Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подход к управлению с точки зрения выделения различных школ

Развитие взглядов на менеджмент.

Менеджмент не всегда воспринимался в том виде, в каком он существует сейчас. Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства.

Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений - задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.

В первой половине ХХ века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Их можно отнести к числу наиболее заметных "одномерных" учений. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, бихевиористские учения и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 году, когда была опубликована книга Ф.Тейлора "Принципы научного управления", традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Ф.Тейлор, супруги Гилбрет и Генри Гантт являются создателями школы научного управления (1885-1920).

Идеи школы научного управления базируются на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Создатели школы полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения, и повысить эффективность труда. Научное управление не пренебрегало и человеческим фактором. Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:

- анализ содержания работы и определение ее основных компонентов, используя наблюдение, замеры;

- подбор, обучение и расстановка рабочих на места. где они могут дать наибольшую пользу;

- оплата по результатам труда;

- отделение управленческой функции от производственной;

- дружеские отношения между рабочими и менеджерами.

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы (1920-1950) специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Рассматривая организацию как единый организм, основатель административной школы Анри Файоль считал, что для любой деловой организации характерно наличие определенных видов деятельности, или шести функций:

- техническая деятельность (производство);

- коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен);

- финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала);

- деятельность безопасности (защита собственности людей);

- эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);

- управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль).

Основная заслуга такого рассмотрения состояла в том, что Файоль выделил управление как особый вид деятельности. Считая, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера организации, уровня управленческой иерархии и т.п., Файоль подчеркивал, что в то же время она обязательно должна включать в себя все перечисленные пять функций.

Файоль также разработал четырнадцать принципов управления, от которых, как он считал, зависит успех управления.

- Разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы).

- Власть (право отдавать команды и нести ответственность за результаты).

- Дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующиеся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации; в основном - результат возможностей руководства).

- Единство распорядительства ( распоряжение только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю).

- Единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей).

- Подчинение индивидуальных интересов общим интересам (менеджер должен добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы индивидов,, групп и подразделений не превалировали над интересами организации в целом).

- Вознаграждение персонала (оплата должна отражать состоянии организации и стимулировать людей на работу с отдачей).

- Централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты).

- Цепи взаимодействия (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным).

- Порядок (все должны знать свое место в организации).

- Равенство (к рабочим следует подходить справедливо и по-доброму).

- Стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации).

- Инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи).

- Корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы).

После Файоля многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием управленческой деятельности. Однако все они, в конечном счете, были только последователями, развивавшими и дополнявшими его учение.

Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений.

Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений (1930-1950).Двух ученых - Мери Паркер Фоллет и Элтона Мэйо- можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно мисс Фоллет была первой, кто определил менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Принципиальным этапом в разработке концепции школы явилось участие Мэйо в проведении так называемого Хоторнского эксперимента, в котором исследовалось влияние различных факторов на производительность труда рабочих. Результаты оказались поразительными и неподдающимися описанию с точки зрения научного управления. Ученые пришли к выводу, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что, если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом. Мэйо говорил, что менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе.

Развитие таких наук, как психология и социология, и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделали изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития бихевиористских теорий менеджмента (1950-по настоящее время) можно назвать Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Математика, статистика, инженерные науки внесли существенный вклад в теорию управления, положив начало развитию школы науки управления (или количественной школы) (1950 - по настоящее время). Основным вкладом данной школы явилось то, что были разработаны методы представления организационных проблем в виде математических моделей. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика менеджмента | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.