпорации;

в) правительствами иностранных государств.

Большинство кодексов базируется на внутреннем корпоративном контроле за его соблюдением. Публичный (внешний) ¾ со стороны общественных организаций ¾ и государственный контроль за соблюдением кодекса требует создания соответствующей государственной структуры, достаточно дорогой, что обременительно для бюджета любой страны.

Невозможно охарактеризовать и рассмотреть в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники, но письменные инструкции могут помочь разрешению этических вопросов, встречающихся наиболее часто.

Создание этического кодекса дает корпорации в целом и ее сотрудникам ряд преимуществ.

1. Кодексы представляют собой более обоснованные, собранные воедино «путеводители» к правильному поведению, чем советы и рекомендации отдельных личностей. Когда работникам приходится в повседневной практике определять уровень этичности служебного поведения, их суждения часто оказываются субъективными, зависящими не только от уровня этического воспитания данного сотрудника, но и от уровня его образования, культуры, информированности о положении дел в корпорации, степени социальной ответственности, патриотичности и других факторов. Этические кодексы, которые включают в себя все перечисленное, помогают менеджерам сфокусировать свое внимание на основном, первостепенном и выбрать самые логичные решения.

2. Само существование этического кодекса корпорации как коллективного этического стандарта позволяет менеджерам корпорации проникнуться пониманием этичности своих деловых решений. Письменная форма придает кодексам еще большую значимость.

3. Кодекс дает общий ориентир в тех ситуациях, когда трудно однозначно определить, что этично, а что неэтично в действиях менеджмента корпорации, т. е. когда в противоречие приходят универсальная и профессиональная этика.

4. Этические кодексы могут помочь контролировать власть тех менеджеров, которые иногда обращаются с просьбой или приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки. Кодексы могут обеспечить определенный уровень юридической защиты как компании в целом, так и каждому сотруднику в отдельности.

Однако этические кодексы обладают и недостатками:

· они предполагают значительные затраты времени и денег;

· требуют высокой квалификации тех, кто их составляет;

· иногда имеют слишком расплывчатые рекомендации, и с их помощью с трудом можно решить конкретную этическую проблему;

· допускают своим существованием применение наказаний для нарушителей.

Вместе с тем все то, о чем в кодексе не говорится, можно оценить как допустимые действия.

Этические кодексы не гарантируют менеджерам ни контроля над внешними (по отношению к корпорациям) влияниями на деловую этику, ни способов решения глобальных этических проблем.

Перечисленные ранее недостатки этических кодексов не умаляют их значения. Особенно большую пользу они приносят в корпорациях, где менеджеры осознают недопустимость неэтичной практики.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этика делового общения | Психология менеджмента

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.