КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыночная экономика и менеджмент
Лекция № 13 Лекция № 11 Лекция № 9 Лекция № 7 Лекция № 5 Лекция № 3 Лекция № 2 Лекция № 1 Рыночная экономика и менеджмент …………………………………………… 3 Эволюция теоретического и практического менеджмента …………………....8 Основы методологии менеджмента ……………………………………………12 Лекция № 4 Внешняя и внутренняя среда организаций. Основные элементы организаци-онной культуры ………………………………………………………………….16 Логика и технология управления, моделирование ситуаций и разработка управленческих решений ……………………………………………………….29 Лекция № 6 Организационные отношения и коммуникации в системе менеджмента …..41 Функции и методы управления ………………………………………………..43 Лекция № 8 Стратегические и тактические планы, регулирование и контроль в системе менеджмента ……………………………………………………………………46 Личность и управление …………………………………………………………58 Лекция № 10 Поведение людей в организации. Трудовой коллектив ……………………...76 Руководитель и подчиненные. Мотивация: понятие и виды. Концепции мотивации ………………………………………………………………………..87 Лекция № 12 Власть и руководство. Стили руководства. Управление конфликтами ……..91 Экономическая эффективность управления ………………………………….93
Лекция № 1 Потребность и необходимость управления в деятельности человека. В современном обществе взгляды на управление меняются. К числу основных факторов, определяющих эти изменения, обычно относят научно-технический прогресс и рост производственного потенциала. Современный экономический рост характеризуется особой значимостью научно-технического прогресса. Наука становится важнейшей производительной силой общества. На долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании, квалификации работников в развитых странах, приходится 70-80% прироста внутреннего валового продукта (ВВП). Важной особенностью современной экономики стал переход к непрерывному инновационному процессу. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ занимает все больший удельный вес в инвестиционных расходах. В этой связи возникает ряд задач, связанных с управлением, организацией научных исследований и обеспечением ускоренного внедрения достижений науки и техники в производство. Причем эти задачи необходимо решать на всех уровнях управления. Ускорение научно-технического прогресса предъявляет новые требования к управлению персоналом и предусматривает постоянное обучение работников. Поэтому в развитых странах возрастает значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса. Со второй половины XX века в мировой экономике заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также основанные на прогрессивных технологиях. Характерной тенденцией стала также ориентация производства на запросы потребителей, то есть на небольшие по емкости рынки, что привело к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению связей между ними, к возрастанию роли таких критериев, как гибкость, динамичность, адаптивность. Основные положения новой парадигмы управления сложились в 70-80-е годы XX века и сводятся к следующему: - предприятия (организации) следует рассматривать как открытые системы управления; - ориентация производства не на наращивание объемов производства, а на повышение качества продукции и услуг и более полное удовлетворение запросов потребителей; - обеспечение быстроты и адекватности реакции предприятий и - возрастание роли организационной культуры и инноваций, мотивации и стиля управления. В этой связи менеджмент все чаще рассматривается как искусство управления людьми, а люди, обладающие знаниями и высокой квалификацией - как главный источник прибыли. В соответствии с новой парадигмой изменились и требования к управлению. Это своевременная реакция на изменения во внутренней и внешней среде организации, лояльность и доверие к персоналу, создание в каждой фирме атмосферы новаторства, развитие коммуникационных сетей, пронизывающих организацию по горизонтали и вертикали, повышение качества личной работы и ее постоянное совершенствование на основе обучения. Предмет курса «Менеджмент» и задачи его изучения. Управление, как известно, представляет собой осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир. Менеджмент — важнейшая составная часть управления, предметом которой являются социальные отношения в процессе управления. Таким образом, предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления. Менеджмент можно рассматривать и как профессиональную деятельность. С этой точки зрения менеджмент представляет собой вид деятельности, который предполагает целенаправленную концентрацию усилий людей для получения заранее определенного экономического результата. Менеджмент можно рассматривать и как искусство управления людьми. Целью изучения данного курса является формирование системы знаний, позволяющей обеспечить эффективное функционирование социальных систем управления. Основными задачами изучения дисциплины являются: - усвоение теоретических основ методологии менеджмента; - исследование функций управления; - овладение методами управления; - формирование представлений о логике и технологии управления; - изучение организационных отношений и коммуникаций, информационного и технического обеспечения менеджмента; - приобретение навыков планирования; - усвоение теоретических и практических навыков организации - исследование социальных факторов управления (групповой - получение базовых представлений об управлении конфликтами; - овладение методикой оценки экономической эффективности - анализ отечественного и зарубежного опыта управления. В соответствии с этими задачами определена структура курса «Менеджмент». Менеджмент базируется на основных положениях макро- и микроэкономики. Однако он не является сугубо экономической дисциплиной. Существенную роль в его формировании как науки сыграли гуманитарные (психология, социология, педагогика и др.), естественно-научные (математика, современные концепции естествознания и др.), а также общепрофессиональные (бухгалтерский учет, статистика и т.п.) дисциплины. Вместе с тем сам менеджмент служит основой для изучения ряда других специальных дисциплин, таких как управление персоналом, организационное поведение, стратегическое планирование и др. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Менеджмент в прямом переводе - «управление» и в самом общем виде означает управление экономическими процессами в обществе. Как правило, под менеджментом понимается управление производством, управление бизнесом или управление социально-экономическими процессами на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. В учебниках термин менеджмент часто соседствует с термином бизнес. Современные словари по экономике определяют бизнес в первую очередь как дело, занятие, предпринимательство. То есть, бизнес представляет собой экономическую деятельность, направленную на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Предпринимательство - частный случай бизнеса. Предпринимательство - как основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности более тесно связан с личностью человека - предпринимателем. Предприниматель осуществляет бизнес на постоянной основе, при открытии нового дела, реализации нововведения, он вкладывает собственный капитал и принимает на себя личный финансовый риск. Бизнесмен и менеджер - не одно и тоже лицо. Бизнесмен - всегда владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Он может выполнять функции менеджера, а может и делегировать их специальному наемному работнику. Кроме того, менеджер в зависимости от объекта управления (некоммерческая организация) не обязательно имеет в качестве непосредственной цели своей деятельности получение прибыли. Предприниматель - бизнесмен, но затевающий новое дело, строящий планы, затрачивающий собственный труд, энергию, вкладывающий свой капитал для их реализации в расчете на дополнительный доход при удаче или принимающий на себя последствия риска при неудаче. Предприниматель также не тождественен собственнику, он может использовать не свой, а заемный капитал, в то время, как собственник - получать доход и не занимаясь предпринимательством. В принципе менеджмент можно рассматривать как деятельность по организации управления фирмой, как процесс принятия управленческих решений и как науку или искусство управления. Экономический механизм менеджмента. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности имеет свой собственный экономический механизм: внутрифирменное управление, управление производством и управление персоналом. Экономический механизм в данном случае рассматривается в качестве необходимой взаимосвязи, естественно возникающей между различными экономическими явлениями. Виды менеджмента. Производственный менеджмент предполагает определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, текущих параметров технологического процесса, рациональную загрузку оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей к местам их использования. Маркетинг-менеджмент состоит в организации закупки, сбыта и транспортировки сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции. Эккаунтинг-менеджмент означает координацию действий по изучению рынка и приспособлению выпускаемой продукции к его потребностям Персонал-менеджмент заключается в руководстве процессами набора, перемещения, увольнения, повышения квалификации сотрудников. Финансовый менеджмент означает организацию выдачи заработной платы сотрудникам. Инновационный менеджмент состоит в руководстве рационализаторской и изобретательской деятельности коллектива. Инвестиционный менеджмент состоит в эффективном управлении инвестиционной деятельностью на предприятии. Стратегический менеджмент состоит в разработке, принятии и реализации стратегических решений, центральным звеном является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |