Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы методологии менеджмента


Лекция № 3

Важнейшие категории менеджмента. В управлении и менеджменте используются одни и те же катего­рии, к которым относятся такие понятия, как «объект и субъект управления», «прямые и обратные связи между ними», «система управления», «окружающая среда».

При рассмотрении основных категорий менеджмента и управле­ния на уровне предприятий и организаций необходимо учитывать специфику их деятельности и общие задачи функционирования хо­зяйствующих субъектов.

Перейдем теперь к рассмотрению непосредственно категорий.

Объект управления — это то, чем управляют, т.е. отрасль, пред­приятие, подразделение и т.п.

Субъект управления — это то, что управляет, т.е. аппарат управ­ления отраслью, предприятием, подразделением.

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь — это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь — это информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении ко­манд и состоянии объекта управления.

Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе — как часть производственных от­ношений.

В социальной системе управления объект управления часто на­зывают управляемой подсистемой, субъект - управляющей под­системой. Социальную систему управления характеризует ряд об­щих условий. Прежде всего, управляемая система обладает способ­ностью изменять свои параметры (или свойства) под воздействием управляющей системы. При этом для эффективного управления не­обходимы критерии и показатели, наиболее полно отражающие важнейшие параметры деятельности объекта управления. Напри­мер, для промышленного предприятия такими показателями могут быть: производственная мощность, численность персонала, объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность и др.

Субъект управления воздействует на объект в соответствии с оп­ределенной целью. Для этого управляющая подсистема должна предвидеть состояние объекта управления после соответствующего воздействия. Для ориентации на определенную цель субъекту управления должна поступать информация о состоянии объекта по­сле воздействия, т.е. в системе управления должны быть четко орга­низованы прямые и обратные связи. И, наконец, любая экономиче­ская система управления должна располагать определенными мате­риальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.



Специфика социальной системы управления обусловливает осо­бенности управления процессом труда в каждой фирме, что находит свое выражение в рационализации соединения живого труда с предметами и орудиями труда, в совершенствовании форм и прие­мов трудовой деятельности, в том числе и в управлении.

Вместе с тем для всех предприятий (организаций) все большее значение приобретает социальная сторона управления, которая ох­ватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдение этических норм и правил общения менеджера с персоналом.

Каждая социальная система управления связана со средой, в ко­торой она существует.

Окружающая (внешняя) среда — это все то, что окружает дан­ное предприятие: поставщики и покупатели, конкурирующие ор­ганизации, культура, политическая ситуация и др. Окружающая среда активно влияет на любую организацию, поставляя ей кадры, орудия труда, сырье, материалы или товары, энергоносители и т.д. В свою очередь, организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги. Например, предприятия торговли оказывают непосредственное влияние на формирование и удовлетворение потребностей и спроса покупателей, воспиты­вают вкус и культуру потребления. В свою очередь ассортимент реализуемых ими товаров зависит от уровня развития отраслей пищевой и легкой промышленности, состояния экспорта, импорта и т.д.

Все категории управления тесно взаимосвязаны и взаимозависи­мы.

В некоторых литературных источниках выделяют также и внут­реннюю среду организации, которую составляют цели, задачи, тех­нологии, структура управления и люди.

Цель — это желаемое состояние организации.

Задача— это предписанная работа (или серия работ), которая должна быть выполнена установленным способом в заранее опреде­ленный срок.

Технология — это средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию.

Структура управления – это логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения поставленных целей.

Люди – это главная производительная сила организации.

Закономерности менеджмента.К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития и закон композиции. Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем сумму индивидуальных усилий членов этой организации. Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может функционировать только при условии информационного обеспечения. Закон развития это социальная система управления во времени. Она имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Закон композиции отражает стремление организации к объединению с другими социальными системами.

Принципы менеджмента. Принципы менеджмента – это основные требования, предъявляемые к системе и организации управления. Принцип целенаправленности управления предполагает, что управление людьми всегда направлено на достижение определенной цели. Принцип иерархичности отражает вертикальное разделение управленческого труда и подчинение нижних уровней управления высшим. Принцип дисциплины требует безусловного выполнения полученных заданий и распоряжений. Принцип ответственности предусматривает наказание за невыполнение возложенных функций или задач. Принцип компетентности требует знания менеджером объекта управления, а каждым работником своей работы. Принцип стимулирования предусматривает вознаграждение за результаты работы.



Методологические подходы в менеджменте Методологический подход - это набор определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления. Программно-целевой подход предусматривает четкое определение цели и разработку программы действий для оптимального ее достижения. Системный подход предполагает рассмотрение процессов и явлений в управлении как системы. Ситуационный подход требует выбора методов и приемов управления, исходя их конкретной ситуации. Комплексный подход предусматривает принятие управленческих решений с учетом важнейших факторов внутренней среды. Процессный подход рассматривает управление как процесс непрерывного чередования функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Маркетинговый подход предполагает ориентацию управления на удовлетворение спроса потребителей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эволюция теоретического и практического менеджмента | Внешняя и внутренняя среда организаций. Основные элементы организационной культуры

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. GУметь использовать на практике современные технологии и методы менеджмента.
  2. I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  3. IX. Основы организации управления
  4. Административно-правовые основы регулирования в сфере финансовых отношений
  5. Административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики
  6. Билет № 25: Природа и состав функций менеджмента.
  7. Билет № 26: Характеристика функции планирования. Понятие миссии, цели и задачи организации. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
  8. Билет№11: Организационные отношения в системе менеджмента.
  9. Билет№5:Методологические основы менеджмента. Ситуационный, системный и процессный подход к принятию управленческих решений (привести примеры).
  10. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕОГРАФИИ
  11. Биологические основы реографии
  12. В чем же состоит проблематика оценки эффективности менеджмента?

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.