КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы методологии менеджмента
Лекция № 3 Важнейшие категории менеджмента. В управлении и менеджменте используются одни и те же категории, к которым относятся такие понятия, как «объект и субъект управления», «прямые и обратные связи между ними», «система управления», «окружающая среда». При рассмотрении основных категорий менеджмента и управления на уровне предприятий и организаций необходимо учитывать специфику их деятельности и общие задачи функционирования хозяйствующих субъектов. Перейдем теперь к рассмотрению непосредственно категорий. Объект управления — это то, чем управляют, т.е. отрасль, предприятие, подразделение и т.п. Субъект управления — это то, что управляет, т.е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением. Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь — это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь — это информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении команд и состоянии объекта управления. Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе — как часть производственных отношений. В социальной системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект - управляющей подсистемой. Социальную систему управления характеризует ряд общих условий. Прежде всего, управляемая система обладает способностью изменять свои параметры (или свойства) под воздействием управляющей системы. При этом для эффективного управления необходимы критерии и показатели, наиболее полно отражающие важнейшие параметры деятельности объекта управления. Например, для промышленного предприятия такими показателями могут быть: производственная мощность, численность персонала, объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность и др. Субъект управления воздействует на объект в соответствии с определенной целью. Для этого управляющая подсистема должна предвидеть состояние объекта управления после соответствующего воздействия. Для ориентации на определенную цель субъекту управления должна поступать информация о состоянии объекта после воздействия, т.е. в системе управления должны быть четко организованы прямые и обратные связи. И, наконец, любая экономическая система управления должна располагать определенными материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами. Специфика социальной системы управления обусловливает особенности управления процессом труда в каждой фирме, что находит свое выражение в рационализации соединения живого труда с предметами и орудиями труда, в совершенствовании форм и приемов трудовой деятельности, в том числе и в управлении. Вместе с тем для всех предприятий (организаций) все большее значение приобретает социальная сторона управления, которая охватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдение этических норм и правил общения менеджера с персоналом. Каждая социальная система управления связана со средой, в которой она существует. Окружающая (внешняя) среда — это все то, что окружает данное предприятие: поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация и др. Окружающая среда активно влияет на любую организацию, поставляя ей кадры, орудия труда, сырье, материалы или товары, энергоносители и т.д. В свою очередь, организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги. Например, предприятия торговли оказывают непосредственное влияние на формирование и удовлетворение потребностей и спроса покупателей, воспитывают вкус и культуру потребления. В свою очередь ассортимент реализуемых ими товаров зависит от уровня развития отраслей пищевой и легкой промышленности, состояния экспорта, импорта и т.д. Все категории управления тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. В некоторых литературных источниках выделяют также и внутреннюю среду организации, которую составляют цели, задачи, технологии, структура управления и люди. Цель — это желаемое состояние организации. Задача— это предписанная работа (или серия работ), которая должна быть выполнена установленным способом в заранее определенный срок. Технология — это средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию. Структура управления – это логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения поставленных целей. Люди – это главная производительная сила организации. Закономерности менеджмента. К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития и закон композиции. Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем сумму индивидуальных усилий членов этой организации. Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может функционировать только при условии информационного обеспечения. Закон развития это социальная система управления во времени. Она имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Закон композиции отражает стремление организации к объединению с другими социальными системами. Принципы менеджмента. Принципы менеджмента – это основные требования, предъявляемые к системе и организации управления. Принцип целенаправленности управления предполагает, что управление людьми всегда направлено на достижение определенной цели. Принцип иерархичности отражает вертикальное разделение управленческого труда и подчинение нижних уровней управления высшим. Принцип дисциплины требует безусловного выполнения полученных заданий и распоряжений. Принцип ответственности предусматривает наказание за невыполнение возложенных функций или задач. Принцип компетентности требует знания менеджером объекта управления, а каждым работником своей работы. Принцип стимулирования предусматривает вознаграждение за результаты работы. Методологические подходы в менеджменте Методологический подход - это набор определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления. Программно-целевой подход предусматривает четкое определение цели и разработку программы действий для оптимального ее достижения. Системный подход предполагает рассмотрение процессов и явлений в управлении как системы. Ситуационный подход требует выбора методов и приемов управления, исходя их конкретной ситуации. Комплексный подход предусматривает принятие управленческих решений с учетом важнейших факторов внутренней среды. Процессный подход рассматривает управление как процесс непрерывного чередования функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Маркетинговый подход предполагает ориентацию управления на удовлетворение спроса потребителей.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |